|
|
R
|
CDIP/13/2
|
ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ
|
ДАТА: 3 марта 2014 г.
|
Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)
Тринадцатая сессия
Женева, 19–23 мая 2014 г.
ОТЧЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
подготовлен Секретариатом
1 Настоящий документ содержит отчет Генерального директора о ходе реализации Повестки дня в области развития за 2013 г.
2 Целью пятого годового отчета, представляемого Генеральным директором Комитету, является описание того, как через различные программы и направления работы ВОИС реализуется Повестка дня в области развития. Отчет призван дать общий обзор реализации рекомендаций Повестки дня в области развития и их интеграции в деятельность ВОИС, учета их основных принципов в структуре Организации и действий, осуществляемых в отношении этих принципов в рамках различных проектов ВОИС.
3 Отчет состоит из двух частей и трех приложений. В части I дается обзор ключевых моментов, касающихся реализации Повестки дня в области развития и ее интеграции в (i) регулярную программную деятельность и (ii) работу различных органов ВОИС. Часть II посвящена основным событиям, которые имели место в ходе реализации проектов, осуществляемых в рамках Повестки дня в области развития. В Приложении I к документу дается общий обзор состояния дел с выполнением рекомендаций Повестки дня в области развития; в Приложении II – обзор проектов в рамках Повестки дня в области развития, реализуемых в 2013 г.,1 а в Приложении III – описание завершенных и оцененных проектов, а также некоторых основных рекомендаций, вынесенных внешними экспертами и одобренных государствами-членами.
ЧАСТЬ I: ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ В ПРОГРАММНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОИС
4 Эффективная реализация рекомендаций и принципов Повестки дня в области развития оставалась целью деятельности ВОИС в течение всего 2013 г., что отражено в Программе и бюджете на следующий двухлетний период.
5 В утвержденных Программе и бюджете на двухлетний период 2014–2015 гг.
по-прежнему большое внимание уделяется интеграции проблематики развития в работу по осуществлению всех основных Стратегических целей и всех соответствующих программ ВОИС. Пересмотренная схема учета результатов работы Организации по-прежнему включает оценку расходов на развитие по их результатам в соответствии с принципом составления бюджета, ориентированного на конечный результат, введенным в двухлетнем периоде 2012–13 гг. Кроме того, по итогам завершения и оценки в конце 2013 г. нескольких проектов ПДР в регулярную деятельность ВОИС было интегрировано несколько проектных мероприятий.
6 Отчет о реализации программ (ОРП) за 2012 г. содержал подробные данные о роли каждой программы и ее вкладе в реализацию Повестки дня в области развития. Отчетность об интеграции Повестки дня в области развития была в 2012 г. усилена с учетом комментариев, полученных от государств-членов в ходе обсуждения ОРП за двухлетний период 2010–2011 гг.
7 Программа технического сотрудничества ВОИС, как и раньше, поощряла и помогала государствам-членам формулировать и реализовывать свои стратегии в области ИС в соответствии с рекомендациями ПДР. Эти стратегии не только согласуются с общими планами развития стран-бенефициаров, но и нацелены на поощрение инноваций и творчества. Они дают комплексный ответ на актуальные нужды государств-членов, определенные путем консультаций и при координации с другими секторами внутри Организации: от первоначального формулирования задач до их выполнения и оценки результатов. Помимо разработки этой концепции, принципы и рекомендации ПДР направляют оказание технической помощи вообще, в том числе и тем государствам-членам, которые еще не задействовали или не доработали свои стратегии в области ИС.
8 В соответствии с рекомендацией 3 Повестки дня в области развития продолжилась интеграция аспектов системы ИС, ориентированных на развитие, в программы Академии ВОИС. Понятный обзор учебной деятельности Академии, а также партнеров и участников всех программ обучения представлен в документах «Портфель образовательных и подготовительных программ Академии ВОИС в 2013 г.»2 и «Годовой статистический отчет Академии ВОИС за 2013 г.»3. Были укреплены и расширены стратегические партнерства с высшими учебными заведениями, в частности, в развивающихся странах, НРС и странах с переходной экономикой: особенно следует отметить магистерские программы и другие курсы обучения в области ИС. Вузы-партнеры также используют программы дистанционного обучения ВОИС, в которых всё лучше учитываются принципы Повестки дня в области развития. Программы летних школ специально разрабатываются с учетом аспекта развития ИС и предусматривают участие лекторов из развивающихся стран. Некоторые курсы профессиональной подготовки специально разработаны с целью укрепления потенциала участников в области разработки политики и проведения переговоров в свете сбалансированной системы ИС, стимулирующей развитие. Пересматриваются учебные планы всех программ, предлагаемых Академией ВОИС, с тем чтобы включать динамический подход к реализации Повестки дня в области развития. Кроме того, в рамках пилотного проекта ПДР «Создание новых национальных академий ИС, второй этап»4 Академия ВОИС оказала помощь Колумбии, Доминиканской Республике, Египту, Эфиопии, Перу и Тунису в создании самодостаточных центров обучения по вопросам ИС, проведя индивидуализированные курсы для инструкторов и академических координаторов.
9 В соответствии с рекомендациями ПДР 1, 4, 10 и 11 по запросу государств-членов в рамках Программы ВОИС по малым и средним предприятиям (МСП) и инновациям организовано 18 учебных программ по управлению интеллектуальной собственностью (ИС) для руководителей МСП. Ведомства ИС и/или торговые палаты соответствующих государств-членов были тесно задействованы на этапе планирования и играли ведущую роль и вносили значительный вклад во время разработки и реализации программ, в том числе в процессе отбора международных и местных докладчиков и тем программ. Кроме того, в 2013 г. в 17 странах различных регионов было реализовано 18 программ подготовки инструкторов, семинаров и практикумов по управлению ИС для МСП, в ходе которых около тысячи участников из МСП и структур поддержки МСП получили управленческие знания и навыки. Их целью было помочь МСП повысить конкурентоспособность и эффективность бизнеса за счет дальновидного управления ИС. Разработке эффективных материалов по повышению осведомленности и развитию потенциала способствовал перевод публикаций по МСП и «Панорамы ИС» на различные языки. Ежемесячный Информационный бюллетень по МСП предоставляет последние новости, информацию и ссылки на материалы, связанные с МСП, примерно 40 тысячам подписчиков по всему миру. Продолжается практика размещения на веб-сайте ВОИС временных программ, адаптированных и переводных публикаций, исследований и «Панорамы ИС» на различных языках.
10 В течение года Организация продолжала оказывать целенаправленную законодательную поддержку государствам-членам по их запросам в соответствии с принципами Повестки дня в области развития. Это включало помощь в выполнении на национальном уровне международных обязательств, в том числе вытекающих из Соглашения ТРИПС и различных договоров, административные функции которых исполняет ВОИС, таких как недавно подписанный Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (ПДАИ) и Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (МДС). При оказании этих услуг Секретариат следует принципу нейтральности и принимает во внимание гибкие возможности, предоставляемые международными соглашениями, и различия в уровнях развития. Кроме того, он выполняет обязанность по соблюдению конфиденциальности.
11 Работа ВОИС по проблеме «ИС и конкуренция» постепенно и неуклонно становится популярным многосторонним форумом для обсуждения вопросов, возникающих на стыке ИС и политики защиты конкуренции. Это отражается в: (i) растущем количестве запросов от государств-членов на участие в двусторонних и субрегиональных дебатах, некоторые из которых нацелены на принятие национальной политики; (ii) завершении первого этапа опроса по передаче технологий и антимонопольному регулированию, в котором активно участвовал ряд государств-членов, обладающих большим опытом по этой теме (второй этап будет проведен в 2014 г., когда опрос будет распространен – хотя и станет менее детальным – на все государства-члены, чтобы составить практическую карту); и (iii) создании в сотрудничестве с секретариатами ОЭСР, ЮНКТАД, ВОИС и ВТО форума «Международный клуб по вопросам ИС и конкуренции», позволяющего осуществлять неформальный обмен мнениями и обсуждать возможности сотрудничества в области ИС и конкуренции, – этот форум в настоящее время укрепляется, и встречи проводятся регулярно.
12 На протяжении всего 2013 г. ВОИС продолжала свою деятельность по повышению уважения к интеллектуальной собственности (ИС) в соответствии со Стратегической целью VI «Международное сотрудничество, направленное на обеспечение уважения ИС» и рекомендацией 45 Повестки дня в области развития. В частности, эта деятельность по просьбе государств-членов включала оказание нормотворческой помощи по обеспечению совместимости действующего законодательства или законопроектов с обязательствами по обеспечению защиты ИС, изложенными в Части III Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС), с учетом противовесов и гибких возможностей, заложенных в Соглашении, а также смежную образовательную и информационно-просветительскую деятельность. Общими целями всех обучающих программ по повышению уважения к ИС являются: (i) изучение влияния охраны ИС и обеспечения прав ИС на социально-экономическое развитие стран-участниц; (ii) изучение минимальных стандартов и гибких возможностей, изложенных в Части III Соглашения ТРИПС; (iii) рассмотрение актуальных вопросов, таких как повышение осведомленности покупателей для предотвращения нарушений и справедливая утилизация контрафактных товаров; (iv) предоставление заинтересованным сторонам информации о том, как разрабатывать и воплощать национальные стратегии повышения осведомленности; и (v) содействие стратегическому сотрудничеству между заинтересованными сторонами из государственного и частного секторов. ВОИС также продолжала свою деятельность по дальнейшему расширению системного и эффективного международного сотрудничества и координации с другими международными организациями в целях обеспечения сбалансированного и прозрачного подхода к повышению уважения к ИС.
13 В соответствии с рекомендацией 14 Повестки дня в области развития и в ответ на запросы государств-членов Секретариат ВОИС занимался вопросом гибких возможностей в системе ИС. На своей одиннадцатой сессии КРИС продолжил обсуждение документов, содержащих информацию по четырем темам, относящимся к гибким возможностям, связанным с патентами, и просил Секретариат подготовить документ о фактической реализации в национальных законодательствах следующих гибких возможностей: (и) объем исключений из сферы патентования растений (Соглашение ТРИПС, ст. 27) и (ii) патентоспособность и исключения из патентоспособности изобретений, связанных с программным обеспечением. Этот документ будет обсуждаться на текущей сессии КРИС. ВОИС также продолжила осуществлять мероприятия, призванные повысить уровень осведомленности о практическом применении гибких возможностей на национальном уровне. В этой связи 29–31 января 2013 г. в г. Дурбан (ЮАР) был проведен Региональный семинар ВОИС для ряда африканских стран по реализации и использованию некоторых гибких возможностей в патентной области. В семинаре приняли участие 34 представителя из 17 стран Африки к югу от Сахары. Кроме того, в ходе второго Межрегионального совещания ВОИС по вопросам сотрудничества Юг-Юг в области патентов, товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов и защиты прав, которое состоялось в Каире (Египет) в мае 2013 г., было представлено ситуационное исследование «Гибкие возможности, предусмотренные многосторонними договорами в патентной области, и их значимость для развивающихся и наименее развитых стран».
14 Принимая во внимание рекомендации 17, 21 и 23 Повестки дня в области развития, ВОИС организовала восьмую встречу Платформы партнеров с целью продолжить обсуждение оптимальных способов улучшения доступа к охраняемым произведениям для лиц с нарушениями зрения, а также подвести итоги работы, выполняемой подгруппами по технологиям и наращиванию потенциала, и работы, проводимой в рамках проектов «Доверенные посредники для доступа к глобальным доступным ресурсам» (TIGAR) и «Платформа поддерживающих технологий». ВОИС финансировала участие различных заинтересованных сторон, представляющих слепых, а также правообладателей из развивающихся стран.
15 Как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций и в соответствии с рекомендациями 30 и 40 Повестки дня в области развития, ВОИС продолжала активно участвовать в работе Организации Объединенных Наций (ООН), расширяя сотрудничество с другими организациями ООН, в частности, принимая участие в конференциях, процессах и инициативах, связанных с развитием. В этой связи Секретариат ВОИС сделал вклад в различные процессы, связанные с Рамочной программой в области развития после 2015 г., работой Открытой рабочей группы по целям устойчивого развития, проведением конференции «Рио+20» и работой Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ. Секретариат ВОИС активно участвовал в основной сессии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) в 2013 г., в 19-й Конференции сторон (КОС) Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН) в Варшаве, а также в работе Исполнительного Комитета по вопросам технологии и Консультативного комитета Центра и сети климатических технологий РКИКООН, Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Форума ВВИО), Обзорного совещания высокого уровня ВВИО (ВВИО+10) и Форума по вопросам управления Интернетом.
Ниже перечислены основные моменты, касающиеся сотрудничества ВОИС с системой Организации Объединенных Наций и другими межправительственными организациями (МПО):
(a) В июле 2013 г. в Женеве состоялась основная сессия Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС). С 1 по 5 июля 2013 г. в рамках этапа заседаний высокого уровня состоялся ежегодный обзор на уровне министров, темой которого было «Подключение науки, техники и инноваций, а также потенциала культуры к содействию устойчивому развитию и достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». ВОИС стала одним из основных партнеров ЭКОСОС в 2013 г. наряду с Международным союзом электросвязи (МСЭ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и региональными комиссиями ООН.
Целью основной сессии ЭКОСОС 2013 г. было освещение роли науки, техники, инноваций и потенциала культуры, а также соответствующих национальных и международных политик в содействии устойчивому развитию и достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ). Она стремилась показать, что наука, технологии и инноваций играют принципиальную роль в каждой из ЦРТ, в том числе благодаря: 1) облегчению доступа к знаниям; 2) повышению производительности, индустриализации, экономическому росту и созданию достойных рабочих мест; 3) содействию охране здоровья и доступу к жизненно важным лекарствам; 4) достижению продовольственной безопасности путем создания устойчивых и справедливых сельскохозяйственных систем и повышения производства и доходов – особенно в мелкособственнических хозяйствах; 5) продвижению технологий возобновляемых источников энергии как решения двойственной задачи снижения энергетической бедности и минимизации климатических изменений.
Тема сессии также дала возможность установить связь с выполнением итогового документа конференции «Рио+20», в частности, в отношении «зеленых» технологий и текущих процессов, связанных с Рамочной программой в области развития после 2015 г. Учитывая связь задач сессии с рядом проектов ВОИС и ее деятельностью по наращиванию потенциала, а также специализацию ВОИС внутри системы ООН, сессия ЭКОСОС 2013 г. дала ВОИС уникальную возможность сыграть на ней ведущую роль и тем самым привлечь внимание к необходимости сбалансированной системы интеллектуальной собственности.
В рамках подготовки к ЭКОСОС-2013 Секретариат ВОИС организовал первую совместную с ЭКОСОС региональную подготовительную встречу для Африки, которая состоялась в г. Дар-эс-Салам (Танзания) 14 марта 2013 г. Секретариат ВОИС принимал участие и в других региональных подготовительных встречах, а также в Молодежном форуме ЭКОСОС (27 марта 2013 г.) и Партнерском форуме ЭКОСОС (23 апреля 2013 г.), на которых была представлена Платформа ВОИС Re:Search.
(b) Права ИС являются ключевым вопросом, обсуждаемым на Конференции сторон (КОС) РКИКООН, особенно с точки зрения инноваций и передачи технологий по предотвращению изменения климата. В этой связи ВОИС продолжала следить за актуальными дискуссиями в рамках РКИКООН, в которых она участвует в качестве наблюдателя, и по просьбе участников предоставляла фактическую информацию о системе интеллектуальной собственности, в частности, в отношении передачи экологически безопасных технологий.
(c) В соответствии с рекомендацией 24 Секретариат ВОИС активно участвовал во Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО). На церемонии открытия заседания ВВИО, состоявшегося в мае 2013 г., и в ходе Диалога высокого уровня по инновациям и стандартам в области ИКТ в странах с формирующейся экономикой Генеральный директор выступил с программной речью, в которой он обратил внимание на принципы, заложенные в основу ряда рекомендаций Повестки дня в области развития, в частности, рекомендаций 10 и 27.
(d) В соответствии с рекомендацией 30 Повестки дня в области развития Секретариат ВОИС был впервые приглашен присутствовать на глобальном мероприятии UN-Water, посвященном Всемирному дню воды, которое состоялось 22 марта 2013 г. в Гааге (Нидерланды). Секретариат ВОИС также принял участие в Региональной консультации по управлению использованием ресурсов подземных вод, проведенной Международной гидрологической программой ЮНЕСКО (МГП) в Гааге, и во 2-й Международной конференции по водным ресурсам и природопользованию (ICWRE), состоявшейся в Женеве 9–11 апреля 2013 г.
(e) ВОИС возобновила свое активное участие во Всемирной неделе предпринимательства (ВНП) – международной инициативе по популяризации предпринимательства и инноваций среди молодежи шести континентов через местные, национальные и глобальные мероприятия. С этой целью и в соответствии с рекомендациями 4, 11 и 40 Повестки дня в области развития ВОИС выступила коспонсором целого ряда мероприятий и учебных семинаров в Женеве в рамках ВНП-2013 в сотрудничестве с ЮНКТАД, Отделением Организации Объединенных Наций в Женеве (ЮНОГ), Международной организацией труда (МОТ), Департаментом экономического развития кантона Женева, Женевским университетом и Федерацией предприятий французской Швейцарии. Основное внимание ВОИС было сосредоточено на содействии молодежному предпринимательству и проведении мероприятий, направленных на укрепление потенциала в сфере ИС и патентной информации.
16 В соответствии с рекомендациями 16, 17, 19, 23 и 40 Повестки дня в области развития ВОИС и другие межправительственные организации обсуждают возможности принятия более гибкого подхода к лицензированию своих материалов. С этой целью была создана Рабочая группа (РГ) по лицензиям для межправительственных организаций («лицензии для МПО»), в которой участвуют следующие МПО: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Европейское космическое агентство (ЕКА), Международная организация труда (МОТ), Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Обсуждения между членами РГ происходят путем телеконференций и личных встреч. ВОИС также предоставила вики-систему для обмена информацией между МПО. В этой связи проводились переговоры с организацией Creative Commons (CC), направленные на изучение возможности адаптации лицензий CC к особенностям и потребностям МПО. Лицензия CC для МПО была принята и уже используется рядом организаций, что позволяет им расширить свою политику открытого доступа и открытых знаний.
17 В соответствии с рекомендацией 22 и запросами государств-членов Секретариат ВОИС продолжил работу по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), участвуя в Целевой группе по оценке прогресса в достижении ЦРТ. Он принял участие в заседании Целевой группы 7 февраля 2013 г., на котором рассматривался черновой план отчета Целевой группы за 2013 г. В этот отчет, опубликованный в сентябре 2013 г., ВОИС внес свой вклад, составив вместе с ВТО и ВОЗ раздел, посвященный доступу к жизненно важным и недорогим лекарствам и охране прав интеллектуальной собственности. В документе упоминается недавнее трехстороннее (ВОЗ, ВТО и ВОИС) исследование «Содействие доступу к медицинским технологиям и инновациям: проблемы, находящиеся на стыке здравоохранения, интеллектуальной собственности и торговли». Кроме того, Секретариат расширил свою отчетность, касающуюся вклада ВОИС в достижение ЦРТ и измерения вклада других специализированных учреждений Организации Объединенных Наций в достижение ЦРТ. Государства-члены вновь выразили заинтересованность в том, чтобы получить информацию по этому вопросу в ходе четырнадцатой сессии КРИС в ноябре 2014 г.
18 ВОИС продолжила определять и продвигать возможности и расширять работу по обеспечению широкого участия гражданского общества в деятельности ВОИС в соответствии с рекомендацией 42. В 2013 г. ВОИС продолжала тесное сотрудничество со своими неправительственными партнерами: будь то через практикумы и семинары, организуемые ВОИС в Женеве и за рубежом с участием или привлечением компетенций представителей гражданского общества или через организацию параллельных мероприятий различных постоянных комитетов, информационных совещаний и других форумов, на которых происходит ценный обмен мнениями и информацией с неправительственными участниками. Ключевой частью этой работы было проведение второй ежегодной встречи Генерального директора с аккредитованными НПО, которая состоялось в феврале 2013 г. Это мероприятие подчеркивает особую важность, которую ВОИС придает интересам и опасениям неправительственных организаций. Форум ВОИС 2013 г., организованный в рамках 51-й серии заседаний Ассамблей государств-членов ВОИС, предоставил еще одну платформу для диалога с выдающимися и дальновидными новаторами о том, какой потенциал для улучшения жизни имеют их идеи, как они распространяют знания о своих открытиях и достижениях и пользе от них и как могут быть созданы благоприятные условия для их новаторской работы. ВОИС продолжит реализацию инициатив, стимулирующих и облегчающих активное и конструктивное участие гражданского общества в ее работе.
19 В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, говорится о важности для Организации обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Внедрение комплексной системы этики и добросовестности в ВОИС – это одна из инициатив по реализации рекомендации 6 ПДР, интеграция которой в основную деятельность ВОИС была начата в 2013 г. после завершения в начале того же года Программы стратегической перестройки (ПСП). Одно из основных направлений деятельности Бюро по вопросам этики в 2013 г. связано с проведением комплексной программы инструктажа по вопросам соблюдения этических норм и профессиональной честности, которая была начата в 2012 г. и завершена в 2013-м. Результаты опросов, проведенных после инструктажа, показали высокий уровень вовлеченности в него, а также высокий уровень осведомленности об этических вопросах, связанных с работой в ВОИС, и о процедурах сообщения о должностных проступках. Они также показали, что в результате инструктажа сотрудники были лучше вооружены для решения этических вопросов. Опрос по ключевым ценностям, проведенный в 2013 г., показал, что об этических принципах ВОИС были осведомлены 98% сотрудников по сравнению с 77% в 2010 г. и 74% в 2011 г. В 2013 г. также значительно вырос уровень признания и восприятия Бюро по вопросам этики как источника беспристрастного и конфиденциального консультирования и наставничества по вопросам деловой этики. По сравнению с 2012 г. количество информационных запросов увеличилось на 69%, а по сравнению с 2011 г. – в пять раз. Запросы касались внешней деятельности, конфликтов интересов, подарков и/или представительских расходов, вопросов, связанных с трудоустройством, заявлений о заинтересованности/инвестициях и защиты сотрудников, сообщающих о нарушениях. Бюро по вопросам этики также продолжило работу в области нормотворчества и разработки политики, поддерживая реформу системы внутреннего правосудия в ВОИС.
20 В отношении штата сотрудников ВОИС пристальное внимание уделялось вопросам гендерного равенства и социокультурного разнообразия. В июле 2013 г. была введена должность специалиста по гендерным вопросам и разнообразию. Для всех основных подразделений были назначены координаторы по гендерным вопросам, чтобы гарантировать, что в программной работе ВОИС гендерным вопросам будет уделяться должное внимание. Было проведено несколько информационно-просветительских мероприятий, чтобы обеспечить как можно более широкую географию поступающих заявлений на замещение вакантных должностей в ВОИС. При этом особое внимание уделялось непредставленным государствам-членам. При широком участии персонала была разработана и внедрена усовершенствованная система внутреннего правосудия. Государства-члены утвердили изменения в Положения и правила о персонале, вступившие в силу с 1 января 2014 г. В Положениях и правилах о персонале были закреплены обязательства всех сотрудников по недопущению возникновения конфликта интересов, обеспечению независимости и непредвзятости. Кроме того, в течение 2013 г. была введена новая система контрактов для привлечения подрядчиков.
21 В 2013 г. была продолжена начатая в 2012 г. интеграция проектов в рамках Повестки дня в области развития, которые были завершены и по которым были представлены отчеты. В этой связи:
-
После завершения проекта «ИС и политика защиты конкуренции» Секретариат ВОИС продолжал реализацию рекомендаций 7, 23 и 32, которые с 2009 г. направляют работу на стыке охраны интеллектуальной собственности и защиты конкуренции. Лучшее понимание этой взаимосвязи обеспечивается разработкой внутренних документов (например, исследования «Отказ от лицензирования прав ИС: сравнительный анализ возможных подходов») и координацией сторонних исследований (таких как исследование «Влияние практики приобретения и использования патентов на сферу производства смартфонов», подготовленное Центром по вопросам права и информационной политики (CLIP) Школы права Фордхемского университета (Нью-Йорк), и исследование «Авторское право, конкуренция и развитие», проведенное Обществом им. Макса Планка (Мюнхен)).
В целях упрощения обмена опытом между государствами-членами были организованы международные совещания по вопросам ИС и конкуренции, среди которых следует упомянуть совещание в г. Хараре (Зимбабве), проведенное в сотрудничестве с АРОИС и КОМЕСА и с участием представителей национальных ведомств по защите промышленной собственности и конкуренции из Кении, Малави, Замбии и Зимбабве, а также совещание в Ханое (Вьетнам), организованное в сотрудничестве с Министерством науки и технологии и при участии представителей Лаосской НДР и Камбоджи. Все исследования и обзоры, проведенные в рамках подпрограммы 18.3, доступны на сайте ВОИС5.
-
В результате проекта «Укрепление национального, субрегионального и регионального потенциала учреждений и пользователей ИС» была создана методология выработки национальных стратегий в области ИС, соответствующих приоритетам и целям в области развития каждой страны. Методология, выработанная в ходе реализации пилотных проектов в 6 странах, была сведена воедино и в настоящее время используется странами, занятыми разработкой национальных стратегий в области ИС. Кроме того, она была интегрирована в регулярную деятельность бюро.
-
Продолжалось активное использование для различных целей возможностей, заложенных в Базе данных по технической помощи в области ИС (IP-TAD). Проводилось регулярное обновление Перечня консультантов в сфере ИС (IP-ROC), который использовался как инструмент определения консультантов для выполнения тех или иных задач, связанных с ИС, и работы в разных сферах ИС. Кроме того, компонент IP-ROC был разработан и интегрирован в веб-сайт WIPO Green.
-
Как и раньше, работа Организации включала деятельность по оказанию технической помощи ведомствам ИС в развивающихся странах и НРС с целью усовершенствования их деловых систем на основе ИКТ, ответственных за получение прав ИС, административное управление ими, их проверку и публикацию. В этом отношении в конце двухлетнего периода более 65 ведомств по всему миру использовали бизнес-решения ВОИС для управления правами ИС и получали помощь в виде модернизации систем и – во многих случаях – оцифровки документов по ИС.
ИНТЕГРАЦИЯ ВОПРОСОВ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ В РАБОТУ ДРУГИХ ОРГАНОВ ВОИС
22 Приняв механизмы координации, мониторинга и оценки и порядок отчетности («механизм координации»), Генеральная Ассамблея ВОИС на своей 39-й сессии поручила «органам ВОИС идентифицировать пути включения рекомендаций Повестки дня в области развития в их основную работу».
23 Механизм координации также потребовал от соответствующих органов ВОИС «включать в их ежегодный отчет Ассамблеям описание их вклада в реализацию соответствующих рекомендаций Повестки дня в области развития». Документ с описанием такого вклада обсуждался на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ВОИС в 2013 г.6.
24 В ходе той же сессии, рассматривая «Отчет Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)» и «Обзор выполнения рекомендаций Повестки дня в области развития», содержащиеся в документах WO/GA/43/107 и WO/GA/43/118, соответственно, Генеральная Ассамблея приняла решение: «(i) подтвердить свое намерение добиться полного выполнения своего решения 2007 г. об учреждении Комитета по развитию и интеллектуальной собственности, содержащегося в документе А/43/139, и своего решения о механизмах координации, мониторинга, оценки и представления отчетности, содержащегося в документе WO/GA/39/710; (ii) подтвердить, что все комитеты ВОИС равны между собой и подотчетны Генеральной Ассамблее; (iii) принять к сведению озабоченность, выраженную рядом государств-членов относительно выполнения мандата КРИС и введения в действие механизмов координации; и (iv) просить КРИС обсудить эти два вопроса на его двенадцатой и тринадцатой сессиях, представить отчеты о результатах обсуждений и вынести рекомендации по этим двум вопросам Генеральной Ассамблее в 2014 г.»11. Соответственно, в ходе своей 12-й сессии Комитет обсудил это решение Генеральной Ассамблеи ВОИС и продолжит обсуждение этой темы на своей текущей сессии в целях представления соответствующего отчета и вынесения рекомендаций относительно выполнения мандата КРИС и внедрения механизма координации для Генеральной Ассамблеи в 2014 г.
25 Ниже приведено резюме событий, которые произошли в рамках различных органов ВОИС в 2013 г., и их вклада в реализацию Повестки дня в области развития.
Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору
26 Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) провел свою двадцать третью сессию 4–8 февраля 2013 г., двадцать четвертую сессию – 22–26 апреля 2013 г. и двадцать пятую сессию – 15–24 июля 2013 г. МКГР сосредоточил усилия на обсуждении, сведении воедино и оптимизации проектов текстов по генетическим ресурсам (ГР), традиционным знаниям (ТЗ) и традиционным выражениям культуры (ТВК). В сентябре 2013 г. Генеральная Ассамблея согласилась продлить мандат МКГР на двухлетний период 2014–2015 гг. Возобновленный мандат позволит МКГР: (i) и далее ускорять работу – при открытом и полном взаимодействии – по ведению базирующихся на тексте переговоров с целью достижения договоренности относительно текста (текстов) международно-правового документа (документов), который обеспечит эффективную охрану ГР, ТЗ и ТВК; (ii) работать на основе четкой рабочей программы с применением эффективных методов работы; (iii) опираться на ранее достигнутые результаты работы МКГР и использовать все рабочие документы ВОИС, а также любые иные текстовые материалы государств-членов; и (iv) представить к сессии Генеральной Ассамблеи 2014 г. текст (тексты) международно-правового документа (документов), с тем чтобы доработать текст(ы) в течение двухлетнего периода, подвести итоги работы и рассмотреть текст(ы) и достигнутый прогресс и принять решение о созыве дипломатической конференции. Генеральная Ассамблея также рассмотрит вопрос о необходимости проведения дополнительных совещаний с учетом бюджетного процесса.
27 Была также согласована следующая программа работы МКГР на 2014 г.: (i) двадцать шестая сессия МКГР в феврале 2014 г. будет посвящена ГР, продлится пять дней и начнется с заседания на уровне послов / высших должностных лиц из столиц с целью обмена мнениями по главным политическим вопросам, касающимся переговоров, и дальнейшего обогащения/направления процесса; (ii) двадцать седьмая сессия МКГР в апреле 2014 г. продлится десять дней, будет посвящена ТЗ и – во вторую очередь – ТВК и будет включать перекрестное обсуждение; (iii) двадцать восьмая сессия МКГР в июле 2014 г. будет трехдневной сессией по общим вопросам, задачей которой будет подведение итогов и вынесение рекомендаций для сессии Генеральной Ассамблеи, которая состоится в сентябре 2014 г.
28 Завершение переговоров в рамках МКГР предусмотрено рекомендацией 18 Повестки дня в области развития, которая требует от Комитета «ускорить процесс охраны генетических ресурсов, традиционных знаний и фольклора, без ущерба любым результатам, включая возможную разработку международного договора или договоров». В своей работе МКГР также руководствуется рекомендациями 12, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 40 и 42. Нормотворческая деятельность инициируется государствами-членами и является процессом с широким участием, который учитывает интересы и приоритеты всех государств-членов, а также точки зрения других заинтересованных лиц, включая аккредитованные межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО) (рекомендации 15 и 42). Нормотворческий процесс в рамках МКГР осуществляется с надлежащим учетом границ, роли и специфики сферы общественного достояния (рекомендации 16 и 20), а также с учетом гибких возможностей, заложенных в международные соглашения в сфере ИС (в соответствии с рекомендациями ПДР 12, 14 и 17). Переговоры в рамках МКГР основаны на открытых и сбалансированных консультациях (рекомендация 21) и осуществляются в поддержку целей развития ООН (рекомендация 22). Работа МКГР по-прежнему вносит вклад в интеграцию аспекта развития в деятельность ВОИС.
Постоянный комитет по патентному праву
29 Девятнадцатая сессия ПКПП, состоявшаяся 25–28 февраля 2013 г., была посвящена следующим пяти темам: (i) ограничения и исключения из патентных прав; (ii) качество патентов, включая системы возражения; (iii) патенты и здравоохранение; (iv) конфиденциальность сообщений между клиентами и их патентными поверенными; и (v) передача технологий. Обсуждение вышеуказанных тем проходило на основе ряда предложений, выдвинутых различными делегациями,12 и нескольких документов, подготовленных Секретариатом. Что касается будущей работы, Комитет согласился, что без ущерба для мандата ПКПП работа двадцатой сессии будет сводиться к установлению фактов, не ставя перед собой цели гармонизации на данном этапе.
30 Деятельность ПКПП инициируется государствами-членами и является процессом с широким участием, который учитывает интересы и приоритеты всех государств-членов, а также точки зрения других заинтересованных лиц, включая аккредитованные межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО) (рекомендации 15 и 42). Обсуждения в рамках ПКПП проводятся с учетом гибких возможностей, заложенных в международных соглашениях в области ИС (в соответствии с рекомендацией 17), и, в частности, касаются вопросов передачи технологий, связанных с интеллектуальной собственностью (рекомендации 19, 22, 25 и 29), а также потенциальных гибких возможностей, исключений и ограничений для государств-членов (рекомендация 22). Для облегчения диалога между государствами-членами в преддверии девятнадцатой сессии ПКПП Председатель Комитета провел две неофициальные, открытые и сбалансированные консультации в соответствии с рекомендацией 21. Работа ПКПП по-прежнему вносит вклад в интеграцию аспекта развития в деятельность ВОИС.
Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний
31 Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний (ПКТЗ) провел свою двадцать девятую сессию 27–31 мая 2013 г. и тридцатую сессию 4–8 ноября 2013 г. В ходе двадцать девятой сессии ряд делегаций выступили с заявлениями, касающимися реализации Комитетом рекомендаций Повестки дня в области развития13. В частности, было отмечено, что текущая работа ПКТЗ в области промышленных образцов является предметом нескольких рекомендаций ПДР, а именно, кластера, посвященного принципам, которые должны применяться в ходе нормотворческой работы, и что на двадцать девятой сессии Комитет соблюдал эти требования. Кроме того, в определенной степени делегациями были учтены положения Кластера A, касающегося вопросов оказания технической помощи и укрепления потенциала. Предложения Африканской группы14, Республики Корея15 и Европейского союза16 содержали конкретные проекты статей для включения в возможный договор о законах по промышленным образцам (ДЗПО) в соответствии с рекомендациями ПДР 1, 2, 9, 10, 11 и 12.
32 Было также отмечено, что в повестку дня двадцать девятой сессии ПКТЗ был включен пункт, касающийся механизма координации. Кроме того, было указано на важность определенных процедур и принципов, касающихся нормотворческой деятельности, гибких возможностей, государственной политики и общественного достояния, изложенных в Кластере B, и на то, что нормотворческая работа должна иметь всеохватный характер и осуществляться по инициативе государств-членов, учитывать различные уровни развития стран и принимать во внимание необходимость обеспечения баланса затрат и результатов. В этой связи ПКТЗ попросил подготовить исследование потенциального влияния работы ПКТЗ на право и практику в области промышленных образцов (SCT/27/4 и SCT/27/4 Add.)17.
Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам
33 Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) провел свою двадцать шестую сессию 16–20 декабря 2013 г. Кроме того, 22 февраля и 20 апреля 2013 г. в Женеве состоялись два заседания Подготовительного комитета Дипломатической конференции по заключению договора для облегчения доступа лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. 18–22 февраля 2013 г. состоялась специальная сессия Постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам, а 18–20 апреля 2013 г. были организованы неофициальная сессия и специальная сессия ПКАП. Наконец, 10–12 апреля 2013 г. была проведена межсессионная встреча по охране прав организаций эфирного вещания.
34 В течение 2013 г. Комитет посвятил значительное количество времени обсуждению ограничений и исключений в интересах лиц с нарушениями зрения и одобрил созыв Дипломатической конференции по заключению договора для облегчения доступа лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. Дипломатическая конференция по заключению договора для облегчения доступа лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям успешно прошла в Марракеше (Марокко) 17–28 июня 2013 г. Подписанный договор имеет четкое гуманитарное и социальное измерение и нацелен на создание набора обязательных ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию (ЛНЗ)18. Он требует от Договаривающихся сторон ввести в действие стандартный набор ограничений и исключений в законодательстве об авторском праве, чтобы разрешить воспроизведение, распространение и предоставление опубликованных произведений в форматах, доступных для ЛНЗ, и разрешить трансграничный обмен такими произведениями для организаций, обслуживающих таких бенефициаров. При этом Комитет также участвовал в обсуждениях темы ограничений и исключений в интересах образовательных учреждений, библиотек и архивов, а также охраны прав организаций эфирного вещания19.
Консультативный комитет по защите прав
Консультативный комитет по защите прав (ККЗП) в 2013 г. не встречался.
Рабочая группа по Договору о патентной кооперации
35 Рабочая группа по Договору о патентной кооперации (РСТ) провела свою шестую сессию 21–24 мая 2013 г. Рабочая группа продолжила обсуждение ряда предложений, направленных на улучшение функционирования системы PCT в соответствии с рекомендациями, одобренными Рабочей группой на своей третьей сессии. Эти меры по улучшению будут осуществляться Секретариатом ВОИС, заявителями, Договаривающимися государствами и национальными ведомствами (действующими в качестве как национальных, так и международных органов) с целью обеспечить более эффективное функционирование системы РСТ в области обработки патентных заявок и поддержки передачи технологий и оказания технической помощи развивающимся странам. Среди прочего, Рабочая группа приняла к сведению документ для обсуждения, подготовленный Международным бюро, по вопросу снижения пошлин на заявки по PCT, в котором рассматривается как вопрос снижения пошлин для малых и средних предприятий (МСП), университетов и некоммерческих научно-исследовательских институтов, в частности, из развивающихся и наименее развитых стран (НРС), так и вопрос критериев правомочности снижения пошлин для определенных заявителей из развивающихся и наименее развитых стран20.
36 Рабочая группа приняла к сведению отчет, подготовленный Международным бюро, по проектам оказания развивающимся странам и НРС технической помощи, касающейся РСТ, которые осуществлялись в 2012 г. и по март 2013 г., а также по работе по оказанию технической помощи, запланированной на оставшиеся месяцы 2013 г.21. На пятой сессии Рабочей группы участники договорились о том, что такие отчеты будут рассматриваться на будущих сессиях Рабочей группы в качестве регулярного пункта повестки дня. Рабочая группа также приняла к сведению устный доклад Международного бюро об итогах обсуждения Внешнего обзора деятельности ВОИС по оказанию технической помощи в области сотрудничества в целях развития («Внешний обзор», документ CDIP/8/INF/122) и связанных с ним документов на одиннадцатой сессии Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС).
|