«Издательское дело»




Скачать 173.6 Kb.
Название «Издательское дело»
Дата публикации 20.06.2014
Размер 173.6 Kb.
Тип Курсовая
literature-edu.ru > Доклады > Курсовая


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

__________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Издательское дело»

для студентов по

направлению 030600.62 - «Журналистика»

Курс IV

Семестр VIII

Зачет V

Экзамен -

Аудиторные занятия всего 48 ч

Из них:

Лекции 24 ч

Практические (семинарски) занятия 24 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 92 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 140 ч

Омск 2010


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики).

Составители рабочей программы:

Преподаватель кафедры СО ________________ В.С. Чижма

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 200__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Издательское дело» состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.

Задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов представления о структурах современных издательств и о месте редактора в издательском процессе;

- обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках;

- дать необходимую сумму знаний об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства;

- обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения курса «Издательское дело» студент должен знать:

- о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле;

- о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах;

- о мировой издательской системе;

- о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий;

- о современных информационных системах в издательском деле.

В результате студент должен овладеть навыками:

- краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в том числе сетевых;

- использования элементов маркетинга, менеджмента и других механизмов рыночного хозяйствования в целях получения эффективных результатов издательской предпринимательской деятельности.

С учетом получения перечисленных знаний студент должен уметь:

- профессионально грамотно сформулировать основные положения издательской политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка;

- разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного бюджета;

- пользоваться современными информационными системами типа «Books in print».

Итоговый контроль по данной дисциплине – зачет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»


Номер темы


Наименование темы


Количество

часов

(лекции)


Количество

часов

(семинары)

1
2

3

4

5

6

7

8

Книгоиздание в системе современного книжного дела

Масштабы современного мирового книгоиздания

Правовые основы издательского дела

Современная издательская система России

Издательство и государство

Редактор в современном издательстве

Современное состояние издательского дела за рубежом

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

2
2

2

2

4

4

4

4


2
2

2

2

4

4

4

4


Итого

24

24

Лекции курса

Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела

Предмет курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело». Цели его изучения, в том числе усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков и умений. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях научно-технической революции и рыночной экономики.

Структура курса и методика его изучения. Организация самостоятельной работы студентов. Учебно-методические пособия и литературные источники, обеспечивающие изучение дисциплины. Формы и методы контроля за работой студентов, изучающих данную дисциплину. Организация практических занятий и семинаров, включая посещение, издательств, предприятий книжной торговли, библиотек, книжных ярмарок.
Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания

Современное книжное дело, его основные составные части: издательское дело, полиграфия, книжная торговля, библиография и библиотечное дело.

Книгоиздание - ведущая, основная составная часть книжного дела. Органическое сочетание в издательском деле творческих задач, связанных с формированием направления деятельности, замыслом издания или серии изданий, подбором и работой с автором, созданием издательского оригинала и др., с одной стороны, и предпринимательской активности как основы стратегии книжного маркетинга, с другой.

Усиление внимания издателей к вопросам экономики в условиях работы в рыночной ситуации. Издательский предпринимательский риск.

Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела. Перенос значительного числа допечатных процессов из полиграфии в издательство. Усиление коммерческих начал в работе издательств по реализации выпускаемой продукции через различные каналы распространения. Повышение роли библиотек, в том числе школьных, как организованного рынка реализации издательской продукции.

Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств.
Тема 3. Правовые основы издательского дела

Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

Характеристика основных законодательных актов в области издательского дела. Подзаконные акты, регулирующие правовые основы работы издательств в современных условиях. Постановление Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211 и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР».

Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. № 542 «О внесении изменений в постановление Совета Министров РСФСР от 17.04.91 г. № 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР».

Характеристика других законов, принятых в развитие основополагающих законодательных актов: Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания. Объективная необходимость принятия специального Закона РФ «Об издательском деле в Российской Федерации» с целью обеспечения надежной правовой основы дальнейшего развития издательской системы страны, формирования института издательского права.
Тема 4. Современная издательская система России

Роль и значение закона РФ «О средствах массовой информации» для развития издательской системы России. Динамика роста издательских образований с 1991 г. Разнообразие масштабов деятельности вновь образованных структур, форм собственности, направлений творческого развития, характера коммерческой деятельности.

Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств. Переход от государственной системы к преимущественно негосударственной издательской системе.

Основные факторы формирования современной издательской системы в России: демократизация общественной жизни (свобода слова и печати), переход к рыночным методам хозяйствования, использование новых информационных технологий.

Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России.
Тема 5. Издательство и государство

Две противоположные тенденции во взаимоотношениях издателя с государством: с одной стороны, стремление издателя избавиться от зависимости от государства, с другой - нужда в государственной поддержке, в содействии в решении многих юридических, экономических и организационных вопросов. Среди них - законодательная деятельность в области авторского и издательского права, обеспечения свободы печати и беспрепятственного передвижения изданий.

Флорентийское соглашение о беспошлинном ввозе книг и товаров для их изготовления. Совпадение интересов государства и издательства в случаях развития экспортной деятельности, пропаганды за рубежом достижений страны, распространения знаний о ее исторических особенностях и пр. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий.

Замена государственного управления издательским делом деятельностью общественных организаций - ассоциаций, союзов, обществ и пр. Краткие сведения об организационной структуре и принципах работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов.
Тема 6. Редактор в современном издательстве

Объективная закономерность возрастания роли редактора в условиях рыночной экономики. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства, определяющая главные направления тематического планирования, перспективы развития редакционно-издательского процесса.

Редактор и автор. Основы творческих взаимоотношений. Редактор как генератор идей будущего издания, а нередко - и автор, реализующий собственный замысел.

Редактор в системе маркетинга. Знание рынка и использование его как основа творческой и организационной деятельности редактора.

Редактор - менеджер, руководитель и диспетчер всего процесса создания книги - от зарождения замысла будущего издания до момента встречи с читателем. «Истинный редактор - талант уникальный, совмещающий в себе особую склонность к деятельности одновременно руководителя и ассистента, референта и психотерапевта. Своеобразный «спарринг-партнер», мозг, представляющий собой как бы фантастический компьютер, на котором просчитывается прочность наших замыслов и выдаются четкие, далеко идущие прогнозы» (М. Захаров).

Редактор и компьютер. Перспективы использования современных информационных технологий в издательском деле.
Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом

Общие показатели мирового книгопроизводства в 1950 -2000 гг. Характеристика издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран. Рейтинг европейских, североамериканских и азиатских стран по основным показателям книжного выпуска.

Мировая издательская система. Постоянный рост количества издательств в мире - закономерность конца XX в.

Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. Процессы концентрации производства в книжном деле. Развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на увеличение выпуска продукции по отдельным предметным рубрикам.

Характеристика издательской продукции зарубежных издательств. Специфические проблемы развития книгоиздательской деятельности в развивающихся странах, особенно в странах Африки. Роль ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности и создании издательской инфраструктуры в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Статистические данные о развитии мирового книгоиздания и сопоставление их с прогнозами 60-х годов (Маклюэн и др.). Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания. Союз электроники и книги как основа научно-технического прогресса в книжном деле. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий.

Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов (комбинированные издания: книга - компакт-кассета, книга - видеофильм, книга - компакт-диск и пр.). Широкое применение CD-ROM для перевода объемных справочных изданий на новые формы носителей. Создание параллельных версий справочных изданий в форме книги компакт-дисков (например, «Букс ин принт», энциклопедия «Британика», база данных реферативного журнала «Кэмикл Эбстрактс» и пр.). Другие формы электронных изданий.

Перспективы длительного существования и успешного применения человеком книги в ее традиционных формах. Оценка прогнозов о будущем книги.
Семинарские занятия курса
Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела

План


  1. Современное книжное дело, его основные составные части.

  2. Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела.


Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания

План

1. Рост темпов книгопроизводства во второй половине XX века.

2. Представление о массиве книжной продукции, находящемся в постоянной продаже.
Тема 3. Правовые основы издательского дела

План

1. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

2. Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России
Тема 4. Современная издательская система России

План

1. Количественные и качественные показатели издательской системы России

2. Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России

Тема 5. Издательство и государство

План

1. Тенденции во взаимоотношениях издателя с государством

2. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий.
Тема 6. Редактор в современном издательстве

План

1. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства

2. Редактор в системе маркетинга.
Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом

План

1. Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах.

2. Характеристика издательской продукции зарубежных издательств.
Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

План

1. Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания

2. Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов
Самостоятельная работа


Номер семестра

Номер недели

Раздел учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента

Всего часов

1

2

3

4

5

8

1, 2

Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела

1. Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств.

10

8

3, 4

Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания


1. Изучение основных количественных показателей мирового книгоиздания

10

8

5, 6

Тема 3. Правовые основы издательского дела


1. Изучение постановлений Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания.

10

8

7, 8

Тема 4. Современная издательская система России

1. Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств.

10

8

10,

Тема 5. Издательство и государство

1. Принципы работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов

17

8

11, 12

Тема 6. Редактор в современном издательстве


1. Редактор как генератор идей будущего издания.

17

8

13, 14

Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом


1. Анализ издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран.

10

8

15, 16, 17, 18

Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

1. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий.

8



Библиографический список

Основная литература



№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов

(из п. 4.3)

Семестр

1

Теория журналистики: моделирование и применение Электронный ресурс Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru.

С. Г. Корконосенко

М. : Логос, 2010.

1-8

8

2

Основы журналистики Электронный ресурс Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru.

В.В. Бакшин

М. : Флинта, 2009.

1-8

8

3

Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике. Электронный ресурс. Точка доступа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&..

Ф.И. Шарков

М. : "Дашков и К", 2011.

1-8

8

4

Менеджмент 5 экз.

Л.Е. Басовский

М. : ИНФРА-М, 2011.

1-8

8


Дополнительная литература



№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов

(из п. 4.3)

Семестр

1

Журналистика 3 экз.

В.В. Ворошилов

М. : КноРус, 2010.

1-8

7

2

PR: методы работы со средствами массовой информации 5 экз.

Б.Р. Мандель

М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010.

1-8

7

3

Менеджмент 8 экз.

М.П. Переверзев

М. : ИНФРА-М, 2011.

1-8

7



Средства обеспечения дисциплины

Лекционные аудитории должны быть оснащены персональным компьютером, мультимедиапроектором и экраном, стеклоэмалевой доской для записей мелом.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Издательское дело» icon «современное отечественное и зарубежное издательское дело»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Издательское дело» icon Филологический факультет редакционно-издательское дело магистерская
Программа предназначена для учащихся высших учебных заведений
«Издательское дело» icon Филологический факультет
Рабочая программа и методические рекомендации «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» для студентов...
«Издательское дело» icon Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой Министерства культуры Российской Федерации, Межгосударственным...
«Издательское дело» icon Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой Министерства культуры Российской Федерации, Межгосударственным...
«Издательское дело» icon Распространение христианства
Спаситель, что особенно ясно видно в приведенных в эпиграфе словах Его, возложил на Своих учеников дело распространения веры Христовой,...
«Издательское дело» icon Михаил Веллер Мое дело Михаил Веллер Мое дело глава первая до того, как
Полгода отец был на усовершенствовании в военной академии в Москве. Мать поехала с ним и устроилась там на временную работу. Перед...
«Издательское дело» icon На приговор Ахтубинского городского суда Астраханской области от...
Рф ( дело №1-524/09 ), кассационное определение судебной коллегии Астраханского областного суда от 25 февраля 2010 года оставившего...
«Издательское дело» icon Дело 69
Герои 3-й евмиграции: Солженицын — второй мессия: Христос или антихрист? «Второе пришествие»
«Издательское дело» icon Олег белоусов
Расставляю знаки препинания, поправляю орфографию ? а дело-то, куда как серьезней
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции