Скачать 334.79 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Кафедра социологии УТВЕРЖДАЮ П роректор по учебно-методической работе и качеству образования д.э.н., профессор ___________ В.И. Малюк Р ег. № 2011 ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕСОЦИОЛОГИЯ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Специальность 040201 – Социология Санкт-Петербург 2012 Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания Составители: д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян д-р экон. наук, проф. И.В. Андреева Подготовлено на кафедре социологии Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями © СПбГИЭУ, 2012 Содержание Тема 10. Эволюция и современное состояние экономической социологии. 22 Тема 11. Модели “экономического человека” и моделиэкономического поведения. 24 Тема 12. Экономические институты и экономическая культура как предмет социологического анализа. 24 Приложение В: 27 1. Общие положения 1.1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины— формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии социологии труда и экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества. Задачи дисциплины. • получить базовые представления об основных тенденциях развития социологии труда и экономической социологии; • овладеть категориями и понятиями науки; • получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социально-экономической жизни общества; • овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмов и институтов регуляции трудового и экономического поведения, профессиональной и экономической стратификации общества; • овладеть навыками социальной организации труда, отраслевого и регионального разделения труда, трудовой и экономической мобильности субъектов экономического поведения на макро- и микроуровнях; • знать методы решения прикладных задач в рамках данной проблематики. 1.2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника. Дисциплина «Социология труда и экономическая социология» является теоретико-методологическим основанием для профессиональной специализации в области экономической социологии и социологии труда. Она лежит на стыке социологии организации, экономики, основы менеджмента, социальной статистики, демографии, социологии международных отношений, этоносоциология и социального прогнозирования и проектирования. Изучение дисциплины предполагает предварительное знакомство студента с концептуальной основой теории и практики экономической социологии, историей социологии, общей социологии, методологией и методикой социологического исследования и естественным образом оперирует частью их законов, идей и представлений. 1.3. Требования к знаниям и умениям, которые студент должен приобрести в процессе изучения дисциплины Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен: ЗНАТЬ -фундаментальные работы в области социологии труда и экономической социологии; -основные методы прикладных исследований УМЕТЬ -раскрыть, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения; - анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества; - владеть навыками работы с научной литературой ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
о теоретических моделях, разработанных отечественными и зарубежными специалистами. 1.4. Формы контроля Формами аттестации по результатам изучения дисциплины «Социология труда и экономическая социология» является контрольная работа и экзамен.. 2 Методические указания к изучению дисциплины 2.1 Методические рекомендации для студентов заочников Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие следующих форм обучения: лекций, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы. Преподавание строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-экономической, социологической и политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-экономических и политических событий и процессов. Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних специальных и высших учебных заведениях по таким дисциплинам, как философия, экономика, социология, политология, культурология, менеджмент и др. В процессе изучения дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Изучение дисциплины необходимо начинать с уяснения понятия, сущности, содержания и факторов формирования социально-экономических процессов в современном обществе. Необходимо провести анализ влияния новых явлений в экономической сфере общества, направлений исследований в социально-экономических науках на эволюцию теоретических подходов к интерпретации этих процессов. Требуется также рассмотрение важнейших аспектов методологии формирования и концепций изучения современных социально-экономических процессов в современной России. Важное значение имеет глубокое знание сущности категории труд, социально-экономических процессов и связанных с ними понятий (структура экономики, социальная инфраструктура, структура социально-экономической системы, структура общества и др.). В ходе изучения необходимо хорошо уяснить различные методологические подходы к разработке основ классификации социально-экономических и трудовых процессов, применительно к разным уровням управленческой иерархии и различным уровням территориальной организации, последовательность процедур и принципы формирования показателей, отражающих содержание этих процессов. Изучение логических основ системного анализа и фактологического обеспечения исследований социально-экономических и трудовых процессов предполагает знание общей методологии исследования социально-экономических и трудовых процессов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем, рассмотрение типичных ситуаций, требующих применения методов системного анализа, знание методов диагностики экономических систем. Специалист должен быть знаком с первичным измерением социальных характеристик, конструированием эталона измерения (шкалы), характеристиками шкал (простая номинальная, частично упорядоченная, порядковая, шкала пропорциональных оценок и др. Требуется также знание методов сбора данных для анализа социально-экономических и трудовых процессов. В ходе изучения материалов, посвященных социологическим исследованиям, применяемым при исследовании социально-экономических и трудовых процессов, особое внимание необходимо уделять методам прямого наблюдения и путям повышения надежности данных наблюдений, а также документальным источникам информации, приемам качественно-количественного анализа документов. Важной задачей для будущих специалистов является формирование умений составлять программы теоретико-прикладных социологических исследований, организовывать и определять эффективность социально-экономических и трудовых процессов. В целом, принцип построения и логику построения дисциплины «Социология труда и экономическая социология» необходимо уяснить, обратившись к приложению «Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 2.2 Планы практических занятий (см. приложение Г). 3 Методические указания к выполнению контрольной работы. Целью контрольной работы является осуществление контроля за самостоятельной работой студентов по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология », оказание помощи студентам в закреплении знаний по курсу и в овладении навыками практического применения изучаемого материала. Самостоятельная письменная работа требует от студента знания существа вопроса и умения изложить его письменно, демонстрируя умение собрать и обобщить факты, произвести анализ, сделать собственные выводы и предложения. Приступая к чтению курса, преподаватель предлагает студентам тематику контрольных работ, руководствуясь при ее составлении программой читаемой дисциплины. Студент выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом:
Примечание: темы контрольных работ указаны в разделе «Контрольные задания. Тематика контрольных работ по дисциплине» (см. п. 4). 4.Контрольные задания (тематика контрольных работ по дисциплине)
5. Требования к оформлению контрольной работы Требования к контрольным работам: 1. Объем работы: 15-20 страниц. Работа должна быть представлена в машинописном варианте. 2. Введение, как правило, пишется на 1-1,5 страницах. В нем необходимо обосновать ее актуальность, место и роль в курсе, сформулировать цель и задачи работы, указать основные источники, которые использованы для их решения. 3. В основной части работы с помощью источников раскрывается содержание темы. Работа может содержать обзор источников по теме или анализ, систематизацию документов, мнений, комментарии к книге. Каждое выдвинутое положение необходимо доказать конкретным фактическим материалом, аргументировать свою позицию. 4. Заключение пишется на 1-2 страницах. В нем студент обобщает изложенный в работе материал, формулирует выводы. 5. В конце работы приводится список использованной литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы автора в алфавитном порядке, точное название книги (брошюры), наименование издательства, год издания. Материал контрольной работы должен быть изложен логически последовательно, литературно грамотно, разделен на вопросы в соответствии с планом. Страницы работы нумеруются. Цитаты должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты. Более подробно требования и рекомендации по выполнению контрольной работы изложены в пособии: Оганян К.М. Методические указания по выполнению письменной работы.- СПб.: СПбГИЭУ, 2003. Данное пособие имеется в библиотеке университета. Контрольные работы студенты сдают к указанному сроку методисту кафедры социологии. Методист регистрирует работу в специальном журнале. Преподаватель проверяет ее до экзамена и подписывает. На экзамене проходит защита студентом своей работы. При защите контрольной работы студенту необходимо: показать знания материала по изученной теме; свободно ориентироваться в литературе, использованной при подготовке контрольной работы; уметь сформулировать основные теоретические положения и главные проблемы по теме контрольной работы. 6. Список литературы Основная литература
Дополнительная литература
Приложение А Содержание дисциплины «Социология труда и экономическая социология» (Извлечение из рабочей программы дисциплины) РАЗДЕЛ I. CОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Тема 1. Предметная область, структура, функции и категории социологии труда. Социология труда как отрасль социологического знания: общее и особенное. Объект социологии труда как общественное явление и процесс. Социология труда как элемент общей системы знания о труде, ее место в системе наук о труде несоциологического профиля: эргономике, психологии и физиологии труда, философии, трудовом праве. Взаимодействие социологии труда с социологическими и несоциологическими науками. Структура социологии труда как науки. Типы и направления исследования в социологии труда. Уровни знания в структуре социологии труда: метатеоретический, общетеоретический, частнотеоретический, эмпирический, прикладной. Функции социологии труда. Категории социологии труда. Общенаучные, общесоциальные и специфические. Взаимосвязь категорий. Типы и направления исследования в социологии труда. Прикладные исследования в социологии труда. Тема 2. История отечественных и зарубежных школ и направлений в социологии труда. Периоды становления отечественной социологии труда. Первые опыты и проблемы социологии труда в XIX в. Субъективная социология о роли общины, возможностях перехода к социализму, минуя капитализм; взгляды П.В.Лаврова, Н.К.Михайловского, В.В.Берви-Флеровского. Вклад экономической и статистической науки в социологию труда; работы А.А.Чупрова, Ю.Э.Янсона, И.И.Янжула. Русская государственная школа; исследование проблем труда в работах М.И.Туган-Барановского, А.Лаппо-Данилевского. Марксистское направление в социологии труда; работы Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, А.А.Богданова. Направления и методы эмпирических исследований труда рабочего класса и крестьянства в конце XIX -начале XX в. Переориентация социологии на освоение хозяйственной практики в послереволюционный период, поиск средств научного обоснования общественных явлений в новых экономических условиях. Взгляды на проблемы труда Н.И.Бухарина, П.М.Керженцева, А.В.Чаянова, С.Г.Струмилина. Научная организация труда (НОТ) — важнейшее направление в социологии труда 20-30-х годов XX века. Работы А.К.Гастева, П.М.Керженцева, Н.Д.Кондратьева, Н.А.Витке, А.Ф.Журавского и др. Причины и последствия свертывания эмпирических социологических исследований в 30-х гг. Причины возрождения социологии труда в конце 50-х-начале 60-х годов. Характеристика основных направлений в отечественной социологии труда в 60-90-х годах XX века. История зарубежных школ и направлений в социологии труда. Периодизация истории зарубежной социологии труда. Характеристика основных этапов ее развития. Предпосылки научной социологии труда. Проблемы отчуждения и разделения труда в исследованиях представителей английской политэкономической школы, немецкой школы социологии труда, американского институционализма и «научного менеджмента». Основные вехи развития социологии труда в XIX-XX вв. Организация и стимулирование труда в работа Тейлора, Форда. Условия труда в работах Файоля, Эмерсона. Социально-психологические проблемы (доктрина «человечески отношении») в работах Э.Мэйо и его последователей. Этап «общественного человека» и его отражение в трудах социологов в 50-70-х гг. Комплексный анализ проблем труда — основное направление современной социологии труда. Тема 3. Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда. Общественное разделение труда. Характеристика основных видов труда. Труд в различных сферах: особенности, содержание, характер структура, социальная характеристика субъекта, специфика продукта. Структурные преобразования в сфере труда. Социально-экономические, демографические проблемы современного производства. Этнокультурные аспекты труда. Проблемы экономического суверенитета. Традиции труда в зависимости от социально-экономической истории народов. Современные формы отчуждения труда. Тема 4. Профессии и профессиональная структура. Профессиональная структура современного общества. Определение профессий в зарубежной и отечественной научной литературе. Профессионализация социальных позиций индивида в современном обществе: профессионалы, специалисты, квалифицированные и неквалифицированные работники. Проблемы и методики измерения континуума физического и умственного труда: содержание труда и сложность профессии. Процессы развития профессиональной структуры современного российского общества. Образование новых социально-профессиональных групп и слоев. Особенности социальных ориентаций работников села в условиях аграрной реформы. Проблемы профессиональной подготовки работников в новых экономических условиях. Трудовая мобильность. Соотношение социальной и трудовой мобильности. Структура и функции трудовой мобильности. Объективные и субъективные факторы трудовой мобильности. Формы и виды трудовой мобильности. Дисфункции трудовой мобильности. Социальные характеристики субъектов трудовой мобильности. Структура внешнего и внутреннего движения кадров. Профессиональная карьера работника как форма трудовой мобильности. Механизмы и методы регуляции трудовой мобильности. Методы социологического изучения трудовой мобильности. Тема 5. Функционально-технологическая структура трудовой деятельности. Особенности взаимосвязи труда и технологии в современных условиях. Социальная значимость технологии как оптимального способа трансформации сил природы, достижений науки в общественную силу труда. Виды технологий, их значение в обеспечении роста производительности труда и всестороннего развития работника. Проблемы технологической структуры производства. Технологический процесс и его влияние на динамику изменения труда. Основные факторы инновационных преобразований в сфере труда. Условия труда: содержание, структура, функции. Производственный и социальный аспекты условий труда. Трудовая среда и безопасность труда. Воздействие условий труда на использование, воспроизводство и обогащение способностей к труду работника. Характеристики условий труда: материально-технические, организационные, экономические, социально-психологические, культурно-просветительские, медико-санитарные, бытовые. Социологические, экономические, психофизиологические и другие методы изучения условий труда. Тема 6. Субъекты труда, их функции и характеристики. Трудовая мотивация. Субъекты трудовой деятельности и их функции. Субъектная структура трудового процесса. Работник, профессиональная группа, трудовой коллектив, производственная организация как субъекты трудового поведения. Категории, отражающие субъективные характеристики производственной деятельности: профессиональные способности, трудовые мотивации, профессиональный интерес, профессиональные ценности, профессиональное самосознание, профессиональная культура. Трудовая мораль и ее особенности. Содержание, структура и функции трудовой мотивации. Мотивационное «ядро» трудового поведения. Объективные и субъективные компоненты трудовой мотивации. Возрастная и аксиологически-нормативная специфика мотивации трудового поведения. Типы и виды мотивации трудового поведения. Специфика мотивации субъектов функционального, организационного, экономического поведения. Тема 7. Трудовое поведение: содержание, структура, функции, социальные механизмы регуляции. Соотношение трудовой деятельности и трудового поведения. Социология трудовых коллективов. Виды и формы индивидуального, группового и коллективного поведения в сфере труда. Предметно-целевая направленность трудового поведения. Контекст трудового поведения. Методы и средства достижения результата в процессе реализации трудового поведения. Целевые формы трудового поведения. Объективные и субъективные детерминаты трудового поведения. Альтернативный, избирательный, многовариантный характер трудового поведения. Стационарные и ситуативные характеристики трудового поведения. Социальные механизмы регуляции трудового поведения. Объективные и субъективные факторы детерминации трудового поведения. Объекты, субъекты, формы и методы регуляции трудового поведения. Соотношение и взаимодействие мотивационных и институциональных механизмов регуляции трудового поведения. Трудовая мораль как институт социальной регуляции. Социокультурная детерминация трудового поведения. Рыночные и командно-административные механизмы регуляции трудового поведения, их особенности и характеристики. Трудовые конфликты и забастовки Признаки трудового конфликта. Структура и функции трудового конфликта. Типы, виды, показатели трудовых конфликтов. Факторы возникновения конфликтных ситуаций. Трудовой конфликт как социально-психологический процесс: стадии, фазы, механизмы протекания. Тема 8. Социология рынка труда. Виды рынков. Социальные функции рынка. Социально сбалансированное рыночное хозяйство. Международный рынок труда. Рыночный механизм регулирования трудовой активности. Модели рынка труда. Механизм функционирования рынка труда и его особенности. Специфика формирования российского рынка труда. Экономические, юридические и социальные условия эффективной занятости. Безработица и ее формы: структурная, временная, сезонная, региональная. Количественные и качественные характеристики безработицы. Структура и функции службы занятости. Биржа труда, ее основные задачи и функции: профподготовка, переподготовка кадров и социальное страхование безработицы. Социологическое обеспечение исследования и регулирования трудовой занятости. Тема 9. Управление человеческими ресурсами в сфере труда на макро- и микроуровнях.Теория и практика кадрового управления. Развитие представлений о роли людей в производстве, смена парадигм в управлении человеческими ресурсами. Прикладная социология труда. Человеческие ресурсы как объект управления. Типология и характеристики управляемых социальных объектов. Социальная организация труда и структуры работников в современном российском обществе. Анализ управления человеческими ресурсами как социальной системы на макро- и микро- уровнях организации общества. Система управления человеческими ресурсами в рыночной экономике. Социальные институты формирования и предложения профессиональных ресурсов, трудового найма, использования и развития человеческих ресурсов в общественном производстве. Социальные механизмы регулирования трудовой занятости и активности. Система управления персоналом в современных трудовых организациях. Деятельность руководителей и специалистов по кадровому менеджменту. Методы управления персоналом: административные, экономические, правовые, психологические. Самоменеджмент в процессе управления. РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ |
7 Эволюция европейской региональной экономической интеграции Развитие региональной экономической и валютной интеграции является характерной чертой современности. Такие интеграционные процессы... |
Теоретические основы проблемы исследования Современное состояние проблемы правонарушений среди подростков в России |
||
Ю. В. Веселов экономическая социология постмодерна Поэтому обращение к теме модерна и постмодерна в экономической социологии нам кажется своевременным и актуальным |
А. Н. Зинченко (Харьков). Современное состояние усадьбы Шидловских в Старом Мерчике Иными словами, этот информационный набат рискует в самое ближайшее время перейти в похоронный звон |
||
Исследования 20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности... |
Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах,... В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной... |
||
Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах,... В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной... |
Конференция проводится с целью публикации научных результатов исследований... Международной заочной научно-практической конференции «Образование и наука: современное состояние, проблемы и перспективные направления... |
||
Наука и образование в «Сказке бочки» Джонатана Свифта Спор этот не только и не столько повлиял на определение места и роли античного наследия, сколько заставил внимательно взглянуть на... |
Общепрофессиональные дисциплины Дисциплина «История социологии» относится к федеральному компоненту общепрофессионального цикла дисциплин учебного плана специальности... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |