Предисловие от составителя




Скачать 2.21 Mb.
Название Предисловие от составителя
страница 1/15
Дата публикации 10.05.2014
Размер 2.21 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Доклады > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15





Предисловие от составителя
В публикациях о феномене фасцинации явно прослеживаются пять временных периодов.

Первый (1961-63гг.) – опубликование не самих текстов первооткрывателя феномена фасцинации Юрия Кнорозова, а двух кратких пересказов его концепции (ими открывается настоящий сборник).

После этого образовался вакуум, будто фасцинации и не было вовсе – в том ее понимании, которое было предложено Ю. Кнорозовым.

Второй период – начало 70-х годов прошлого столетия.

В нескольких научных работах появились краткие ссылки на категорию фасцинации и ее автора (в частности, в монографии А. Брудного «Семантика языка и психология человека», изданной в 1973 году).

И в 1973 году сам Ю. Кнорозов наконец в печатном виде высказался о своей концепции, опубликовав фундаментальную по значению статью «К вопросу о классификации сигнализации», в которой изложил свое понимание сигнализации и фасцинации. Увы, статья была опубликована в сборнике научных работ, посвященном проблемам африканистики, и как бы ушла в библиотечную кладовую, в которой ее находили только дотошные специалисты. И можно солидаризоваться с мнением Ю. Лотмана, высказанном им в «Статьях по семиотике и топологии культуры» (с. 81), что теория фасцинации Ю.Кнорозова, имеющая фундаментальное значение, к сожалению малоизвестна. Сам Ю. Лотман узнал о ней из уст автора, когда Ю. Кнорозов в 1972 году читал лекции в Тартуском университете.

Действительно, после статьи 1973 года Ю.Кнорозов о фасцинации ничего, кажется, не опубликовал, хотя беседы и обсуждения о теории фасцинации вел со специалистами, в частности с Ю. Шрейдером. В 1974 г. Ю. Шрейдер в брошюре «Логика знаковых систем (элементы семиотики) выделил несколько страниц феномену фасцинации.

И образовалась следующая полоса молчания.

Третий период – 1982-90 гг.

В 1982 году фасцинации и Ю. Кнорозову посвятил 20 ярких страниц в своей популярной книге о секретах человеческого общения А. Войскунский (А. Войскунский. Я говорю, мы говорим… Изд-во «Знание». 1982) В 1990 г. он выпустил 2-е издание этой интереснейшей книги.

В 1990 году было внесено в словарь «Психология» (2-е издание) под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определение фасцинации, автором которого является А. Брудный. Это определение стало можно сказать каноническим, оно гуляет из работы в работу, по форумам в Интернете, по многочисленным психологическим и иным словарям. Насколько это определение существенно неточно, насколько оно искажает то, что вкладывал в понимание фасцинации Ю. Кнорозов, я попытался показать в своих работах (их можно скачать из Koob.ru. http://www.koob.ru/sokovnin/).

Четвертый период - 1997 год.

Теперь затянувшееся молчание было прервано Н.Л. Мусхелишвили и Ю. Шрейдером. Одну за другой в 1997 году они опубликовали две статьи, в которых не только изложили суть концепции Ю. Кнорозова, но сделали шаг ее существенного развития (обе статьи в полном варианте представлены в настоящем сборнике). Статьи вышли в научно-техническом сборнике «Научно-техническая информация» и оказались как бы отодвинутыми от внимания широкого круга гуманитариев.

Следует назвать также очень интересную главу «Коммерческий слоган» в книге М. Арапова «Риторика», посвященную фасцинации как важному способу создания эффективных слоганов в рекламе, которую автор выложил в Интернет и она стала широко доступной и очень популярной, замечательно выполняя свою просветительскую роль.

Пятый период – начиная с 2002 года и, кажется, уже перманентно.

В 2002 году вышел в свет журнал «Фасцинология» с моей статьей «Фасцинология как наука». Внимание к фасцинации начало разрастаться, чему в немалой степени помог и созданный мною сайт fascinology.narod.ru.

Создание науки фасцинологии стало, как я это себе представляю, закономерным шагом в развитии идей, заложенных Ю. Кнорозовым. Сам он рассматривал фасцинацию как сигнально-коммуникативный феномен (хотя постоянно выходил за рамки такой интерпретации!). Зауженность такого понимания увидели Н.Л. Мусхелишвили и Ю. Шрейдер и расширили категориальность фасцинации. Оставалось сделать еще один шаг, но безвременная кончина Ю. Шрейдера в 1998 году остановила процесс развития. В 1999 году скончался Ю. Кнорозов.

В изданных мной книгах фасцинация рассматривается как фундаментальный феномен бытия всего живого, включая, само собой разумеется, и наиважнейший коммуникативный аспект.

Интерес к фасцинологии разрастается. Появляются уже и диссертации.

Составляя этот сборник, я счел необходимым представить в нем все, что было издано о фасцинации с момента ее презентации как феномена особого рода и значения в 1961 году Ю. Кнорозовым, чтобы читатель увидел и историю развития проблемы, и те шаги, по которым создавалась теория фасцинации и наука фасцинология. Хочется надеяться, что этот сборник сыграет позитивную роль в распространении фасцинологического знания.

© В. Соковнин
Оглавление
Ю. Кнорозов. Об изучении фасцинации. …………………………………….…… 4

Собеседование по теории сигнализации с Ю. В. Кнорозовым ………………… 4

Ю. Кнорозов. К вопросу о класси­фикации сигнализации ………………. 8

А. Войскунский. Я говорю, мы говорим… ……………………………………. 18

М. Арапов Глава «Коммерческий слоган» 

из книги автора «Современная риторика» …...……...………………………………… 28

см.: http://www.triz-ri.ru/themes/school/school10.asp

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер. Автокоммуникация

как необходимый компонент коммуникации ………………………………... 35

см.: http://www.viniti.ru/cgi-bin/nti/nti.pl?action=show&year=2_1997&issue=5&page=1

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер. Информация и фасцинация

в прямой и непрямой коммуникации ……………………………………... 53

см. :http://www.viniti.ru/cgi-bin/nti/nti.pl?action=show&year=2_1997&issue=8&page=1

Из книги В. Соковнин. ФАСЦИНОЛОГ. Штрихи к профессии

III тысячелетия. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИНАЦИЯ? ………... 65

см.: http://www.koob.ru/sokovnin/
Примечание:

все помещенные в сборнике тексты публикуются в образовательных целях

Ю. Кнорозов. Об изучении фасцинации

(краткое изложение доклада - Вопросы языкознания. 1962, № 1, с. 163)
Осенью 1961 г., а именно с 23 по 27 сентября, в городе Горьком, под эгидой Горьковского госуниверситета им. Лобачевского и Горьковского Дома учёных происходило организованное Историко-филологическим факультетом названного университета и Группой прикладной лингвистики и машинного перевода Горьковского физико-технического института «Научное совещание, посвящённое применению математических методов в изучении языка художественных произведений». Пятое заседание открылось докладом Ю. В. Кнорозова (Ленинград) на тему «Об изучении фасцинации».
Под фасцинацией докладчик понимает такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается. В частности, таким фасцинирующим воздействием обладает ритм. Как известно, мозг вырабатывает антирезонансную защиту, поэтому интересно проследить, по каким линиям идет преодоление этой антирезонансной защиты. Докладчик обсудил следующие возможности:

а) действуют три ряда раздражителей, например равномерное повторение ударных и безударных слогов, повторение рифм, повторение строфических форм;

б) поэт сознательно отходит от заданной метрической схемы; в) применяются замедления и ускорения. Далее докладчик обращается к историческому развитию фасцинации, намечая следующие этапы: 1) раздельная подача фасцинирующих и информирующих сигналов; 2) повторение фасцинации в каждом сигнале; 3) единицы фасцинирующего ряда не совпадают с единицами сигнального ряда. Эту мысль докладчик иллюстрировал на примере развития инструментальной музыки, пения и поэзии из первобытного синкретизма. В конце доклада Ю. В. Кнорозов остановился на том, что он называет «семантической фасцинацией». Он считает, что неясность, многозначность описания действует как сильнейшее фасцинирующее средство. Искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности.
Собеседование по теории сигнализации

с Ю. В. Кнорозовым
28 и 31 января 1961 г. на расширенном заседании сектора структурной типологии славянских языков Института славяноведения АН СССР состоялось собеседование по общей теории сигнализации, предложенной Ю. В. Кнорозовым на Конференции по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. В ходе беседы Ю. В. Кнорозов уточнил, развил и дополнил ряд положений своего доклада. В беседе приняли активное участие представители ИТМ и ВТ АН СССР - Вяч. Вс. Иванов, КГУ им. Шевченко - Л. А. Калужнин, Института языкознания АН СССР - А. А. Реформатский и др.

Ниже приводится краткое изложение беседы с Ю. В. Кнорозовым.
Сигналом считается только такое воздействие, физическая природа которого никак не связана с реакцией на это воздействие. Разрыв этой связи намечается еще в неживой природе, в явлениях катализа, но там он не доходит до полного. В связи с этим Ю. В. Кнорозов предлагает считать обмен информацией через сигналы возможным только в живой природе. Сигнализация в живой природе появляется весьма рано, до разделения на растения и животных (сигнализация в дуальной системе, связанной с размножением).

Сигнализация зависит от той системы, которую она обслуживает. Эта зависимость может быть положена в основу классификации систем сигнализаций.

Все системы в живой природе делятся на два типа: 1) организм и 2) объединение. Уже на уровне клетки возникают дифференцированные системы, а затем и интегрированные (развиваются многоклеточные).

Все дифференцированные системы можно разделить на три разновидности:

1. Дуальная система, когда все множество делится на два подмножества, которые находятся между собой в определенных отношениях. Всякая клетка подмножества одного пола, попадающая в сферу воздействия клетки из другого подмножества (т. е. разноименного пола), начинает стремиться к источнику воздействия. Здесь сигнализация получает по наследству механизм воздействия, выработанный в неживой природе.

2. Экологическое сообщество. Здесь возможно объединение в рамках одной системы особей разных видов, определяемое экологическими условиями.

3. Объединение особей одного вида в целях добывания пищи, обороны и т. п.

Дуальная система сохраняется во всех других типах.

Сигнализация в экологическом сообществе и объединении развита довольно широко.

Зависимость типа сигнализации от обслуживаемой системы особенно хорошо видна на примере особенностей сигнализации в рамках объединении. У хордовых можно здесь выделить три типа:

а) одиночные связи (тигр с тигрицей на время воспитания детеныша); здесь сигнализация самая бедная;

б) «гарем» (тетерева, куры и т. п.); происходит специализация сигналов (одни сигналы свойственны только самцам, другие - самкам);

в) смешанное объединение (легло в основу и человеческого общества); сигнализация не приобретает такого рода специализации (самец и самка выступают на паритетных началах).

Сигналы передают множество сходных по отношению к данной системе ситуаций. У животных сигнал конкретен, он может быть подан исключительно в данной ситуации: петух не может рассказать курице о тревоге, которая была вчера. Эти сигналы не образуют системы, они не связаны друг с другом (ср. мурлыканье и мяуканье кошки). Но они занимают строго определенное место в системе «сигнал-действие (акция)». Однако у животных уже намечается процесс превращения этих сигналов, разрозненных, в систему с некоторой степенью организации.

Сигналы 1) начинают дробиться, видоизменяться для обозначения подобных ситуаций и 2) объединяются, появляются соединения сигналов. Так, у кур сигнал тревоги расщепляется на четыре сигнала, обозначая опасность отдаленную и близкую, коршуна и человека. Сигнал призыва, при удваивании, приобретает смысл категорического приказа. У кур имеется до 10 элементарных сигналов, из которых образуется около 20 сигналов. Система крайне экономная.

У человека сигнальный ряд, выражающий акции, отрывается от конкретной ситуации. Сообщение может быть подано независимо от того, когда происходило событие. Поэтому у человека появляется система сигналов, которая приобретает относительную независимость от конкретных ситуаций. Возникает так называемая неотличимость фраз, так как появляется возможность комбинировать сигналы по правилам системы сигнализации, а не по конкретным ситуациям. Можно сказать не только «Волк съел зайца», но и «Заяц съел волка». С помощью языка можно описать ситуации, которые действительно существуют, ситуации, которые возможны, и ситуации, которых не может быть в принципе. Превращение языка в относительно независимую систему создает колоссальные возможности для его использования.

Вторым основанием классификации систем классификации является сама система, число элементов, входящих в функциональные связи между ними, степень сложности и организованности системы. При этом наиболее совершенными системами являются системы со средним числом элементов и некоторой долей беспорядка в системе, дающей ей возможности развиваться.

Третье основание деления систем классификации идет по линии скорости развития системы сигнализации и направлению этого развития. Доходя до определенного состояния, система вдруг резко меняет направление и скорость своего развития. Само развитие системы сигнализации зависит от изменении обслуживаемой системы.

Классификация сигнализации может быть дана но референту, т. е. по тому, что именно передается сигналом. Здесь возможна широкая градация от раздражителя, где референт и раздражитель слипаются воедино, до разрыва между референтом и сигналом, как в языке, когда имеются случаи с фиктивным референтом.

Системы сигнализации можно классифицировать по несущей волне, по модуляции сигнала. Например, оптический сигнал может быть передан на волне в пределах как видимого спектра, так и его невидимой части.

С прагматической точки зрения системы сигналов разделяются так:

1) От кого кому передается сообщение. Здесь возможны различные комбинации подающего и адресата; они могут быть разделены в пространстве и времени, а их роли подающего и принимающего могут оставаться неизменными или взаимно меняться.

2) Понятен ли сигнал для принимающего, нужна ли дешифровка.

3) Зачем передается сигнал, цель сообщения.

В связи с этим Вяч. Вс. Иванов сказал, что язык необходимо изучать и как средство управления. Ю. В. Кнорозов ответил, что здесь программируется поведение личности. Человек производит какой-то ряд действий с конечной целью - это будет операция. Возможность выбора одной операции из соответствующей группы операций Ю. В. Кнорозов называет ипостасью. Ипостась определяется отношением данного человека к другим членам коллектива. Личность - это комбинация ипостасей, она определяется набором отношений данного человека к его коллективу. Минимальное число ипостасей для современного человека - четыре. Каждая ипостась задает соответствующую программу поведения. Между этими программами возникают отношения иерархии. Для воспитания личности используются, с одной стороны, эталоны, т. е. личности, которым следует подражать, а с другой стороны, инструкторы, которые только объясняют, что и как надо делать.

Чтобы добиться выполнения инструкции или команды, надо преодолеть препятствия двух родов: 1) помехи в канале связи и 2) помехи в анализаторе самого принимающего (например, он настроен на другую программу). Поэтому к вводимой новой информации надо добавить шум в анализаторе, который помешал бы выполнять другие команды и создал бы том самым благоприятные условия для восприятия именно данной информации. Обычно фасцинация комбинируется с информацией на одной несущей волне.

Последовательно они применяются крайне редко (в гипнотических сеансах). Фасцинация обычно использует очень сложные ритмы, чтобы не возникло привыкания в анализаторе. Последний способ классификации, предложенной Ю. В. Кнорозовым, основан на соотношении информации и фасцинации. В акустических системах сигнализаций выделяются следующие типы.

1. Монотонная дикторская речь (максимальная информация, минимальная фасцинация).

2. Умышленно интонированная речь.

3. Декламация - приблизительное равновесие информации и фасцинации.

4. Пение - преобладание фасцинации.

5. Инструментальная музыка - информации нет, только фасцинация.

Для оптических систем: 1. Книжный шрифт. 2. Почерк. 3. Реклама. 4. Станковая живопись. 5. Орнамент.

М. И. Бурлакова
См.: Структурно-типологические исследования (сб. статей. Отв. редактор Т. Н. Молошная). Изд-во АН СССР. М., 1962


Ю. Кнорозов

К вопросу о класси­фикации сигнализации
(Кнорозов Ю. В. К вопросу о класси­фикации сигнализации // Основные проблемы африканистики. - М.: Наука, 1973. - С. 324-334.)

0.1. Возможность возникновения и наличия сигналов предполагает существование дифференцированной системы, состоящей из интегрированных единиц, имеющих определен­ные свойства.

Под системой подразумевается некоторое множество ма­териальных единиц, имеющее определенную ориентацию, т. е. относительно независимое от окружающей среды.

Сам факт возникновения, существования и гибели системы является следствием всеобщей связи и взаимообу­словленности. Система представляет собой область повы­шенной взаимной связи. Усиление связи (взаимовлияния) между единицами системы в общем можно рассматривать как повышение организации (иногда именуемой негэнтропией), а ослабление — как повышение энтропии. Система тем больше организована, чем меньше она зависит от окружаю­щей среды и чем больше сама на нее влияет. Иначе говоря, чем выше организация системы, тем больше «степеней сво­боды» у системы по отношению к окружающей среде и со­ответственно тем меньше «степеней свободы» у составляющих систему единиц.

Следует отметить, что повышение организации системы отнюдь не всегда связано с повышением ее устойчивости. В условиях быстро изменяющейся окружающей среды систе­мы с некоторой автономией («степенями свободы») состав­ляющих единиц могут оказаться более устойчивыми, чем системы с очень высокой организацией. По-видимому, для наибольшей устойчивости системы требуется определенный минимакс организации, отклонение от которого понижает устойчивость.

Составляющие систему материальные единицы (извест­ные в форме вещества и поля) могут быть однородными, но по мере повышения организации приобретают различные

с 324

свойства, т. е. специализируются. Чрезмерная (необратимая) специализация составляющих систему единиц повышает ор­ганизацию и понижает устойчивость системы.

В рамках определенной стабильной системы составляю­щие ее единицы могут регулярно или нерегулярно сменяться («поточная система»), что открывает возможность ускоренно­го развития в условиях активного взаимодействия со средой.

По мере развития системы количество составляющих ее единиц возрастает. Если количество единиц превышает неко­торый минимакс, устойчивость системы начинает пони­жаться.

Составляющие систему материальные единицы могут быть соединены друг с другом (интегрированная система) либо разъединены в пространстве (дифференцированная си­стема). Интегрированная и дифференцированная системы на­ходятся в генетической связи. В силу общей закономерности в развивающейся системе количество составляющих единиц увеличивается. Когда дальнейшее увеличение количества единиц ведет к потере устойчивости интегрированной систе­мы, возникает дифференцированная система высшего поряд­ка с интегрированными системами в качестве составляющих единиц.

Развитие системы предусматривает увеличение количест­ва составляющих единиц и повышение организации. Эти две тенденции находятся в противоречии, так как увеличение ко­личества единиц затрудняет организацию. Для динамиче­ских систем характерно ускорение развития. Медленное на первых этапах развитие системы в дальнейшем идет с нара­стающей скоростью до определенного минимакса (превыше­ние которого угрожает устойчивости системы), после чего следует качественный скачок. Воспроизведение уже сложив­шейся системы идет в обратном порядке, т. е. развитие за­медляется. Так, например, «закон Геккеля» можно сформули­ровать следующим образом: онтогенез повторяет филогенез с обратно пропорциональной скоростью.

Все системы неживой и живой природы подчиняются об­щим закономерностям, действующим во Вселенной («универ­сальной системе»). Основной закономерностью для всех си­стем является тенденция к развитию от низших форм к выс­шим. Развитие можно интерпретировать как приобретение данной системой в определенной степени некоторых свойств «универсальной системы».

Возникновение системы высшего порядка в результате ка­чественного скачка приводит к появлению новых свойств, которые, естественно, не могут быть сведены к свойствам составляющих систему единиц. Так, свойства элементарных частиц не аналогичны свойствам основной дифференцирован­ной системы неживой природы — атома, а свойства высших

с 325

интегрированных систем — молекула, кристалла — не являют­ся суммой свойств составляющих их атомов. Каждому уровню свойственны свои особенности и закономерности раз­витии.

В условиях нашей планеты наиболее высокой по органи­зации интегрированной системой является живой организм. Сигнализация является необходимым элементом дифферен­цированной системы, единицами которой являются живые организмы, имеющие достаточно развитой аппарат управле­ния и двигательный механизм (в основном членистоногие и хордовые).

0.2. Сигнализация в ассоциации животных обеспечивает координацию действий членов ассоциации. У млекопитаю­щих животных ассоциация (объединение) имеет различный состав, структуру и степень организации. Однако все объ­единения животных характеризуются однородностью — со­ставляющие их особи являются членами только данного объединения, что, конечно, не исключает текучести членов этого объединения.

Ассоциация людей не является дальнейшим развитием или высшей формой объединения животных, а представляет собой следующий тип дифференцированной системы, т. е. объединение объединений. Составляющей единицей ассоциа­ции у людей (не совпадающей с обществом) является не особь, а коллектив. В связи с этим сигнализация в человече­ской ассоциации относится к высшему типу по сравнению1 с сигнализацией в объединениях животных и приобретает ка­чественно иные свойства и функции.

По отношению к сигналу среди членов ассоциации сле­дует различать индуктора (подающего сигнал), адресата (ко­торому адресован сигнал), свидетеля (случайно принимающе­го сигнал) и перехватчика (умышленно перехватывающего сигнал, адресованный другому члену ассоциации). Индуктор обычно один. Адресат часто множественный, т. е. сигнал ад­ресован группе членов ассоциации.

0.3. Сигнал подается с помощью произвольной мускула­туры и является особой разновидностью действия.

Под действием понимается не любое биологическое дви­жение, а серия движений произвольной мускулатуры, имею­щая определенную цель (например: взять, укусить). Серия действий, имеющая общую конечную цель, составляет опера­цию (например: поймать добычу, устроить логово).

Между членами ассоциации, совместно выполняющими операцию, устанавливается связь, т. е. коррелятивная зави­симость действий одного члена ассоциации от действий дру­гого, При определенных условиях связь может стать функцио­нальной, а именно когда действие одного члена ассоциации вызывает строго определенное действие другого.

с. 326

Сигналы первоначально возникают для обеспечения су­ществующих связей при совместном выполнении операций. При этом сигнал можно рассматривать главным образом как реакцию на отсутствие соответствующего действия дру­гого члена ассоциации (в условиях полной синхронизации совместных действий сигнализации, естественно, не требуется).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предисловие от составителя icon Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3
Предисловие к первому изданию 1884 года предисловие к четвиртому изданию 1891 года
Предисловие от составителя icon © Л. М. Шипицына, составитель, 1997 от составителя
В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррек-ционному обучению...
Предисловие от составителя icon Пояснительная записка рабочая программа по математике для 5-6 классов...
Рабочая программа по математике для 5-6 классов основной школы разработана на основе сборника «Программа. Планирование учебного материала....
Предисловие от составителя icon Д. Х. Колдуэлл От составителя 7
Е. Раковицкая. Май 1878, Нью-Йорк 135 "The Daily Graphic". 10. 12. 1878, Нью-Йорк 139
Предисловие от составителя icon Авторы идеи: Н. Крайнер, Гала Рубинштейн, Макс Фрай Координатор,...
При составлении комментариев были использованы некоторые материалы цикла лекций Е. Н. Колесова "Таро Тота" и результаты личных наблюдений...
Предисловие от составителя icon От составителя «Каков человек, такова его и речь»
«уткнув брады», не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и незнакомы...
Предисловие от составителя icon Интервью с самим собой (85). Подготовка оригинал-макета: Н. Пульцин,...
Духовное окружение, в которое попадает человек, гораздо важ­нее и оказывает на него гораздо большее влияние, чем факты и конкретные...
Предисловие от составителя icon А. Предисловие доктора Буланова Ю. Б
Б. Разбор «лохотрона»
Предисловие от составителя icon Содержание Предисловие 8 глава история лифляндской Золушки: Екатерина Первая 11

Предисловие от составителя icon Литература предисловие
Влияние классического и ревизованного психоанализа на обоснование проективного метода
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции