Скачать 173.6 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения ОмГУПС (ОмИИТ) Институт менеджмента и экономики Кафедра «Связи с общественностью» УТВЕРЖДАЮ Директор Института менеджмента и экономики (ИМЭК) __________________С.А. Ветров «__» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Издательское дело» для студентов по направлению 030600.62 - «Журналистика» Курс IV Семестр VIII Зачет V Экзамен - Аудиторные занятия всего 48 ч Из них: Лекции 24 ч Практические (семинарски) занятия 24 ч Курсовая работа - Самостоятельная работа студентов всего 92 ч Всего часов трудоемкости по дисциплине 140 ч Омск 2010 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики). Составители рабочей программы: Преподаватель кафедры СО ________________ В.С. Чижма Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г. Заведующий кафедрой «___» _______ 200__г. ________________ С.А. Ветров Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС «__» _________________________ 20__ г. Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины «Издательское дело» состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов. Задачами дисциплины являются: - формирование у студентов представления о структурах современных издательств и о месте редактора в издательском процессе; - обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках; - дать необходимую сумму знаний об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства; - обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах. Требования к уровню освоения содержания дисциплины После изучения курса «Издательское дело» студент должен знать: - о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле; - о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах; - о мировой издательской системе; - о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий; - о современных информационных системах в издательском деле. В результате студент должен овладеть навыками: - краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в том числе сетевых; - использования элементов маркетинга, менеджмента и других механизмов рыночного хозяйствования в целях получения эффективных результатов издательской предпринимательской деятельности. С учетом получения перечисленных знаний студент должен уметь: - профессионально грамотно сформулировать основные положения издательской политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка; - разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного бюджета; - пользоваться современными информационными системами типа «Books in print». Итоговый контроль по данной дисциплине – зачет. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»
Лекции курса Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела Предмет курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело». Цели его изучения, в том числе усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков и умений. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях научно-технической революции и рыночной экономики. Структура курса и методика его изучения. Организация самостоятельной работы студентов. Учебно-методические пособия и литературные источники, обеспечивающие изучение дисциплины. Формы и методы контроля за работой студентов, изучающих данную дисциплину. Организация практических занятий и семинаров, включая посещение, издательств, предприятий книжной торговли, библиотек, книжных ярмарок. Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания Современное книжное дело, его основные составные части: издательское дело, полиграфия, книжная торговля, библиография и библиотечное дело. Книгоиздание - ведущая, основная составная часть книжного дела. Органическое сочетание в издательском деле творческих задач, связанных с формированием направления деятельности, замыслом издания или серии изданий, подбором и работой с автором, созданием издательского оригинала и др., с одной стороны, и предпринимательской активности как основы стратегии книжного маркетинга, с другой. Усиление внимания издателей к вопросам экономики в условиях работы в рыночной ситуации. Издательский предпринимательский риск. Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела. Перенос значительного числа допечатных процессов из полиграфии в издательство. Усиление коммерческих начал в работе издательств по реализации выпускаемой продукции через различные каналы распространения. Повышение роли библиотек, в том числе школьных, как организованного рынка реализации издательской продукции. Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств. Тема 3. Правовые основы издательского дела Нормативно-правовая база издательского дела в современной России Характеристика основных законодательных актов в области издательского дела. Подзаконные акты, регулирующие правовые основы работы издательств в современных условиях. Постановление Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211 и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР». Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. № 542 «О внесении изменений в постановление Совета Министров РСФСР от 17.04.91 г. № 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР». Характеристика других законов, принятых в развитие основополагающих законодательных актов: Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» и др. Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания. Объективная необходимость принятия специального Закона РФ «Об издательском деле в Российской Федерации» с целью обеспечения надежной правовой основы дальнейшего развития издательской системы страны, формирования института издательского права. Тема 4. Современная издательская система России Роль и значение закона РФ «О средствах массовой информации» для развития издательской системы России. Динамика роста издательских образований с 1991 г. Разнообразие масштабов деятельности вновь образованных структур, форм собственности, направлений творческого развития, характера коммерческой деятельности. Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств. Переход от государственной системы к преимущественно негосударственной издательской системе. Основные факторы формирования современной издательской системы в России: демократизация общественной жизни (свобода слова и печати), переход к рыночным методам хозяйствования, использование новых информационных технологий. Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России. Тема 5. Издательство и государство Две противоположные тенденции во взаимоотношениях издателя с государством: с одной стороны, стремление издателя избавиться от зависимости от государства, с другой - нужда в государственной поддержке, в содействии в решении многих юридических, экономических и организационных вопросов. Среди них - законодательная деятельность в области авторского и издательского права, обеспечения свободы печати и беспрепятственного передвижения изданий. Флорентийское соглашение о беспошлинном ввозе книг и товаров для их изготовления. Совпадение интересов государства и издательства в случаях развития экспортной деятельности, пропаганды за рубежом достижений страны, распространения знаний о ее исторических особенностях и пр. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий. Замена государственного управления издательским делом деятельностью общественных организаций - ассоциаций, союзов, обществ и пр. Краткие сведения об организационной структуре и принципах работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов. Тема 6. Редактор в современном издательстве Объективная закономерность возрастания роли редактора в условиях рыночной экономики. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства, определяющая главные направления тематического планирования, перспективы развития редакционно-издательского процесса. Редактор и автор. Основы творческих взаимоотношений. Редактор как генератор идей будущего издания, а нередко - и автор, реализующий собственный замысел. Редактор в системе маркетинга. Знание рынка и использование его как основа творческой и организационной деятельности редактора. Редактор - менеджер, руководитель и диспетчер всего процесса создания книги - от зарождения замысла будущего издания до момента встречи с читателем. «Истинный редактор - талант уникальный, совмещающий в себе особую склонность к деятельности одновременно руководителя и ассистента, референта и психотерапевта. Своеобразный «спарринг-партнер», мозг, представляющий собой как бы фантастический компьютер, на котором просчитывается прочность наших замыслов и выдаются четкие, далеко идущие прогнозы» (М. Захаров). Редактор и компьютер. Перспективы использования современных информационных технологий в издательском деле. Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом Общие показатели мирового книгопроизводства в 1950 -2000 гг. Характеристика издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран. Рейтинг европейских, североамериканских и азиатских стран по основным показателям книжного выпуска. Мировая издательская система. Постоянный рост количества издательств в мире - закономерность конца XX в. Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. Процессы концентрации производства в книжном деле. Развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на увеличение выпуска продукции по отдельным предметным рубрикам. Характеристика издательской продукции зарубежных издательств. Специфические проблемы развития книгоиздательской деятельности в развивающихся странах, особенно в странах Африки. Роль ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности и создании издательской инфраструктуры в странах Африки, Азии, Латинской Америки. Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга Перспективы развития издательского дела. Электронная книга Статистические данные о развитии мирового книгоиздания и сопоставление их с прогнозами 60-х годов (Маклюэн и др.). Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания. Союз электроники и книги как основа научно-технического прогресса в книжном деле. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий. Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов (комбинированные издания: книга - компакт-кассета, книга - видеофильм, книга - компакт-диск и пр.). Широкое применение CD-ROM для перевода объемных справочных изданий на новые формы носителей. Создание параллельных версий справочных изданий в форме книги компакт-дисков (например, «Букс ин принт», энциклопедия «Британика», база данных реферативного журнала «Кэмикл Эбстрактс» и пр.). Другие формы электронных изданий. Перспективы длительного существования и успешного применения человеком книги в ее традиционных формах. Оценка прогнозов о будущем книги. Семинарские занятия курса Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела План
Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания План 1. Рост темпов книгопроизводства во второй половине XX века. 2. Представление о массиве книжной продукции, находящемся в постоянной продаже. Тема 3. Правовые основы издательского дела План 1. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России 2. Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России Тема 4. Современная издательская система России План 1. Количественные и качественные показатели издательской системы России 2. Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России Тема 5. Издательство и государство План 1. Тенденции во взаимоотношениях издателя с государством 2. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий. Тема 6. Редактор в современном издательстве План 1. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства 2. Редактор в системе маркетинга. Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом План 1. Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. 2. Характеристика издательской продукции зарубежных издательств. Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга План 1. Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания 2. Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов Самостоятельная работа
Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Средства обеспечения дисциплины Лекционные аудитории должны быть оснащены персональным компьютером, мультимедиапроектором и экраном, стеклоэмалевой доской для записей мелом. |
«современное отечественное и зарубежное издательское дело» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Филологический факультет редакционно-издательское дело магистерская Программа предназначена для учащихся высших учебных заведений |
||
Филологический факультет Рабочая программа и методические рекомендации «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» для студентов... |
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой Министерства культуры Российской Федерации, Межгосударственным... |
||
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой Министерства культуры Российской Федерации, Межгосударственным... |
Распространение христианства Спаситель, что особенно ясно видно в приведенных в эпиграфе словах Его, возложил на Своих учеников дело распространения веры Христовой,... |
||
Михаил Веллер Мое дело Михаил Веллер Мое дело глава первая до того, как Полгода отец был на усовершенствовании в военной академии в Москве. Мать поехала с ним и устроилась там на временную работу. Перед... |
На приговор Ахтубинского городского суда Астраханской области от... Рф ( дело №1-524/09 ), кассационное определение судебной коллегии Астраханского областного суда от 25 февраля 2010 года оставившего... |
||
Дело 69 Герои 3-й евмиграции: Солженицын — второй мессия: Христос или антихрист? «Второе пришествие» |
Олег белоусов Расставляю знаки препинания, поправляю орфографию ? а дело-то, куда как серьезней |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |