Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие




Скачать 0.71 Mb.
Название Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие
страница 1/5
Дата публикации 01.10.2014
Размер 0.71 Mb.
Тип Диплом
literature-edu.ru > Экономика > Диплом
  1   2   3   4   5
В. В. Захарова, В. С. Соколов

КАК НАПИСАТЬ И ЗАЩИТИТЬ ДИПЛОМ

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей

Москва ФОРУМ - ИНФРА-М

2007

УДК 651(075) ББК 65.052я723 338

Рецензенты:

ректор института современной экономики, профессор, доктор

экономических наук А. Т. Кабанов;

ведущий научный сотрудник ИМЕТ РАН РФ, доктор

технических наук, профессор А. Е. Шелест

Захарова В. В., Соколов В. С.

338 Как написать и защитить диплом: учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 64 с: ил.

ISBN 978-5-91134-112-1 (ФОРУМ) ISBN 978-5-16-002986-3 (ИНФРА-М)

В предлагаемой читателю работе сформулированы основные принципы построения дипломной работы. Изложены все этапы подготовки диплом­ных работ — от выбора темы до защиты. Приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, ссылок на источники и литературу, располо­жение и примеры оформления приложений. Материал сформирован на основе выборок из различных государственных стандартов, а также учтен опыт подготовки специалистов в МАТИ.

Пособие предназначено для студентов, выполняющих аттестационные и дипломные работы по экономическим специальностям, а также руково­дителей и консультантов этих работ.

УДК 651(075) ББК 65.052я723

© В. В, Захарова, 2007
ISBN 978-5-91134-112-1 (ФОРУМ) © В. С. Соколов, 2007

ISBN 978-5-16-002986-3 (ИНФРА-М) © Издательство «ФОРУМ», 2007

Введение 5

  1. Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура диплома 6

  2. КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ 10




  1. Роль введения и его структура 10

  2. Обоснование темы, ее актуальность 10

  3. Цель работы 11

  4. Формулировка задач 12

  5. Источники и литература 13

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 16

  1. Теоретическая глава 16

  2. Общеэкономическая характеристика предприятия 18

  3. Исследовательская часть 20




  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

  2. НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИХ ВИДЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 23

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ 27

  1. Общие требования 27

  2. Нумерация страниц 28

  3. Иллюстрации 29

  4. Таблицы 30

1 '-2006

4 Оглавление

  1. Формулы и уравнения 31

  2. Ссылки 31

  3. Перечисления и примечания 32

  4. Содержание 33

  5. Перечень условных обозначений 33

6.10. Оформление списка основных источников

и литературы 33

  1. Приложения 37

  2. Аннотация 38

7. ЗАЩИТА ДИПЛОМА 39

Библиография 45

Приложения 47

Введение

Дипломная работа по экономическим специальностям — это научная работа, выполняемая студентом на заключительном эта­пе обучения с использованием знаний, полученных по ряду дис­циплин. Цель дипломной работы — систематизировать, расши­рить знания и практические навыки в решении сложных ком­плексных экономических задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической ра­боте в соответствии с получаемой специальностью. Защита ди­пломной работы выносится на итоговую государственную атте­стацию. Выполнение дипломной работы может стать началом для научной деятельности — написания кандидатской диссертации.

Предлагаемые нами рекомендации предназначены, прежде всего, для тех, кто ставит перед собой задачу повысить уровень знаний по выбранному направлению при минимальных трудоза­тратах на научный поиск. Они помогут правильно выбрать тему предстоящей работы, подобрать и изучить литературу, написать, оформить, а также успешно защитить свою работу.

В приложениях приведены образцы организационных доку­ментов, оформляемых при подготовке дипломных работ к за­щите.

1. Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура диплома

Выбор темы для написания работы — достаточно сложное и ответственное дело. Значительно проще обстоит дело у тех сту­дентов, которые уже работают по избранной специальности и хорошо представляют себе как содержание предложенных для анализа проблем, так и их практическую значимость и актуаль­ность.

В остальных случаях мы рекомендуем особенно серьезно от­нестись к прохождению преддипломной практики. Прежде всего, вы должны отобрать несколько направлений (или даже уже сфор­мулированных тем), которые вызывают у вас наибольший инте­рес. Затем выясните насколько актуальны они для данного пред­приятия, а также, какого рода материалы необходимы вам для тех задач, которые вы поставили в своей работе. Обсудите эти вопро­сы с руководителем преддипломной практики и дипломной рабо­ты. Старайтесь уже на этом этапе прояснить, с какими возможны­ми трудностями вы, скорее всего, столкнетесь (мало источников или к ним нет доступа, нет возможности проверить результаты исследований, ваши расчеты устареют на момент внедрения и т. д.). Обсудив и взвесив все «за» и «против», остановитесь на наиболее приемлемой и заинтересовавшей вас теме.

Несмотря на большое разнообразие при выборе темы и ис­точников для написания дипломной работы, существует ряд об­щих требований, которые обязательно нужно учесть. Прежде всего, они касаются структуры дипломной работы.

За исключением редких случаев, связанных с очень специ­фичной темой и кругом используемых для анализа материалов, все дипломные проекты должны состоять из введения, теорети­ческой части, общеэкономической характеристики предприятия, расчетно-практической части, где вы, собственно, предлагаете

1. Выбор темы. Общие принципы... 7

свое решение поставленных задач, экологической главы, заклю­чения. К основному тексту даются приложения, чаще всего в конце работы, но некоторые из них логичнее разместить непо­средственно по ходу изложения, т. е. в самом тексте.

Это общий принцип, по которому строится диплом. Струк­тура может видоизменяться следующим образом. Допустим, вы проводите сравнительный анализ двух (или более) вариантов вы­бора технологии производства и даете экономическое обоснова­ние предложенному варианту. В этом случае в теоретической главе можно рассмотреть только основные категории и понятия, используемые при дальнейшем изложении. Например, что такое сравнительный анализ, как он проводится, какими достоинства­ми и недостатками обладает, почему вы выбрали его из перечня приемов и методов экономической характеристики. Самое глав­ное — расскажите, какие варианты сравнительного анализа предлагаются в экономической литературе и на практике, и обоснуйте, почему вы выбрали те или иные аспекты, проблемы, вопросы для его проведения.

Структура работы определяется исследовательской задачей. Чтобы пояснить эту мысль, остановимся на некоторых примерах.

Пример 1. Необходимо выявить экономическую эффективность того или иного проекта. Следовательно, в первую очередь в исследователь­ской части диплома сопоставляются данные по рентабельности, ресур­соемкое™, оборачиваемости, что и обосновывается в теоретической главе.

Пример 2. Необходимо определиться с долговременной перспекти­вой — значит, не обойтись без макроэкономических исследований, прогнозов развития рынка спроса и предложения, перспектив развития инфраструктуры. Скажем, для одной технологии производства важнее состояние финансовой среды работы предприятия, для другой — легкий доступ к редким источникам сырья и т. д.

Пример 3. Необходимо решить, стоит ли начинать рискованный проект. В этом случае следует анализировать границы допустимого рис­ка для предприятий и границы безубыточности для разных проектов.

Таким образом, главное, что вы должны сделать в теоретиче­ской главе — это объяснить, что не просто используете теорети­ческие знания, а умеете выбрать нужные, соответствующие ва­шей цели подходы и обосновать их правильность.

Вернемся к структуре дипломной работы. В случае, если вы остановились на сравнительном анализе технологии производст-

S 1. Выбор темы. Общие принципы...

ва, после теоретической части и общеэкономического обзора предприятия (или предприятий, где планируется начать произ­водство), отдельную главу можно посвятить специальным услови­ям, необходимым для реализации того или иного проекта. Это могут быть финансовые ресурсы, наработанные деловые связи предприятий, кадровый потенциал, специфика оборудования, опыт работы, производство аналогов, удобство инфраструктуры, возможности быстрой перестройки технологических линий и т. д. В этой главе вы можете сначала определить перечень этих специ­альных условий, затем выявить их значимость в каждом конкрет­ном предлагаемом варианте, а затем рассмотреть наличие этих ус­ловий на предприятиях.

В основной (расчетно-практической) части вы будете сопос­тавлять экономические характеристики предлагаемых проектов, выявлять общие черты и особенности каждого из них. Скажем, высокий экономический риск — это общая черта, но возмож­ность получения долговременной прибыли в проектах совершен­но разная. Допустим, первый проект сулит высокую доходность в течение первого этапа и резкое ее снижение в дальнейшем, а специфика второго способа производства — вероятность ста­бильных поступлений невысокой доходности в течение значи­тельного промежутка времени.

В данном случае структура вашего диплома будет выглядеть следующим образом:

  1. Введение.

  2. Теоретическая глава.

  3. Общеэкономическая характеристика предприятия.

  4. Сравнительный анализ вариантов технологии производства.

  5. Характеристика специальных условий предлагаемых про­ектов.

  6. Экологическая глава.

7. Заключение.
Приложения.

Если же тема вашей дипломной работы связана, скажем, с организационной перестройкой предприятия и новыми задача­ми управления, то структура диплома может выглядеть пример­но таким образом:

  1. Введение.

  2. Общеэкономическая характеристика предприятия.

1. Выбор темы. Общие принципы... 9

  1. Обоснование необходимости организационной перестрой­ки (здесь нужно рассмотреть прежнюю структуру управления).

  2. Суть предлагаемых мероприятий, анализ новых задач управления.

  3. Экологическая глава.

6. Заключение.
Приложения.

Как видим, в данном случае теоретическая глава как таковая не выделена, но все необходимые понятия, специальные терми­ны, существующие закономерности, применяемые методические приемы, т. е. все теоретические основы вашей работы, включа­ются в третью главу, где одновременно рассматривается и преж­няя структура управления на предприятии.

Если дипломный проект построен на аналитическом обзоре очень большого круга источников, то их анализ можно выделить в особую главу. Таким образом, в целом структура диплома бу­дет определяться особенностями вашей темы.

2. КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ

2.1. Роль введения и его структура

После оглавления и краткой аннотации в дипломе следует введение. Обратите на него особое внимание! По введению судят о тщательности подхода, продуманности в выборе темы, об уровне написания диплома в целом. Те из членов государствен­ной аттестационной комиссии, которые не могут прочитать вни­мательно весь ваш диплом, обязательно посмотрят оглавление, введение, заключение и приложения. Многое из введения вой­дет в ваше выступление на защите. Будьте внимательны в фор­мулировках. Настоятельно рекомендуем писать текст введения в последнюю очередь, когда диплом практически готов, и вы лег­ко сможете объяснить выбор темы, а также цели и задачи вашей работы. Разумеется, самый общий план введения нужно подго­товить до написания основной части, но окончательный текст лучше оставить «на потом». И еще: введение и заключение тесно связаны между собой. Поэтому, когда у вас готов текст основной части, выводы по главам вы собрали в заключении, подвели ито­ги, вам будет проще точно сформулировать цель и задачи рабо­ты, а также охарактеризовать особенности использования источ­ников и степень их информативности.

Обязательными составными частями введения являются:

  • обоснование темы, ее актуальность;

  • постановка цели исследования;

  • формулировка задач;

  • характеристика источников и использованной литературы.

2.2. Обоснование темы, ее актуальность

В идеале вы должны:

а) объяснить, в чем важность и значимость выбранной темы;

2. Как написать введение 11

б) как она связана с более широкими аспектами развития
экономики;

в) в чем новизна работы, которую вы собираетесь предложить.
Если пункт «б» вызывает у вас затруднения, постарайтесь

просто перечислить те проблемы, в связи с которыми выбран тема работы.

Пример 1. Тема дипломной работы — «Анализ финансового состоя­ния предприятия». Обоснование может выглядеть следующим образом: «В настоящее время, с переходом экономики России к рыночным отно­шениям, возрастает самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко повышается значение финансо­вой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно уве­личивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размеще­ния и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, деловым партнерам, менеджерам и налоговым службам. В данной рабо­те проводится анализ финансового состояния предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего пользо­вания и оперативного управления финансами».

Пример 2. Тема диплома — «Разработка организационной структуры управления холдингом». Постановка и обоснование темы строится по следующему плану: констатация экономического кризиса в России — роль проблем управления — сложности в деятельности оборонных пред­приятий — необходимость интеграции (объединения в холдинг) — акту­альность построения новых организационных структур.

2.3. Цель работы

Цель работы непосредственно связана с темой (названием) дипломной работы. Как правило, необходимо только конкретнее указать, что именно вы намерены сделать: «проанализировать...», «обосновать.^.», «раскрыть...», «выявить...», «охарактеризовать». Цель работы — это наиболее масштабная конкретно-практиче­ская операция, выполнению которой и будет посвящен диплом. Сформулировав цель, вы заложили основы для написания за­ключения. Оно должно, соответственно, содержать ответ на по­ставленный вопрос.

Рассмотрим это на конкретном примере. Если во введении вы пишете, что «целью работы является охарактеризовать специ­фику перестройки управления предприятием в условиях реорга-

12 2, Как написать введение

низации всей его структуры», то в заключении это должно быть прокомментировано:

  • специфика перестройки управления (покажите, в чем она заключается);

  • в целом реорганизация управления — сложный этап в жиз­ни любого предприятия, но это позволяет полнее соответ­ствовать быстро меняющимся условиям рыночной эконо­мики, хотя в то же время несет целый ряд проблем. Одной из них является необходимость быстро и безболезненно перестроить управление в связи с новыми задачами;

  • эти новые задачи (большие масштабы деятельности, более сложная вертикаль власти, иное распределение прав и обя­занностей, новые должностные инструкции, иная возмож­ность делегирования полномочий и т. д.) требуют макси­мально внимательно отнестись к особенностям конкретно­го предприятия, (перечисляете выявленные в основной части диплома особенности, связанные со спецификой прежней системы управления) и т. п.

Итак, цель — это наиболее точное отражение содержания ва­шей работы. Цель конкретизируется и раскрывается через задачи.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся...
Соколов С. В. Социальная философия: Учеб пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".)
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология:...
«Логопатопсихология: учеб пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.»: Гуманитарный издательский центр владос;...
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Белкин А. С. Б 43 Основы возрастной педагогики: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений
...
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений...
Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. 432 с
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Владос, 2000. 800 с
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon В. А. Лабунская Васильева О. С., Филатов Ф. Р
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр...
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Вопросы и задания
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Сели­верстова. —...
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Высшее образование
Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Б. Эльконин; ред сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:...
Захарова В. В., Соколов В. С. 338 Как написать и защитить диплом: учеб пособие icon Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Учеб пособие для студ....
Чем предмет истории психологии отличается от предметных областей других отраслей психологии?
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции