Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития.




НазваниеРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития.
страница1/9
Дата публикации18.05.2014
Размер1.76 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень). (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11классы. – М.; Дрофа, 2006.)

Программа адаптирована для вечерней школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.; Дрофа, 2006.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении работ изучаются живые объекты, гербарии, коллекции. Выполнение практических работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно – познавательной деятельности.

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс.

Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов  развития.  Один из наиболее общих законов умственного развития - «от общего к частному». В педагогической практике он лежит в основе системно-структурного подхода. Каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни. Биологическая система любого уровня организации — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей          целое-часть,  биосфера-экосистема,  экосистема-вид,  вид-популяция,  популяция-особь, организм-орган,  орган-ткань,   ткань-клетка,  клетка-органоид,  органоид-молекула,  молекула-атом.

 Программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Изучение курса основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретённых на уроках химии, экологии, физики, истории,  литературы, физической и экономической географии.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-  освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

-   овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственном здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках  биологии и в реальной жизни для решения практических задач.                                                                                                                                                                        

Литература для учителя: учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Общая биология 10-11 класс, М., Дрофа – 2006г., 367стр..

Методическое пособие: Г.В. Чередникова. Биология 10 класс, поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, Волгоград - «Учитель»2009г., 207 стр..

Г.В. Чередникова. Биология 11 класс, поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, Волгоград - «Учитель»2009г., 207 стр..

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен

Знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;  характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

 

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

  • решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,  строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 10 КЛАСС. А.А. КАМЕНСКИЙ, Е.А. КРИКСУНОВ, В.В. ПАСЕЧНИК.



Тема

Предметно-информационная составляющая

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Ценностно-ориентированная составляющая

Условия и средства обучения

Предметное обеспечение

Час.

Вид контроля

1.

Введение

Познакомить учащихся с методами биологических исследований; сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого.

Систематизировать и обобщать знания о биологии.

Показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека.

Схемы,

Таблицы,

Справочники,

Раздаточный материал.

Уч. А.А. Каменский

П.1-4.

Г.В. Чередникова

Стр.,6-12.

4

Опрос,

Беседа,

Тесты.

2.

Основы цитологии.

Сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого; совершенствовать у учащихся понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете; изучить процессы метаболизма, биосинтеза органических соединений.

Знать уровни организации живой природы; давать характеристики органоидам клетки; объяснять все физические и химические процессы в клетке.

Раскрыть преемственность между молекулярным и клеточным уровнями.

Схемы,

Таблицы,

Рисунки,

Раздаточный материал.

Фильм

Уч.А.А. Каменский,

П.5-27.

Г.В. Чередникова

Стр.,12-74.

30

Опрос,

Беседа,

Тесты,

Зачет.

3.

Повторение.

Закрепление знаний, умений и навыков полученных за курс.













2.

Тесты.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС.



ТЕМА УРОКА.

Дата10

ик-55

Дата10

кп-57

1.

Введение.







1.1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования.

03.09

13.09

1.2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

17.09

27.09

2.

Основы цитологии.







2.3.

Методы цитологии. Клеточная теория.

01.10

11.10

2.4.

Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Зачет №1

15.10

25.10

2.5.

Минеральные вещества и их роль в клетке.

29.10

08.11

2.6.

Углеводы, липиды их роль в жизнедеятельности клетки.

12.11

22.11

2.7.

Строение и функции белков.

26.11

06.12

2.8.

ДНК и РНК их роль в жизнедеятельности клетки.

10.12

20.12

2.9.

Строение клетки.

24.12

17.01

2.10.

Строение клетки.

21.01

31.01

2.11.

Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

04.02

14.02

2.12.

Неклеточные формы жизни.

18.02

28.02

2.13.

Обмен веществ и энергии в клетке.

04.03

14.03

2.14.

Питание клетки.

18.03

11.04

2.15.

Фотосинтез, хемосинтез.

01.04

25.04

2.16.

Генетический код. Транскрипция.

15.04

09.05

2.17.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

29.04

23.05

3.18.

Подведение итогов.

13.05







ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ.







1.

Методы исследования в биологии.







2.

Уровни организации живой материи.







3.

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.







4.

Функции углеводов.







5.

Классификация углеводов.







6.

АТФ и другие органические соединения.







7.

Ядро - важнейшая структура.







8.

Гиалоплазма.







9.

Органоиды движения клетки.







10.

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.







11.

Диссимиляция. Гликолиз.







12.

Автотрофы. Гетеротрофы.







13.

Синтез белков в клетке.







14.

Оперон и репрессор.







15.

Транскрипция.







16.

Трансляция.







17.

Процессы в клетке.







18.

Повторение








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. В.В. ПАСЕЧНИК, А.А. КАМЕНСКИЙ. Е.А. КРИКСУНОВ.



Тема

Кол.

час.

Элементы содержания

Требования к уроню подготовки обучающихся

Средства и условия обучения

Предметное

обеспечение

Методы

контро-ля


При-ме-ча-ния.

1.

Размноже-ние

и

инди-

виду-

альное

раз-

витие.

5

Ключевые понятия.

Жизненный цикл, размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез, репродуктивный период.

Факты.

Размножение – свойство организмов. Митоз, сущность и значение. Типы бесполого размножения. Значение гаметогенеза. Биологическое значение оплодотворения. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.

Процесс.

Деление клетки – митоз. Размножение: бесполое, половое. Образование половых клеток. Оплодотворение : наружное и внутреннее. Индивидуальное развитие организмов.

Давать определения ключевым понятиям;

Описывать: процесс удвоения ДНК ; последовательно фазы митоза; строение половых клеток; процесс мейоза; процесс эмбриогенеза.

Объяснять: значение процесса удвоение ДНК; сущность и биологическое значение митоза; биологический смысл и значение мейоза; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека.

Сравнивать: бесполое и половое размножение; зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.

Таблицы

Рисунки

Фильмы

Схемы.

Учебник

В.В. Пасечник, параграф №28- 37, методическое пособие

И.В. Лысенко

Стр. 80- 108.

Г.В. Чередникова

Стр.,80-108

(10 класс)

Опрос,

Беседа,

Зачет.




2.

Основы

генетики.

6

Ключевые понятия.

Генетика, ген, генотип, аллельные гены, гомозигота , гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, геном, взаимодействие генов, аутосомы, изменчивость, норма реакции.

Факты.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики.

Статистический характер законов Менделя. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Сцепленное наследование генов. Нарушение сцепления.

Явления.

Наследственность, изменчивость,

Сцепленное наследование, групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов.

Процессы.

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Перекрест хромосом. Генетическое определение пола у человека. Сцепленное с полом наследование.

Законы и теории.

Закон доминирования, закон расщепления, закон чистоты гамет, закон независимого наследования, закон Т. Моргана, закон сцепленного наследования.

Давать определения ключевым понятиям;

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; проявление модификационной изменчивости; виды мутаций.

Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно- научной картины мира;

Сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом; причину соотношения полов 1:1; механизм наследования дальтонизма и гемофилии; механизм воздействия различных видов изменчивости; влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Называть основные положения хромосомной теории.

Решать простейшие генетические задачи на сцепленное с полом наследование .

Выявлять источники мутаций генов в окружающей среде (косвенно).

Таблицы

Схемы,

Рисунки,

Практикум «Реше-

ние гене-тических задач».

Учебник

В.В.Пасечник

Параграф

№38- 48,

методическое

пособие

И.В. Лысенко

Стр. 109- 146.

Г.В. Чередникова

Стр.,109-145

(10 класс)

Письменная работа,

Тесты,

Зачет.




3.

Генетика

человека.

2

Ключевые понятия.

Генеративные мутации, наследственные заболевания.

Факты.

Значение генетики для медицины.

Влияние мутагенов на организм человека.

Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия.

Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау.

Профилактика наследственных заболеваний.

Давать определения ключевым понятиям;

Называть: основные причины наследственных заболеваний человека; методы дородовой диагностики; объяснять опасность близкородственных браков.

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Таблицы

Фильмы

Учебник

В.В.Пасечник

параграф

49-51,

методическое

пособие

И.В.Лысенко

Стр.146-214.

Г.В. Чередникова

Стр.,146-156

(10 класс)

Опрос

Беседа.





4.

Основы

учения

об

эволюции.

5

Ключевые понятия.

Вид, критерии вида, генофонд, популяция, наследственная изменчивость, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, борьба за существование, естественный отбор, формы отбора, адаптации их многообразие, виды адаптаций, биологический прогресс, регресс, цитология, палеонтология, эмбриология, биогеография.

Факты.

История эволюционных идей. Естественно- научные и социально – экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Адаптация как результат эволюции. Видообразование – результат эволюции. Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Прямые и косвенные доказательства эволюции.

Процессы.

Эволюционные изменения в популяциях.

Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений.

Процесс формирования приспособленности.

Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.

Законы.

Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков.

Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.


Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать: критерии вида, популяцию как структурную единицу вида; популяцию как единицу эволюции; факторы эволюции; естественный отбор как результат борьбы за существование; формы естественного отбора; виды адаптаций; причины процветания или вымирания видов; условия сохранения видов.

Составлять: характеристику видов с использованием основных критериев.

Объяснять: причины изменяемости видов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; механизм возникновения приспособлений; относительный характер приспособлений.

Таблицы

Схемы

Рисунки

Фильмы

Учебник

В.В.Пасечник

параграф

№52-63,

методическое

пособие

Г.В.Чередникова

Стр.3-75.

(11 класс)

Опрос

Беседа

Зачет.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС



ТЕМА УРОКА

Дата 11

Ик-55

Дата 11

ик-63

1.

Жизненный цикл клетки

03.09

09.09

2.

Способы деления клетки. Митоз, мейоз, амитоз.

17.09

23.09

3.

Формы размножения организмов. Половое и бесполое размножение

01.10

07.10

4.

Развитие половых клеток. Оплодотворение

15.10

21.10

5.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и

постэмбриональный периоды развития

29.10

18.11

6.

Становление генетики как науки. Основные генетические закономерности и понятия

12.11

02.12

7.

Практикум. Решение генетических задач Зачёт №1

26.11

16.12

8.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов

10.12

13.01

9.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола

24.12

27.01

10.

Изменчивость

21.01

10.02

11.

Зачет «Основы генетики»

04.02

24.02

12.

Методы исследования генетики человека

18.02

10.03

13.

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности

04.03

24.03

14.

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Борьба за существование, естественный отбор, как движущие силы эволюции

18.03

14.04

15.

Вид, его критерии. Изолирующие механизмы, видообразование

01.04

28.04

16.

Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Макроэволюция и её доказательства

15.04

12.05

17.

Система растений и животных – отображение эволюции. Главные направления эволюции органического мира Зачёт №2

29.04

26.05

18.

Зачёт. «Основы учения об эволюции»

Резервное время

13.05

27.05





Рабочая программа по курсу Общая биология. 12 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.



ТЕМА

Кол.

час.

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающегося

Условия

и средства

реализации

Информационно-методическое

обеспечение

Методы

контроля

Прим.

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ.

1.

Селекция:

основные

методы и достижения.

Биотехноло-гия: достижения и перспек -тивы развития.


2

Ключевые понятия

Селекция, сорт, порода, штамм, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы.

Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Достижения и направления современной селекции. Биотехнология ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных (гм) организмов.

Явления. Гетерозис.

Закономерности и теории.

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные методы селекции растений и животных.

Характеризовать: роль учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; методы селекции растений и животных.

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять: причины затухания гетерозиса;

Причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.


Таблицы,

Схемы,


Учебник

А.А. Каменский,

П.64-68,

Мет. пос.

Г. В.

Чередникова

Индивидуальные задания.

Тест.





ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

2.

Развитие представле-ний о происхожде-нии жизни на Земле.

1

Ключевые понятия. Материализм, идеализм, креационизм, абиогенез, биогенез, коацерваты.

Теории. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия, абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.

Факты. Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественно – научной картины мира.

Выявлять черты прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Схемы.

Таблицы.

Фильмы.

Учебник

А.А.Каменский, п.89 – 91,

Мет.пос.

Г.В.Чередни-кова

Стр. 187 -190.

Опрос.

Тесты.




ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

3.

Антропоге-нез.

2

Ключевые понятия.

Антропогенез, атавизмы, рудименты, расы и нации, расизм.

Теории. Современная теория антропогенеза.

Факты. Гипотезы происхождения человека.

Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно – анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Принадлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть: положения гипотез происхождения человека; место человека в системе животного мира; стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии; человеческие расы.

Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Объяснять механизмы формирования расовых признаков.



Схемы.

Таблицы.

Фильмы.

Учебник

А.А.Каменский,

П.69-73,

Мет.пос.

Г.В.

Чередникова, стр.

76- 105.

Опрос.

Тесты.

Зачет.




ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

4.

Экологические факторы.

Структура экосистем.

3

Ключевые понятия. Экология, среда обитания, экосистема, симбиоз, биоценоз, продуценты, консументы, редуценты, трофические уровни, экологическая пирамида. Пищевые цепи: пастбищная и детритная. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Законы и закономерности.

Влияние экологических факторов на организмы. Экологическая пирамида.

Смена экосистем в природе.

Экосистема - функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть: задачи экологии; экологические факторы; виды взаимоотношений между организмами; компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы; способы оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения естественных экосистем.

Объяснять: взаимосвязь организмов и окружающей среды; биологическое действие экологических факторов на организм; механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах; причину устойчивости экосистем; причину смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

Решать простейшие экологические задачи.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и

делать выводы на основе их сравнения.

Схемы.

Таблицы.

Презента-ции.


Учебник,

А.А.Каменский,

П.74 – 88,

Мет.пос.,

Г.В.

Чередникова, стр.,

106- 186.


Опрос.

Тесты.

Зачет.




ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК.

5.

Биосфера - глобальна экосистема.

Основные экологичес-кие проблемы современно-сти, пути их решения.

1

Ключевые понятия.

Биосфера, биогенное вещество, ноосфера, ПДК.

Роль живого вещества в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы; кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, эрозия почв, просадка грунта.

Учение В.И Вернадского о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть: структурные компоненты и свойства биосферы; границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

Описывать: биохимические циклы воды, углерода; проявления физико – химического воздействия организмов на среду.

Прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.


Схемы.

Таблицы.

Учебник,

А.А.Каменский,

П. 92-93.

Мет.пос., Г.В.Чередни-кова, стр.,

186-193.

Беседа.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 12 КЛАСС.



ТЕМА

Дата 12

Ик-63

Дата 12

Ик -55


1.

Основы селекции. Биотехнология.







1.1.

Основные методы селекции и биотехнологии.

04.09




1.2.


Методы селекции.

Современное состояние и перспективы развития биотехнологии.







2.

Происхождение жизни на Земле.







2.3

Гипотезы о происхождении жизни.

09.10




3.

Происхождение человека.







3.4.

Положение человека в системе животного мира.

30.10




3.5.


Основные стадии антропогенеза.

Расы и их происхождение. Зачет . «Антропогенез»







4.

4.6.

Основы экологии.

Что изучает экология.

11.12







Место обитания экологические ниши.










Основные типы экологических взаимодействий.

08.01




4.7.

Основные экологические характеристики популяции.










Экологические сообщества.







4.8.


Взаимосвязь организмов в сообществе.

Экологические пирамиды.

Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы.







5.

Эволюция биосферы и человек.







5.9.


Эволюция биосферы. Зачёт №2

Обобщающий урок по курсу «Общая биология»











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень). (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11классы. – М.; Дрофа, 2006.)

Программа адаптирована для вечерней школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.; Дрофа, 2006.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении работ изучаются живые объекты, гербарии, коллекции. Выполнение практических работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно – познавательной деятельности.

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс.

Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов  развития.  Один из наиболее общих законов умственного развития - «от общего к частному». В педагогической практике он лежит в основе системно-структурного подхода. Каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни. Биологическая система любого уровня организации — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей          целое-часть,  биосфера-экосистема,  экосистема-вид,  вид-популяция,  популяция-особь, организм-орган,  орган-ткань,   ткань-клетка,  клетка-органоид,  органоид-молекула,  молекула-атом.

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа по биологии Класс
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263). За основу рабочей программы взята...

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа по биологии 6 класс. Составитель: Мусаева Басират...
В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается...

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа по биологии 11 класс
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа по биологии 9 класс
Федерального Государственного стандарта и на основе Федерального варианта программы по биологии для 9 класса «Общая биология. Общие...

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconАудиовизуальные ресурсы по литературе, мхк художественные фильмы
Звуки, голоса, Наедине с природой. Все звуки моря Наедине с природой. Лес. Птицы. Гроза. Дождь Голоса птиц

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconПлан Проведения осенней экскурсии «Золотая осень» От 14 октября 2013года....
География и биология фенологические наблюдения за природой, определение азимута предметов на местности, определение сторон горизонта...

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа Название предмета: английский язык (базовый уровень)...
Программа предназначена для обучения детей 10-12 лет английскому языку в общеобразовательной школе. Она является продолжением начального...

Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением рабочей программы биологии 6 -9класс. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов развития. iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции