1. Стилистика как научная




Скачать 1.13 Mb.
Название 1. Стилистика как научная
страница 1/10
Дата публикации 26.09.2014
Размер 1.13 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Доклады > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1.Стилистика как научная дисциплина.

СТИЛИСТИКА - учение о языковых стилях как функциональных вариантах языка и речи. Различают лексическую, фразеологическую, синтаксическую, стилистику словообразования и частей речи.Первым понятие стиля в отечественную науку ввел Ломоносов. В кругу стилистики можно различать три круга исследований, которые тесно соприкасаются друг с другом, взаимно пересекаются, однако наделены своей проблематикой, задачами и категориями: Стилистика языка как "система систем" или структурная стилистика. Стилистика речи, т.е. разных видов и актов общего употребления языка. Стилистика художественной литературы 1.Стилистика языка изучает стили, которые обычно называют функциональными. В связи с различиями в понимании основных функций языка, представляется различные соотношения стилей.Пример. Выделяя три важнейших функций языка (общение, сообщение, воздействие), можно разграничить стили следующим образом: обиходно-бытовой - общение; обиходно-деловой, официально-документальный и научный - сообщение; публицистический, художественно - беллитристический - воздействие. Стили отчасти соприкасаются, но в значительно большей степени противопоставляются. Иногда находятся в глубоком взаимодействии и даже смешении.Стилистика речи базируется на стилистике языка. В этом разделе на первый план выступают способы употребления языка и его стилей в разных видах монологической и диалогической речи.Стилистика художественной литературы рассматривается отдельно.Можно увидеть, что стили речи - это некие коммуникативные системы в кругу основных жанров или конструктивных разновидностей общественной речи. В современной лингвистике стили языка понимаются как функциональные. Стили языка - это слои языковых средств, обладающих общим функциональным значением и функционально-стилистической окраской, большой частотностью употребления в определенных сферах общения.Стили речи представляют собой реализацию этих средств языка по законам функционирования языка, соответствующих тем же сферам общения. Стилистика исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов Стилистика признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях. Стилистика изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая Стилистика, которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. Стилистика отличает свой принцип группировки языкового материала, который может не совпадать с делением на лексику, фразеологию, морфологию, синтаксис. Разумеется, в Стилистика могут изучаться и описываться стилистические свойства отдельных уровней языка, но при этом исследователь имеет в виду стилистическую систему языка в целом. Стилистика современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала,сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. Особый раздел Стилистика составляет Стилистика художественной литературы (художественной речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык литературы, став явлением искусства, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художественные функции фактов языка в литературе определяются, в частности, их стилистическими свойствами, то естественно, что Стилистика художественной речи остаётся в пределах Стилистика языка как лингвистической дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетической функции языка в литературе. Стилистика художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художественной литературе, способы актуализации таких сторон языка, которые в практической речи не существенны, и т.д. Одной из задач исторической Стилистика в этом плане является анализ отношения языка художественной литературы к общелитературному и народно-разговорному языку на разных этапах развития языка и литературы. Это даёт возможность наметить связи между историей литературного языка и историей литературы, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время Стилистика художественной речи стремится выявить эстетическую функцию языкового материала в конкретной художественной системе, в его связях с др. элементами этой системы. Поэтому в Стилистика художественной литературы важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отдельные художественные произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. Стилистика художественной речи граничит с поэтикой. Это соприкосновение намечает границы лингво-стилистического анализа; они обусловлены тем, что в понятие художественного стиля литературного произведения входят, по выражению В. М. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет Стилистика в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом Стилистика Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтического текста, звуковой инструментовки стиха. Практическая Стилистика является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

2.Предмет и круг проблем стилистики.

Стилистикой называется наука об употреблении языка, отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. Существуют стилистика языка и стилистика речи, лингвостилистика и литературоведческая стилистика, стилистика, от автора и стилистика восприятия, стилистика декодирования и др.Стилистика языка исследует, с одной стороны, специфику языковых подсистем, называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря, фразеологии и синтаксиса, и, с другой стороны, — экспрессивные, эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика языка исследует инвентаризацию стил.окраски потенциально заложенную в языке. Стилистика речи изучает комплекс смысловых эффектов возникающих в контексте. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание, не только следуя нормам, известным грамматике и стилистике языка, но и на основе значащих отклонений от этих норм.Стилистика языка и функц.стил развивается в 50-ые годы под руководством Кожина: стил-наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка обусловленных наиболее целесообразным использованием яз.едениц в зависимости от содержания высказывания, цели, ситуации и сферы общения. В стил. речи выделяют стил.текста и стил.разговорной речи. Стил.текста: изучает виды информ. в тексте, членимость текста, внутритекстовые связи, модальность текста(отношение автора к тому, что говорить), завершенность текста, текстообразование, как отображается действительность. Предмет изучения стилистики – эмоциональная экспрессия языка, все выраз.ср-ва языка. -> стилистика – наука о выраз.ср-вах языка+ наука о функц.стилях

Задачи стилистики:

  1. анализ выбора опред.яз.ср-в при наличии синоним.форм выражения мысли для полноценной и эффективной передачи информации. (we have closed a deal - finalized the transaction).

  2. анализ экспресс,изобр.ср-в языка на всех уровнях (фон: аллитерация, сем: оксюморон, синт: инверсия).

  3. определение функ.задания – определение стил.функции, к-ю выполняет яз.ср-во.

Стилистику принято подразделять на лингвостилистику и литературоведческую стилистику.

3.Три направл. Стил-ки

1. Напр-ния,изуч. стилистич. ресурсы. Это своего рода описат. стил-ка. Центр. объект – стилистич. синонимия Стилистика – дисциплина, кот. явл-ся своего родв вершиной исследования яз., теоретич. основой развития реч. культуры.Виноградовразделяет также стил-ку языка, стил-ку речи и стил-ку худ. лит-ры.Стилистика яз. – изучает факты стилистич. окрашенности язык. ср-в, функц. стили яз., их взаимосвязь и взаимозависимость.Стилистика речи – изч. разнообразие жанрово-ситуативных стилей речи.Стилистика худ. лит-ры изуч. специфику речи худ. произведений, индивидуально-авт. стилей писателей. Стилистика языка, или структурная стилистика, описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения, связи и взаимодействия разных соотносительных частных систем форм, слов, рядов слов и конструкций внутри единой структуры языка как «системы систем». Она изучает исторически изменяющиеся тенденции или виды соотношений стилей языка, характеризующихся комплексом типичных признаков. Эти стили обычно называются функциональными, например разговорный, противопоставленный книжному вообще и отграниченный от других стилей языка коммуникативно-бытовой функцией, поэтому в этой сфере иногда выделяются обиходно-бытовой и обиходно-деловой стили; научно-деловой, специальный, определяющийся своеобразными свойствами и принадлежностями научно-коммуникативной функции; газетно- или журнально-публицистический, выделяющийся по характерным качествам и приметам агитационно-коммуникативной функции; официально-канцелярский или официально-документальный и некоторые другие (например, парадно-риторический, художественно-изобразительный). Можно – в связи с различиями понимания основных функций языка – представить и иное соотношение сти лей. При выделении таких важнейших общественных функций языка, как общение, сооб o щение и воздействие, могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены такие стили: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия). Эти стили соотносительны. Они отчасти противопоставлены, но в значительно большей степени сопоставлены. Иногда они находятся в глубоком взаимодействии и даже в смешении. Разные и притом очень далекие, несоотносительные стили могут найти применение в одной и той же сфере общественной деятельности.Стилистика речи базируется на стилистике языка. Языковая система не только «порождает» речь, не только сдерживает ее поток в известных берегах и пределах, но и питается ею, применяется под ее сильным воздействием. Однако было бы слишком узко, односторонне и даже ошибочно представлять речь по образу Соссюровского parole . Специфику parole составляют главным образом те языковые явления, которые именно в речи, т. е. в практическом применении языка, и существуют. Это, во-первых, те явления, которые присущи речи, как таковой: к ним относится, например, то, что в английских работах этого толка именуется voicing , интонация, ритм. Это, во-вторых, те явления, которые возникают в речи соответственно реальным условиям, задачам и способам высказывания: к ним относятся, например, темп, паузы, эмфазис, фразовый акцент. Все это, конечно, проявляется и должно изучаться в сфере речевой деятельности. Однако и здесь на первый план исследования выступают способы употребления языка и его стилей в разных видах монологической и диалогической речи и в разных композиционных системах, вызванных или кодифицированных общественной практикой – социально-групповой, производственно-профессиональной и т. д. Только такой подход и создает возможность построить стилистику речи на основе анализа форм общественной языковой практики. Именно в ней и проявляется подлинная творческая природа языка, как ее определил Гумбольдт. При этом следует ориентироваться на две основных (но крайней мере в настоящее время) сферы общественной языковой практики – на сферу ограниченной коммуникации и сферу массовой коммуникации. К такому пониманию отчасти тяготеют концепции американских лингвистов, изучающих язык в аспекте речевого «поведения», и взгляды японских языковедов, говорящих о «языковом существовании». Однако, перенося все эти проблемы в область стилистики, следует подчеркнуть, что стили речи – это прежде всего некие композиционные системы в кругу основных жанров или конструктивных разновидностей общественной речи. На долю стилистики речи выпадает задача разобраться в тончайших различиях семантического и экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи. Ведь такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа с той или иной аудиторией и т. п., обычно строятся на многообразном чередовании или смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка. Здесь же выступают сложные задачи изучения мелодики речи, интонации в широком смысле этого слова. Достижения стилистики речи в этом отношении могут оказать неоценимую услугу и тем, кто занимается теорией драматургии, теорией сценической речи, а также артистам сцены.перед стилистикой художественной литературы стоит огромная задача изучения исторических изменений в самом понятии словесно-художественного стиля и истории литературы, в применении его к структуре литературы в разные периоды, задача изучения закономерностей развития стилей литературы в связи с историей литературного языка и общественной речи. Стили письменно-книжной литературы древнего (донационального) периода могут опираться на структурные формы и элементы чужого языка (например, старославянского). В стилистике художественной литературы изучаются не только способы индивидуального или канонизированного целой писательской школой применения разнообразных средств общего языка, его стилей, диалектов, жаргонов, разных социально-речевых стилей, разных типов и композиционных систем устного и письменного общественного речевого употребления (по отношению к новому времени и разных форм и видов массовой коммуникации), словом, приемы употребления языка и общественной речи, характерные для тех или иных индивидуальных стилей, стилей школ или даже целых литературных направлений, не только приемы индивидуальных литературно-художественных новообразований, новые типы и виды сочетания разностильных элементов в том или ином словесно-художественном стиле, не только мотивированные в эстетико-речевом плане многообразные роды и формы отступлений от норм общего литературного языка;– тут выступают новые задачи и принципы изучения разных форм повествования, сочетания и взаимодействия повествования с диалогическими отрезками, композиционно-синтаксического движения речи в структуре словесно-художественного целого, приемы ритмической структуры и образного строя литературно-художественных произведений, приемы индивидуального построения словесных образов и их динамического развития, их трансформаций и сцеплений с другими образами в структуре того или иного литературного произведения, проблемы специфики речевых характеристик образов персонажей в отдельных индивидуальных стилях или стилях целых школ, вопросы индивидуально-стилистической структуры образа автора и многие другие. Вместе с тем, в сферу стилистики художественной литературы вступает новая разновидность речи, именно стихотворная речь. Таким образом, в системе художественной литературы создается новое деление речи на стиховую и прозаическую – со специфическими приемами каждой из этих стилевых категорий, специфическими жанрами и формами ритмического членения. Таким образом, перед стилистикой русской художественной литературы возникает огромной важности задача изучения истории стихотворных стилей, их взаимодействия и соотношения со стилями разных жанров прозы в различные периоды литературного развития. Предметом исследования для стилистики художественной литературы является система литературы в ее основных стилистических формах и их жанровых разновидностях, в сопоставлениях и противопоставлениях вращающихся в ее пределах индивидуально-художественных стилей, стилей школ, направлений и т. д. В рамках художественной литературы, кроме общего ее контекста, главной композиционной формой и семантико-эстетическим единством является структура цельного литературного произведения. Сама эта структура в своих особенностях и своеобразиях во многом зависит от жанрового членения современной ей литературы и от соотношения общих категорий, конструирующих систему литературы и ее жанровых типов и разновидностей, – стиха и прозы, а также смешанных или переходных между ними форм.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Стилистика как научная icon Программа по дисциплине «стилистика текста»
Стилистика текста как учебная дисциплина курса по выбору предполагает обобщение и углубление полученных в процессе базового среднего...
1. Стилистика как научная icon План реферата Введение Религиозная концепция Научная концепция нло заключение Список литературы
С тех пор одни концепции сменяли другие, исчезали старые религии, на их место приходили новые, с другими взглядами на данный вопрос....
1. Стилистика как научная icon Литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения...
Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования
1. Стилистика как научная icon «стилистика и литературное редактирование»
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1. Стилистика как научная icon Николай Клягин Современная научная картина мира
Все это дает нам возможность понять, где находится центр Вселенной, как и почему возникли и угасли динозавры, отчего человек единственный...
1. Стилистика как научная icon Семантика, как и всякая научная дисциплина, имеет свой предмет. Но...
Ь под значением, не существует общепринятого ответа. Из-за разного понимания предмета по-разному проводятся границы между семантикой...
1. Стилистика как научная icon Медленные челюсти демократии
Максим Кантор вводит понятия «демократическая война», «компрадорская интеллигенция», «капиталистический реализм», «цивилизация хомяков»,...
1. Стилистика как научная icon Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»
1. Стилистика как научная icon Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей,...
Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое...
1. Стилистика как научная icon Противоречивая сущность
Научная ценность данного термина и соответ­ствующего понятия стала особенно очевидной в наши дни, ибо в современном мире давно нет...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции