Отчет генерального директора




НазваниеОтчет генерального директора
страница1/9
Дата публикации07.06.2014
Размер1.29 Mb.
ТипОтчет
literature-edu.ru > Бухгалтерия > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




wipo-r-bw

R

CDIP/13/2

ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ

ДАТА: 3 марта 2014 г.


Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)

Тринадцатая сессия

Женева, 19–23 мая 2014 г.


ОТЧЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ

подготовлен Секретариатом
1 Настоящий документ содержит отчет Генерального директора о ходе реализации Повестки дня в области развития за 2013 г.

2 Целью пятого годового отчета, представляемого Генеральным директором Комитету, является описание того, как через различные программы и направления работы ВОИС реализуется Повестка дня в области развития. Отчет призван дать общий обзор реализации рекомендаций Повестки дня в области развития и их интеграции в деятельность ВОИС, учета их основных принципов в структуре Организации и действий, осуществляемых в отношении этих принципов в рамках различных проектов ВОИС.
3 Отчет состоит из двух частей и трех приложений. В части I дается обзор ключевых моментов, касающихся реализации Повестки дня в области развития и ее интеграции в (i) регулярную программную деятельность и (ii) работу различных органов ВОИС. Часть II посвящена основным событиям, которые имели место в ходе реализации проектов, осуществляемых в рамках Повестки дня в области развития. В Приложении I к документу дается общий обзор состояния дел с выполнением рекомендаций Повестки дня в области развития; в Приложении II – обзор проектов в рамках Повестки дня в области развития, реализуемых в 2013 г.,1 а в Приложении III – описание завершенных и оцененных проектов, а также некоторых основных рекомендаций, вынесенных внешними экспертами и одобренных государствами-членами.
ЧАСТЬ I: ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ В ПРОГРАММНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОИС
4 Эффективная реализация рекомендаций и принципов Повестки дня в области развития оставалась целью деятельности ВОИС в течение всего 2013 г., что отражено в Программе и бюджете на следующий двухлетний период.
5 В утвержденных Программе и бюджете на двухлетний период 2014–2015 гг.
по-прежнему большое внимание уделяется интеграции проблематики развития в работу по осуществлению всех основных Стратегических целей и всех соответствующих программ ВОИС. Пересмотренная схема учета результатов работы Организации по-прежнему включает оценку расходов на развитие по их результатам в соответствии с принципом составления бюджета, ориентированного на конечный результат, введенным в двухлетнем периоде 2012–13 гг. Кроме того, по итогам завершения и оценки в конце 2013 г. нескольких проектов ПДР в регулярную деятельность ВОИС было интегрировано несколько проектных мероприятий.
6 Отчет о реализации программ (ОРП) за 2012 г. содержал подробные данные о роли каждой программы и ее вкладе в реализацию Повестки дня в области развития. Отчетность об интеграции Повестки дня в области развития была в 2012 г. усилена с учетом комментариев, полученных от государств-членов в ходе обсуждения ОРП за двухлетний период 2010–2011 гг.
7 Программа технического сотрудничества ВОИС, как и раньше, поощряла и помогала государствам-членам формулировать и реализовывать свои стратегии в области ИС в соответствии с рекомендациями ПДР. Эти стратегии не только согласуются с общими планами развития стран-бенефициаров, но и нацелены на поощрение инноваций и творчества. Они дают комплексный ответ на актуальные нужды государств-членов, определенные путем консультаций и при координации с другими секторами внутри Организации: от первоначального формулирования задач до их выполнения и оценки результатов. Помимо разработки этой концепции, принципы и рекомендации ПДР направляют оказание технической помощи вообще, в том числе и тем государствам-членам, которые еще не задействовали или не доработали свои стратегии в области ИС.
8 В соответствии с рекомендацией 3 Повестки дня в области развития продолжилась интеграция аспектов системы ИС, ориентированных на развитие, в программы Академии ВОИС. Понятный обзор учебной деятельности Академии, а также партнеров и участников всех программ обучения представлен в документах «Портфель образовательных и подготовительных программ Академии ВОИС в 2013 г.»2 и «Годовой статистический отчет Академии ВОИС за 2013 г.»3. Были укреплены и расширены стратегические партнерства с высшими учебными заведениями, в частности, в развивающихся странах, НРС и странах с переходной экономикой: особенно следует отметить магистерские программы и другие курсы обучения в области ИС. Вузы-партнеры также используют программы дистанционного обучения ВОИС, в которых всё лучше учитываются принципы Повестки дня в области развития. Программы летних школ специально разрабатываются с учетом аспекта развития ИС и предусматривают участие лекторов из развивающихся стран. Некоторые курсы профессиональной подготовки специально разработаны с целью укрепления потенциала участников в области разработки политики и проведения переговоров в свете сбалансированной системы ИС, стимулирующей развитие. Пересматриваются учебные планы всех программ, предлагаемых Академией ВОИС, с тем чтобы включать динамический подход к реализации Повестки дня в области развития. Кроме того, в рамках пилотного проекта ПДР «Создание новых национальных академий ИС, второй этап»4 Академия ВОИС оказала помощь Колумбии, Доминиканской Республике, Египту, Эфиопии, Перу и Тунису в создании самодостаточных центров обучения по вопросам ИС, проведя индивидуализированные курсы для инструкторов и академических координаторов.
9 В соответствии с рекомендациями ПДР 1, 4, 10 и 11 по запросу государств-членов в рамках Программы ВОИС по малым и средним предприятиям (МСП) и инновациям организовано 18 учебных программ по управлению интеллектуальной собственностью (ИС) для руководителей МСП. Ведомства ИС и/или торговые палаты соответствующих государств-членов были тесно задействованы на этапе планирования и играли ведущую роль и вносили значительный вклад во время разработки и реализации программ, в том числе в процессе отбора международных и местных докладчиков и тем программ. Кроме того, в 2013 г. в 17 странах различных регионов было реализовано 18 программ подготовки инструкторов, семинаров и практикумов по управлению ИС для МСП, в ходе которых около тысячи участников из МСП и структур поддержки МСП получили управленческие знания и навыки. Их целью было помочь МСП повысить конкурентоспособность и эффективность бизнеса за счет дальновидного управления ИС. Разработке эффективных материалов по повышению осведомленности и развитию потенциала способствовал перевод публикаций по МСП и «Панорамы ИС» на различные языки. Ежемесячный Информационный бюллетень по МСП предоставляет последние новости, информацию и ссылки на материалы, связанные с МСП, примерно 40 тысячам подписчиков по всему миру. Продолжается практика размещения на веб-сайте ВОИС временных программ, адаптированных и переводных публикаций, исследований и «Панорамы ИС» на различных языках.
10 В течение года Организация продолжала оказывать целенаправленную законодательную поддержку государствам-членам по их запросам в соответствии с принципами Повестки дня в области развития. Это включало помощь в выполнении на национальном уровне международных обязательств, в том числе вытекающих из Соглашения ТРИПС и различных договоров, административные функции которых исполняет ВОИС, таких как недавно подписанный Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (ПДАИ) и Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (МДС). При оказании этих услуг Секретариат следует принципу нейтральности и принимает во внимание гибкие возможности, предоставляемые международными соглашениями, и различия в уровнях развития. Кроме того, он выполняет обязанность по соблюдению конфиденциальности.
11 Работа ВОИС по проблеме «ИС и конкуренция» постепенно и неуклонно становится популярным многосторонним форумом для обсуждения вопросов, возникающих на стыке ИС и политики защиты конкуренции. Это отражается в: (i) растущем количестве запросов от государств-членов на участие в двусторонних и субрегиональных дебатах, некоторые из которых нацелены на принятие национальной политики; (ii) завершении первого этапа опроса по передаче технологий и антимонопольному регулированию, в котором активно участвовал ряд государств-членов, обладающих большим опытом по этой теме (второй этап будет проведен в 2014 г., когда опрос будет распространен – хотя и станет менее детальным – на все государства-члены, чтобы составить практическую карту); и (iii) создании в сотрудничестве с секретариатами ОЭСР, ЮНКТАД, ВОИС и ВТО форума «Международный клуб по вопросам ИС и конкуренции», позволяющего осуществлять неформальный обмен мнениями и обсуждать возможности сотрудничества в области ИС и конкуренции, – этот форум в настоящее время укрепляется, и встречи проводятся регулярно.
12 На протяжении всего 2013 г. ВОИС продолжала свою деятельность по повышению уважения к интеллектуальной собственности (ИС) в соответствии со Стратегической целью VI «Международное сотрудничество, направленное на обеспечение уважения ИС» и рекомендацией 45 Повестки дня в области развития. В частности, эта деятельность по просьбе государств-членов включала оказание нормотворческой помощи по обеспечению совместимости действующего законодательства или законопроектов с обязательствами по обеспечению защиты ИС, изложенными в Части III Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС), с учетом противовесов и гибких возможностей, заложенных в Соглашении, а также смежную образовательную и информационно-просветительскую деятельность. Общими целями всех обучающих программ по повышению уважения к ИС являются: (i) изучение влияния охраны ИС и обеспечения прав ИС на социально-экономическое развитие стран-участниц; (ii) изучение минимальных стандартов и гибких возможностей, изложенных в Части III Соглашения ТРИПС; (iii) рассмотрение актуальных вопросов, таких как повышение осведомленности покупателей для предотвращения нарушений и справедливая утилизация контрафактных товаров; (iv) предоставление заинтересованным сторонам информации о том, как разрабатывать и воплощать национальные стратегии повышения осведомленности; и (v) содействие стратегическому сотрудничеству между заинтересованными сторонами из государственного и частного секторов. ВОИС также продолжала свою деятельность по дальнейшему расширению системного и эффективного международного сотрудничества и координации с другими международными организациями в целях обеспечения сбалансированного и прозрачного подхода к повышению уважения к ИС.
13 В соответствии с рекомендацией 14 Повестки дня в области развития и в ответ на запросы государств-членов Секретариат ВОИС занимался вопросом гибких возможностей в системе ИС. На своей одиннадцатой сессии КРИС продолжил обсуждение документов, содержащих информацию по четырем темам, относящимся к гибким возможностям, связанным с патентами, и просил Секретариат подготовить документ о фактической реализации в национальных законодательствах следующих гибких возможностей: (и) объем исключений из сферы патентования растений (Соглашение ТРИПС, ст. 27) и (ii) патентоспособность и исключения из патентоспособности изобретений, связанных с программным обеспечением. Этот документ будет обсуждаться на текущей сессии КРИС. ВОИС также продолжила осуществлять мероприятия, призванные повысить уровень осведомленности о практическом применении гибких возможностей на национальном уровне. В этой связи 29–31 января 2013 г. в г. Дурбан (ЮАР) был проведен Региональный семинар ВОИС для ряда африканских стран по реализации и использованию некоторых гибких возможностей в патентной области. В семинаре приняли участие 34 представителя из 17 стран Африки к югу от Сахары. Кроме того, в ходе второго Межрегионального совещания ВОИС по вопросам сотрудничества Юг-Юг в области патентов, товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов и защиты прав, которое состоялось в Каире (Египет) в мае 2013 г., было представлено ситуационное исследование «Гибкие возможности, предусмотренные многосторонними договорами в патентной области, и их значимость для развивающихся и наименее развитых стран».
14 Принимая во внимание рекомендации 17, 21 и 23 Повестки дня в области развития, ВОИС организовала восьмую встречу Платформы партнеров с целью продолжить обсуждение оптимальных способов улучшения доступа к охраняемым произведениям для лиц с нарушениями зрения, а также подвести итоги работы, выполняемой подгруппами по технологиям и наращиванию потенциала, и работы, проводимой в рамках проектов «Доверенные посредники для доступа к глобальным доступным ресурсам» (TIGAR) и «Платформа поддерживающих технологий». ВОИС финансировала участие различных заинтересованных сторон, представляющих слепых, а также правообладателей из развивающихся стран.
15 Как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций и в соответствии с рекомендациями 30 и 40 Повестки дня в области развития, ВОИС продолжала активно участвовать в работе Организации Объединенных Наций (ООН), расширяя сотрудничество с другими организациями ООН, в частности, принимая участие в конференциях, процессах и инициативах, связанных с развитием. В этой связи Секретариат ВОИС сделал вклад в различные процессы, связанные с Рамочной программой в области развития после 2015 г., работой Открытой рабочей группы по целям устойчивого развития, проведением конференции «Рио+20» и работой Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ. Секретариат ВОИС активно участвовал в основной сессии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) в 2013 г., в 19-й Конференции сторон (КОС) Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН) в Варшаве, а также в работе Исполнительного Комитета по вопросам технологии и Консультативного комитета Центра и сети климатических технологий РКИКООН, Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Форума ВВИО), Обзорного совещания высокого уровня ВВИО (ВВИО+10) и Форума по вопросам управления Интернетом.
Ниже перечислены основные моменты, касающиеся сотрудничества ВОИС с системой Организации Объединенных Наций и другими межправительственными организациями (МПО):
(a) В июле 2013 г. в Женеве состоялась основная сессия Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС). С 1 по 5 июля 2013 г. в рамках этапа заседаний высокого уровня состоялся ежегодный обзор на уровне министров, темой которого было «Подключение науки, техники и инноваций, а также потенциала культуры к содействию устойчивому развитию и достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». ВОИС стала одним из основных партнеров ЭКОСОС в 2013 г. наряду с Международным союзом электросвязи (МСЭ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и региональными комиссиями ООН.
Целью основной сессии ЭКОСОС 2013 г. было освещение роли науки, техники, инноваций и потенциала культуры, а также соответствующих национальных и международных политик в содействии устойчивому развитию и достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ). Она стремилась показать, что наука, технологии и инноваций играют принципиальную роль в каждой из ЦРТ, в том числе благодаря: 1) облегчению доступа к знаниям; 2) повышению производительности, индустриализации, экономическому росту и созданию достойных рабочих мест; 3) содействию охране здоровья и доступу к жизненно важным лекарствам; 4) достижению продовольственной безопасности путем создания устойчивых и справедливых сельскохозяйственных систем и повышения производства и доходов – особенно в мелкособственнических хозяйствах; 5) продвижению технологий возобновляемых источников энергии как решения двойственной задачи снижения энергетической бедности и минимизации климатических изменений.
Тема сессии также дала возможность установить связь с выполнением итогового документа конференции «Рио+20», в частности, в отношении «зеленых» технологий и текущих процессов, связанных с Рамочной программой в области развития после 2015 г. Учитывая связь задач сессии с рядом проектов ВОИС и ее деятельностью по наращиванию потенциала, а также специализацию ВОИС внутри системы ООН, сессия ЭКОСОС 2013 г. дала ВОИС уникальную возможность сыграть на ней ведущую роль и тем самым привлечь внимание к необходимости сбалансированной системы интеллектуальной собственности.
В рамках подготовки к ЭКОСОС-2013 Секретариат ВОИС организовал первую совместную с ЭКОСОС региональную подготовительную встречу для Африки, которая состоялась в г. Дар-эс-Салам (Танзания) 14 марта 2013 г. Секретариат ВОИС принимал участие и в других региональных подготовительных встречах, а также в Молодежном форуме ЭКОСОС (27 марта 2013 г.) и Партнерском форуме ЭКОСОС (23 апреля 2013 г.), на которых была представлена Платформа ВОИС Re:Search.
(b) Права ИС являются ключевым вопросом, обсуждаемым на Конференции сторон (КОС) РКИКООН, особенно с точки зрения инноваций и передачи технологий по предотвращению изменения климата. В этой связи ВОИС продолжала следить за актуальными дискуссиями в рамках РКИКООН, в которых она участвует в качестве наблюдателя, и по просьбе участников предоставляла фактическую информацию о системе интеллектуальной собственности, в частности, в отношении передачи экологически безопасных технологий.
(c) В соответствии с рекомендацией 24 Секретариат ВОИС активно участвовал во Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО). На церемонии открытия заседания ВВИО, состоявшегося в мае 2013 г., и в ходе Диалога высокого уровня по инновациям и стандартам в области ИКТ в странах с формирующейся экономикой Генеральный директор выступил с программной речью, в которой он обратил внимание на принципы, заложенные в основу ряда рекомендаций Повестки дня в области развития, в частности, рекомендаций 10 и 27.
(d) В соответствии с рекомендацией 30 Повестки дня в области развития Секретариат ВОИС был впервые приглашен присутствовать на глобальном мероприятии UN-Water, посвященном Всемирному дню воды, которое состоялось 22 марта 2013 г. в Гааге (Нидерланды). Секретариат ВОИС также принял участие в Региональной консультации по управлению использованием ресурсов подземных вод, проведенной Международной гидрологической программой ЮНЕСКО (МГП) в Гааге, и во 2-й Международной конференции по водным ресурсам и природопользованию (ICWRE), состоявшейся в Женеве 9–11 апреля 2013 г.
(e) ВОИС возобновила свое активное участие во Всемирной неделе предпринимательства (ВНП) – международной инициативе по популяризации предпринимательства и инноваций среди молодежи шести континентов через местные, национальные и глобальные мероприятия. С этой целью и в соответствии с рекомендациями 4, 11 и 40 Повестки дня в области развития ВОИС выступила коспонсором целого ряда мероприятий и учебных семинаров в Женеве в рамках ВНП-2013 в сотрудничестве с ЮНКТАД, Отделением Организации Объединенных Наций в Женеве (ЮНОГ), Международной организацией труда (МОТ), Департаментом экономического развития кантона Женева, Женевским университетом и Федерацией предприятий французской Швейцарии. Основное внимание ВОИС было сосредоточено на содействии молодежному предпринимательству и проведении мероприятий, направленных на укрепление потенциала в сфере ИС и патентной информации.
16 В соответствии с рекомендациями 16, 17, 19, 23 и 40 Повестки дня в области развития ВОИС и другие межправительственные организации обсуждают возможности принятия более гибкого подхода к лицензированию своих материалов. С этой целью была создана Рабочая группа (РГ) по лицензиям для межправительственных организаций («лицензии для МПО»), в которой участвуют следующие МПО: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Европейское космическое агентство (ЕКА), Международная организация труда (МОТ), Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Обсуждения между членами РГ происходят путем телеконференций и личных встреч. ВОИС также предоставила вики-систему для обмена информацией между МПО. В этой связи проводились переговоры с организацией Creative Commons (CC), направленные на изучение возможности адаптации лицензий CC к особенностям и потребностям МПО. Лицензия CC для МПО была принята и уже используется рядом организаций, что позволяет им расширить свою политику открытого доступа и открытых знаний.
17 В соответствии с рекомендацией 22 и запросами государств-членов Секретариат ВОИС продолжил работу по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), участвуя в Целевой группе по оценке прогресса в достижении ЦРТ. Он принял участие в заседании Целевой группы 7 февраля 2013 г., на котором рассматривался черновой план отчета Целевой группы за 2013 г. В этот отчет, опубликованный в сентябре 2013 г., ВОИС внес свой вклад, составив вместе с ВТО и ВОЗ раздел, посвященный доступу к жизненно важным и недорогим лекарствам и охране прав интеллектуальной собственности. В документе упоминается недавнее трехстороннее (ВОЗ, ВТО и ВОИС) исследование «Содействие доступу к медицинским технологиям и инновациям: проблемы, находящиеся на стыке здравоохранения, интеллектуальной собственности и торговли». Кроме того, Секретариат расширил свою отчетность, касающуюся вклада ВОИС в достижение ЦРТ и измерения вклада других специализированных учреждений Организации Объединенных Наций в достижение ЦРТ. Государства-члены вновь выразили заинтересованность в том, чтобы получить информацию по этому вопросу в ходе четырнадцатой сессии КРИС в ноябре 2014 г.
18 ВОИС продолжила определять и продвигать возможности и расширять работу по обеспечению широкого участия гражданского общества в деятельности ВОИС в соответствии с рекомендацией 42. В 2013 г. ВОИС продолжала тесное сотрудничество со своими неправительственными партнерами: будь то через практикумы и семинары, организуемые ВОИС в Женеве и за рубежом с участием или привлечением компетенций представителей гражданского общества или через организацию параллельных мероприятий различных постоянных комитетов, информационных совещаний и других форумов, на которых происходит ценный обмен мнениями и информацией с неправительственными участниками. Ключевой частью этой работы было проведение второй ежегодной встречи Генерального директора с аккредитованными НПО, которая состоялось в феврале 2013 г. Это мероприятие подчеркивает особую важность, которую ВОИС придает интересам и опасениям неправительственных организаций. Форум ВОИС 2013 г., организованный в рамках 51-й серии заседаний Ассамблей государств-членов ВОИС, предоставил еще одну платформу для диалога с выдающимися и дальновидными новаторами о том, какой потенциал для улучшения жизни имеют их идеи, как они распространяют знания о своих открытиях и достижениях и пользе от них и как могут быть созданы благоприятные условия для их новаторской работы. ВОИС продолжит реализацию инициатив, стимулирующих и облегчающих активное и конструктивное участие гражданского общества в ее работе.
19 В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, говорится о важности для Организации обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Внедрение комплексной системы этики и добросовестности в ВОИС – это одна из инициатив по реализации рекомендации 6 ПДР, интеграция которой в основную деятельность ВОИС была начата в 2013 г. после завершения в начале того же года Программы стратегической перестройки (ПСП). Одно из основных направлений деятельности Бюро по вопросам этики в 2013 г. связано с проведением комплексной программы инструктажа по вопросам соблюдения этических норм и профессиональной честности, которая была начата в 2012 г. и завершена в 2013-м. Результаты опросов, проведенных после инструктажа, показали высокий уровень вовлеченности в него, а также высокий уровень осведомленности об этических вопросах, связанных с работой в ВОИС, и о процедурах сообщения о должностных проступках. Они также показали, что в результате инструктажа сотрудники были лучше вооружены для решения этических вопросов. Опрос по ключевым ценностям, проведенный в 2013 г., показал, что об этических принципах ВОИС были осведомлены 98% сотрудников по сравнению с 77% в 2010 г. и 74% в 2011 г. В 2013 г. также значительно вырос уровень признания и восприятия Бюро по вопросам этики как источника беспристрастного и конфиденциального консультирования и наставничества по вопросам деловой этики. По сравнению с 2012 г. количество информационных запросов увеличилось на 69%, а по сравнению с 2011 г. – в пять раз. Запросы касались внешней деятельности, конфликтов интересов, подарков и/или представительских расходов, вопросов, связанных с трудоустройством, заявлений о заинтересованности/инвестициях и защиты сотрудников, сообщающих о нарушениях. Бюро по вопросам этики также продолжило работу в области нормотворчества и разработки политики, поддерживая реформу системы внутреннего правосудия в ВОИС.
20 В отношении штата сотрудников ВОИС пристальное внимание уделялось вопросам гендерного равенства и социокультурного разнообразия. В июле 2013 г. была введена должность специалиста по гендерным вопросам и разнообразию. Для всех основных подразделений были назначены координаторы по гендерным вопросам, чтобы гарантировать, что в программной работе ВОИС гендерным вопросам будет уделяться должное внимание. Было проведено несколько информационно-просветительских мероприятий, чтобы обеспечить как можно более широкую географию поступающих заявлений на замещение вакантных должностей в ВОИС. При этом особое внимание уделялось непредставленным государствам-членам. При широком участии персонала была разработана и внедрена усовершенствованная система внутреннего правосудия. Государства-члены утвердили изменения в Положения и правила о персонале, вступившие в силу с 1 января 2014 г. В Положениях и правилах о персонале были закреплены обязательства всех сотрудников по недопущению возникновения конфликта интересов, обеспечению независимости и непредвзятости. Кроме того, в течение 2013 г. была введена новая система контрактов для привлечения подрядчиков.
21 В 2013 г. была продолжена начатая в 2012 г. интеграция проектов в рамках Повестки дня в области развития, которые были завершены и по которым были представлены отчеты. В этой связи:


  1. После завершения проекта «ИС и политика защиты конкуренции» Секретариат ВОИС продолжал реализацию рекомендаций 7, 23 и 32, которые с 2009 г. направляют работу на стыке охраны интеллектуальной собственности и защиты конкуренции. Лучшее понимание этой взаимосвязи обеспечивается разработкой внутренних документов (например, исследования «Отказ от лицензирования прав ИС: сравнительный анализ возможных подходов») и координацией сторонних исследований (таких как исследование «Влияние практики приобретения и использования патентов на сферу производства смартфонов», подготовленное Центром по вопросам права и информационной политики (CLIP) Школы права Фордхемского университета (Нью-Йорк), и исследование «Авторское право, конкуренция и развитие», проведенное Обществом им. Макса Планка (Мюнхен)).
    В целях упрощения обмена опытом между государствами-членами были организованы международные совещания по вопросам ИС и конкуренции, среди которых следует упомянуть совещание в г. Хараре (Зимбабве), проведенное в сотрудничестве с АРОИС и КОМЕСА и с участием представителей национальных ведомств по защите промышленной собственности и конкуренции из Кении, Малави, Замбии и Зимбабве, а также совещание в Ханое (Вьетнам), организованное в сотрудничестве с Министерством науки и технологии и при участии представителей Лаосской НДР и Камбоджи. Все исследования и обзоры, проведенные в рамках подпрограммы 18.3, доступны на сайте ВОИС5.




  1. В результате проекта «Укрепление национального, субрегионального и регионального потенциала учреждений и пользователей ИС» была создана методология выработки национальных стратегий в области ИС, соответствующих приоритетам и целям в области развития каждой страны. Методология, выработанная в ходе реализации пилотных проектов в 6 странах, была сведена воедино и в настоящее время используется странами, занятыми разработкой национальных стратегий в области ИС. Кроме того, она была интегрирована в регулярную деятельность бюро.




  1. Продолжалось активное использование для различных целей возможностей, заложенных в Базе данных по технической помощи в области ИС (IP-TAD). Проводилось регулярное обновление Перечня консультантов в сфере ИС (IP-ROC), который использовался как инструмент определения консультантов для выполнения тех или иных задач, связанных с ИС, и работы в разных сферах ИС. Кроме того, компонент IP-ROC был разработан и интегрирован в веб-сайт WIPO Green.



  1. Как и раньше, работа Организации включала деятельность по оказанию технической помощи ведомствам ИС в развивающихся странах и НРС с целью усовершенствования их деловых систем на основе ИКТ, ответственных за получение прав ИС, административное управление ими, их проверку и публикацию. В этом отношении в конце двухлетнего периода более 65 ведомств по всему миру использовали бизнес-решения ВОИС для управления правами ИС и получали помощь в виде модернизации систем и – во многих случаях – оцифровки документов по ИС.



ИНТЕГРАЦИЯ ВОПРОСОВ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ В РАБОТУ ДРУГИХ ОРГАНОВ ВОИС

22 Приняв механизмы координации, мониторинга и оценки и порядок отчетности («механизм координации»), Генеральная Ассамблея ВОИС на своей 39-й сессии поручила «органам ВОИС идентифицировать пути включения рекомендаций Повестки дня в области развития в их основную работу».
23 Механизм координации также потребовал от соответствующих органов ВОИС «включать в их ежегодный отчет Ассамблеям описание их вклада в реализацию соответствующих рекомендаций Повестки дня в области развития». Документ с описанием такого вклада обсуждался на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ВОИС в 2013 г.6.
24 В ходе той же сессии, рассматривая «Отчет Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)» и «Обзор выполнения рекомендаций Повестки дня в области развития», содержащиеся в документах WO/GA/43/107 и WO/GA/43/118, соответственно, Генеральная Ассамблея приняла решение: «(i) подтвердить свое намерение добиться полного выполнения своего решения 2007 г. об учреждении Комитета по развитию и интеллектуальной собственности, содержащегося в документе А/43/139, и своего решения о механизмах координации, мониторинга, оценки и представления отчетности, содержащегося в документе WO/GA/39/710; (ii) подтвердить, что все комитеты ВОИС равны между собой и подотчетны Генеральной Ассамблее; (iii) принять к сведению озабоченность, выраженную рядом государств-членов относительно выполнения мандата КРИС и введения в действие механизмов координации; и (iv) просить КРИС обсудить эти два вопроса на его двенадцатой и тринадцатой сессиях, представить отчеты о результатах обсуждений и вынести рекомендации по этим двум вопросам Генеральной Ассамблее в 2014 г.»11. Соответственно, в ходе своей 12-й сессии Комитет обсудил это решение Генеральной Ассамблеи ВОИС и продолжит обсуждение этой темы на своей текущей сессии в целях представления соответствующего отчета и вынесения рекомендаций относительно выполнения мандата КРИС и внедрения механизма координации для Генеральной Ассамблеи в 2014 г.
25 Ниже приведено резюме событий, которые произошли в рамках различных органов ВОИС в 2013 г., и их вклада в реализацию Повестки дня в области развития.
Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору
26 Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) провел свою двадцать третью сессию 4–8 февраля 2013 г., двадцать четвертую сессию – 22–26 апреля 2013 г. и двадцать пятую сессию – 15–24 июля 2013 г. МКГР сосредоточил усилия на обсуждении, сведении воедино и оптимизации проектов текстов по генетическим ресурсам (ГР), традиционным знаниям (ТЗ) и традиционным выражениям культуры (ТВК). В сентябре 2013 г. Генеральная Ассамблея согласилась продлить мандат МКГР на двухлетний период 2014–2015 гг. Возобновленный мандат позволит МКГР: (i) и далее ускорять работу – при открытом и полном взаимодействии – по ведению базирующихся на тексте переговоров с целью достижения договоренности относительно текста (текстов) международно-правового документа (документов), который обеспечит эффективную охрану ГР, ТЗ и ТВК; (ii) работать на основе четкой рабочей программы с применением эффективных методов работы; (iii) опираться на ранее достигнутые результаты работы МКГР и использовать все рабочие документы ВОИС, а также любые иные текстовые материалы государств-членов; и (iv) представить к сессии Генеральной Ассамблеи 2014 г. текст (тексты) международно-правового документа (документов), с тем чтобы доработать текст(ы) в течение двухлетнего периода, подвести итоги работы и рассмотреть текст(ы) и достигнутый прогресс и принять решение о созыве дипломатической конференции. Генеральная Ассамблея также рассмотрит вопрос о необходимости проведения дополнительных совещаний с учетом бюджетного процесса.
27 Была также согласована следующая программа работы МКГР на 2014 г.: (i) двадцать шестая сессия МКГР в феврале 2014 г. будет посвящена ГР, продлится пять дней и начнется с заседания на уровне послов / высших должностных лиц из столиц с целью обмена мнениями по главным политическим вопросам, касающимся переговоров, и дальнейшего обогащения/направления процесса; (ii) двадцать седьмая сессия МКГР в апреле 2014 г. продлится десять дней, будет посвящена ТЗ и – во вторую очередь – ТВК и будет включать перекрестное обсуждение; (iii) двадцать восьмая сессия МКГР в июле 2014 г. будет трехдневной сессией по общим вопросам, задачей которой будет подведение итогов и вынесение рекомендаций для сессии Генеральной Ассамблеи, которая состоится в сентябре 2014 г.
28 Завершение переговоров в рамках МКГР предусмотрено рекомендацией 18 Повестки дня в области развития, которая требует от Комитета «ускорить процесс охраны генетических ресурсов, традиционных знаний и фольклора, без ущерба любым результатам, включая возможную разработку международного договора или договоров». В своей работе МКГР также руководствуется рекомендациями 12, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 40 и 42. Нормотворческая деятельность инициируется государствами-членами и является процессом с широким участием, который учитывает интересы и приоритеты всех государств-членов, а также точки зрения других заинтересованных лиц, включая аккредитованные межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО) (рекомендации 15 и 42). Нормотворческий процесс в рамках МКГР осуществляется с надлежащим учетом границ, роли и специфики сферы общественного достояния (рекомендации 16 и 20), а также с учетом гибких возможностей, заложенных в международные соглашения в сфере ИС (в соответствии с рекомендациями ПДР 12, 14 и 17). Переговоры в рамках МКГР основаны на открытых и сбалансированных консультациях (рекомендация 21) и осуществляются в поддержку целей развития ООН (рекомендация 22). Работа МКГР по-прежнему вносит вклад в интеграцию аспекта развития в деятельность ВОИС.
Постоянный комитет по патентному праву
29 Девятнадцатая сессия ПКПП, состоявшаяся 25–28 февраля 2013 г., была посвящена следующим пяти темам: (i) ограничения и исключения из патентных прав; (ii) качество патентов, включая системы возражения; (iii) патенты и здравоохранение; (iv) конфиденциальность сообщений между клиентами и их патентными поверенными; и (v) передача технологий. Обсуждение вышеуказанных тем проходило на основе ряда предложений, выдвинутых различными делегациями,12 и нескольких документов, подготовленных Секретариатом. Что касается будущей работы, Комитет согласился, что без ущерба для мандата ПКПП работа двадцатой сессии будет сводиться к установлению фактов, не ставя перед собой цели гармонизации на данном этапе.
30 Деятельность ПКПП инициируется государствами-членами и является процессом с широким участием, который учитывает интересы и приоритеты всех государств-членов, а также точки зрения других заинтересованных лиц, включая аккредитованные межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО) (рекомендации 15 и 42). Обсуждения в рамках ПКПП проводятся с учетом гибких возможностей, заложенных в международных соглашениях в области ИС (в соответствии с рекомендацией 17), и, в частности, касаются вопросов передачи технологий, связанных с интеллектуальной собственностью (рекомендации 19, 22, 25 и 29), а также потенциальных гибких возможностей, исключений и ограничений для государств-членов (рекомендация 22). Для облегчения диалога между государствами-членами в преддверии девятнадцатой сессии ПКПП Председатель Комитета провел две неофициальные, открытые и сбалансированные консультации в соответствии с рекомендацией 21. Работа ПКПП по-прежнему вносит вклад в интеграцию аспекта развития в деятельность ВОИС.
Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний
31 Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний (ПКТЗ) провел свою двадцать девятую сессию 27–31 мая 2013 г. и тридцатую сессию 4–8 ноября 2013 г. В ходе двадцать девятой сессии ряд делегаций выступили с заявлениями, касающимися реализации Комитетом рекомендаций Повестки дня в области развития13. В частности, было отмечено, что текущая работа ПКТЗ в области промышленных образцов является предметом нескольких рекомендаций ПДР, а именно, кластера, посвященного принципам, которые должны применяться в ходе нормотворческой работы, и что на двадцать девятой сессии Комитет соблюдал эти требования. Кроме того, в определенной степени делегациями были учтены положения Кластера A, касающегося вопросов оказания технической помощи и укрепления потенциала. Предложения Африканской группы14, Республики Корея15 и Европейского союза16 содержали конкретные проекты статей для включения в возможный договор о законах по промышленным образцам (ДЗПО) в соответствии с рекомендациями ПДР 1, 2, 9, 10, 11 и 12.
32 Было также отмечено, что в повестку дня двадцать девятой сессии ПКТЗ был включен пункт, касающийся механизма координации. Кроме того, было указано на важность определенных процедур и принципов, касающихся нормотворческой деятельности, гибких возможностей, государственной политики и общественного достояния, изложенных в Кластере B, и на то, что нормотворческая работа должна иметь всеохватный характер и осуществляться по инициативе государств-членов, учитывать различные уровни развития стран и принимать во внимание необходимость обеспечения баланса затрат и результатов. В этой связи ПКТЗ попросил подготовить исследование потенциального влияния работы ПКТЗ на право и практику в области промышленных образцов (SCT/27/4 и SCT/27/4 Add.)17.
Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам
33 Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) провел свою двадцать шестую сессию 16–20 декабря 2013 г. Кроме того, 22 февраля и 20 апреля 2013 г. в Женеве состоялись два заседания Подготовительного комитета Дипломатической конференции по заключению договора для облегчения доступа лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. 18–22 февраля 2013 г. состоялась специальная сессия Постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам, а 18–20 апреля 2013 г. были организованы неофициальная сессия и специальная сессия ПКАП. Наконец, 10–12 апреля 2013 г. была проведена межсессионная встреча по охране прав организаций эфирного вещания.
34 В течение 2013 г. Комитет посвятил значительное количество времени обсуждению ограничений и исключений в интересах лиц с нарушениями зрения и одобрил созыв Дипломатической конференции по заключению договора для облегчения доступа лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. Дипломатическая конференция по заключению договора для облегчения доступа лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям успешно прошла в Марракеше (Марокко) 17–28 июня 2013 г. Подписанный договор имеет четкое гуманитарное и социальное измерение и нацелен на создание набора обязательных ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию (ЛНЗ)18. Он требует от Договаривающихся сторон ввести в действие стандартный набор ограничений и исключений в законодательстве об авторском праве, чтобы разрешить воспроизведение, распространение и предоставление опубликованных произведений в форматах, доступных для ЛНЗ, и разрешить трансграничный обмен такими произведениями для организаций, обслуживающих таких бенефициаров. При этом Комитет также участвовал в обсуждениях темы ограничений и исключений в интересах образовательных учреждений, библиотек и архивов, а также охраны прав организаций эфирного вещания19.

Консультативный комитет по защите прав
Консультативный комитет по защите прав (ККЗП) в 2013 г. не встречался.

Рабочая группа по Договору о патентной кооперации
35 Рабочая группа по Договору о патентной кооперации (РСТ) провела свою шестую сессию 21–24 мая 2013 г. Рабочая группа продолжила обсуждение ряда предложений, направленных на улучшение функционирования системы PCT в соответствии с рекомендациями, одобренными Рабочей группой на своей третьей сессии. Эти меры по улучшению будут осуществляться Секретариатом ВОИС, заявителями, Договаривающимися государствами и национальными ведомствами (действующими в качестве как национальных, так и международных органов) с целью обеспечить более эффективное функционирование системы РСТ в области обработки патентных заявок и поддержки передачи технологий и оказания технической помощи развивающимся странам. Среди прочего, Рабочая группа приняла к сведению документ для обсуждения, подготовленный Международным бюро, по вопросу снижения пошлин на заявки по PCT, в котором рассматривается как вопрос снижения пошлин для малых и средних предприятий (МСП), университетов и некоммерческих научно-исследовательских институтов, в частности, из развивающихся и наименее развитых стран (НРС), так и вопрос критериев правомочности снижения пошлин для определенных заявителей из развивающихся и наименее развитых стран20.
36 Рабочая группа приняла к сведению отчет, подготовленный Международным бюро, по проектам оказания развивающимся странам и НРС технической помощи, касающейся РСТ, которые осуществлялись в 2012 г. и по март 2013 г., а также по работе по оказанию технической помощи, запланированной на оставшиеся месяцы 2013 г.21. На пятой сессии Рабочей группы участники договорились о том, что такие отчеты будут рассматриваться на будущих сессиях Рабочей группы в качестве регулярного пункта повестки дня.  Рабочая группа также приняла к сведению устный доклад Международного бюро об итогах обсуждения Внешнего обзора деятельности ВОИС по оказанию технической помощи в области сотрудничества в целях развития («Внешний обзор», документ CDIP/8/INF/122) и связанных с ним документов на одиннадцатой сессии Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет генерального директора iconОбщество с ограниченной ответственностью «Издательство дмк пресс»,...

Отчет генерального директора iconАльпина бизнес букс
...

Отчет генерального директора icon«утверждаю» Заместитель генерального директора Директор филиала ОАО «кэс-энергостройсервис»
Документация по открытому запросу предложений №39 от 16. 04. 2014г на право заключения договора «акз оборудования Березниковской...

Отчет генерального директора iconПубличный отчет директора мкоу «Султанянгиюртовская сош»
Публичный отчет директора мкоу «Султанянгиюртовская сош» Кизилюртовского района рд телекаева З. Р

Отчет генерального директора iconОтчет о результатах самообследования деятельности оу отчет
Самообследование Муниципального бюджетного образовательного учреждения Новопоселковая средняя общеобразовательная школа проводилось...

Отчет генерального директора iconПубличный отчет Чикиной Н. И., директора мбоу шиловская средняя школа...
Публичный отчет Чикиной Н. И., директора мбоу шиловская средняя школа №1 за 2012-2013 учебный год

Отчет генерального директора iconПубличный отчет директора маоу сош №25 за 2013-2014 учебный год Трифоновой...
Публичный отчет директора маоу сош №25 за 2013-2014 учебный год Трифоновой Веры Петровны

Отчет генерального директора iconОтчет по итогам организации процесса воспитания в мбоу «сош№40»
Аналитический отчет заместителя директора по воспитательной работе по итогам организации процесса воспитания

Отчет генерального директора iconОтчёт – анализ учебно-воспитательной работы зам директора моу «Щаринская сош» Амиргамзаева Ю. Г

Отчет генерального директора iconОтчёт директора Артеменко К. П. 2012- 2013
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции