Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды




Скачать 110.85 Kb.
Название Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды
Дата публикации 18.05.2014
Размер 110.85 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Биология > Урок
МОУ «Золотинская основная общеобразовательная школа»

Макушинского района Курганской области.

Проектирование урока с целью формирования информационно-коммуникативной

компетентности обучающихся. Тема: «Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные форма; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организма».

Учебно-методический комплекс подредакцией профессора И.Н. Пономаревой

учебник для 9 класса «Основы общей биологии».

Учитель: Воротынцева Елена Васильевна

Категория – высшая

Почетный работник общего образования.

Тема урока: Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды:

экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и

сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.


Задачи: 1) образовательные: систематизировать знания обучающихся о

приспособленности организмов к факторам среды;

раскрыть комплексность приспособлений организмов к

условиям жизни на примере планктона, относительный характер приспособленности;

формировать понятия « жизненная форма», « экологическая группа»;

раскрыть эволюционный характер образования экологических групп

организмов и их значение в природе.

2) развивающие: развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, быстроты

мышления, умений работать с текстом и компьютером.


3) воспитательные: укрепление моральной ответственности , бережного

отношения к природе в различных видах трудовой деятельности.


Знать: понятия: адаптация, жизненная форма, экологическая группа, пойкилотермные и

гомойотермные животные; комплексность приспособлений организмов к

условиям жизни, относительный характер приспособленности.
Уметь: уметь работать с текстом учебника и компьютером, самостоятельно вести поиск

информации, грамотно строить монологическую речь, уметь представлять

информацию в различных видах.

Средства обучения: изображения растений и животных – представителей разных

экологических групп; научно – популярная литература, диск 1С Школа

( фотоальбом, виртуальная экскурсия), учебник: Пономарёва И.Н., Корнилова

О.А., Чернова Н.М. « Основы общей биологии», 9 класс. – М.; Вентана – Граф,

2006.

Базовые понятия и термины: адаптация, жизненная форма, экологическая группа,

пойкилотермные и гомойотермные животные; комплексность приспособлений

организмов к условиям жизни, относительный характер приспособленности.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические приёмы

Образовательный результат

Организационный момент.

Положительный эмоциональный настрой обучающихся на работу.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на урок.




Организация рабочего места, развитие слуховой памяти.

Актуализация знаний.


Активизирует работу обучающихся

Приводит интересные факты, ставит проблемные вопросы. Русский ботаник К.А. Тимирязев сделал интересные вычисления. Он подсчитал, что каждый год одно растение одуванчика производило около 100 семян. Если из всех этих семян выросли бы растения и снова дали по 100семян каждое, и так продолжалось бы из года в год, то для 10-го поколения одного растения одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз больше поверхности всей суши. Наша планета покрылась бы жёлтыми головками одуванчиков, и ни одно семя другого растения уже не смогло бы прорасти на земле.

Карл Линней как – то высказал любопытную мысль о том, что 3 мухи могут съесть лошадь за столько же дней, что и лев. Каждая муха ( самка) за 5 дней может отложить 20 тыс. личинок; 3 мухи способны отложить 60 тыс. личинок. Сколько же надо еды,

Деятельность учителя

Участвуют в обсуждении, выдвигают предположения.
Предполагаемый ответ: 1) потому что особи в течение всей жизни находятся в постоянной борьбе за существование: с особями такого же вида; с особями других видов, с неблагоприятными условиями среды.
Предполагаемый ответ: 2) каждая особь имеет те или иные полезные признаки, которые обеспечивают

их выживание в борьбе за существование в определённых условиях внешней среды.

Обучающиеся дают определение адаптации.



Проблемный метод,

дискуссия.


Активизация имеющихся знаний, развитие

внимания, быстроты мышления, умение вести диалог, поддерживать дискуссию.

Отвечать на вопросы, решение проблемных ситуаций.





чтобы прокормить 60 тыс. мух? Ясно, что если всё это великое множество личинок начнут есть лошадь, то они, пожалуй, съедят её быстрее, чем лев. Вопрос: Почему

подобные явления мы не наблюдаем в естественных условиях? Вопрос: Почему же не все особи погибают в результате борьбы за существование?










Изучение нового материала.


Организует работу по изучению нового материала: 1. Комплекс приспособлений организмов к условиям обитания на примере планктона.


2.Жизненная форма как своеобразие строения и образа жизни, отражающее приспособления вида к комплексу факторов внешней среды. Жизненные формы растений и животных.



  1. Прочитайте текст § 52, страницы 193 -194, найдите ответ на вопрос:

В чём заключается комплексность приспособлений организмов к условиям окружающей среды на примере планктона?


  1. Рассказ учителя с элементами беседы:

- приведите примеры морфологических адаптаций;
- можно ли считать жизненную форму примером адаптации?


Работа с учебником,

поисковый метод.

Дискуссия.

Умение работать с текстом, самостоятельный поиск информации, , описывать рисунки, пересказывать прочитанный текст, передавать прочитанное в сжатом виде.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

( понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).






Обучающиеся выступают с небольшими сообщениями:

1.Покровительственная окраска.

2.Хамелеон.

3.Яркая окраска животных.

4.Мимикрия.

5.Неблагоприятные условия.

6.Спячка.

7.Условия знойного жаркого лета.


  1. Обучающиеся, слушая сообщения, заполняют таблицу:

Название организма

Признаки приспособ

ленности

Признаки

относит.

х – ра

приспособ

ленности




















5. Виртуальная экскурсия. Обучающиеся продолжают заполнение таблицы.


Работа с компьютером, диск 1С Школа

« Просвещение»


Умение использовать разные источники информации.


Развитие слуховой и зрительной памяти, выбор знаковых систем

Умение перехода от одного вида деятельности к другому

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические приёмы

Образовательный результат













Умение использовать разные источники нформации

.

3.Рассказ учителя. Относительный характер приспособленности.







Умение слушать, запоминать.

Закрепление нового материала.

Организует работу обучающихся по закреплению нового материала.

1. Обучающиеся выполняют задания по группам. 1 группа:

Найдите в тексте § 52 определение понятий: пойкилотермные, гомойотермные животные. Приведите свои примеры таких животных.

2 группа. Ответьте подробно на вопрос: В чём различие понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»? Приведите примеры.

3 группа: Задание № 1 в рабочей тетради, стр.96. Используя рис.73 учебника, объясните, как планктон приспособлен к существованию в таких условиях. Приведите примеры своих наблюдений в природе.

2.Решите творческие задачи:

Какие свойства тела у белого медведя и пингвина позволяют им переносить без ущерба 50-градусные морозы?


Работа с учебником,

Поисковый метод.

Методика ТРИЗ

Самостоятельный поиск информации, сравнение, развитие коммуникативных способностей, умение работать с текстом, грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Владение методами решения творческих заданий, развитие навыков логического мышления, операций анализа и синтеза.








Почему пойкилотермных животных очень мало в приполярных районах Земли?

Задачи № 297, 298. С.В. Суматохин

Биология/экология, М: «Мнемозина», стр. 186.










Помогает подвести итоги урока, корректирует выводы обучающихся.

Формулируют выводы:

1.Общая приспособленность организмов к условиям существования складывается из множества отдельных адаптаций.

2.Все адаптации возникают в ходе эволюции.

3.Любая адаптация относительна.

4.Адаптации – результат эволюции.




Умение логически обосновывать и аргументировать суждения, умение развивать логическое мышление.

Рефлексия

Организует осмысление и самооценку знаний в соответствии с поставленной целью.

  1. Обучающиеся с помощью рисунка выражают своё отношение к уроку.

  2. Составляют синквейн.

Адаптация

Экологическая, относительная

Создаётся, поддерживается, обеспечивает

Помогает выжить в окружающей среде

Существование.


Мозговой штурм.

Осознание обучающимися уровня приобретённых знаний, умение представлять информацию в графическом виде, умение творчески мыслить.

Домашнее задание

Организует запись и понимание домашнего задания.

§ 52, р.т., задания № 2, 6.

Творческое задание. Подготовить сообщения о различных типах биотических связей организмов в природе.

Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительными источниками информации.

Применение полученных знаний при выполнении заданий, творческие умения.


Литература

  1. Булакова Н..А. Реализация компетентностного подхода: предметные области « химия» и « биология»: учебно – методическое

пособие\ Н.А. Булакова, Н.А. Криволапова – Курган, 2007

2. Козлова Т.А. Основы общей биологии: рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова,

В.С. Кучменко – М. : Вентана – Граф, 2006

3. Пепеляева О.А. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс: универсальное издание/ О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова – М. : Вако,

2006, стр. 238 -239, 255 -256.

4. Пономарёва И.Н. Основы общей биологии: методическое пособие 9 кл/ И.Н. Пономарёва, Л.В. Симонова, В, С. Кучменко, под ред.

проф. И.Н. Пономарёвой М. : Вентана – Граф, 2005, стр. 111 - 112

5.Пономарёва И.Н. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва,

О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, под ред. проф. И.Н. Пономарёвой- М. : Вентана – Граф, § 52

6. Суматохин С.В. Биология/ экология Животные С.В. Суматохин – М. : Мнемозина, 2005, стр. 186.

7. Тяглова Е.В. Приспособление – результат действия факторов эволюции./ Е.В. Тяглова // Биология в школе 2006. - № 5 стр. 27 – 32.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Методика по устранению причин и факторов роста экстремизма этноконфессиональной...
Методика по устранению причин и факторов роста экстремизма этноконфессиональной направленности включает в себя четыре модуля
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Современные подходы к синтезу оптимального измерителя опасных факторов...
Целью работы является синтез и анализ оптимального измерителя опасных факторов пожара с произвольной динамикой, наблюдаемых на фоне...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Мкоу «Большезадоевская сош» Информация о реализации целевой программы
Целью работы является усиление «защитных факторов» детей и подростков против употребления психоактивных веществ пав и ликвидация...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Контрольная работа № «Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия»
Работа выполняется на качественном (описательном) уровне и производится оценка влияния различных факторов различными методами (например,...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Программа развития на 2011 2015 гг Повышение качества и доступности образования
...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Физические факторы производственной среды физические факторы окружающей природной среды
Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Тема урока: «Опорные системы растений и животных»
Цель урока: Используя предложенные материалы научить учащихся различать типы опорных систем живых организмов, распознавать органы...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Культурно-образовательной среды гимназии
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта цио пггпу «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon С углубленным изучением отдельных предметов
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино...
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды icon Несовершенные грибы (дейтеромицеты) 30 тыс видов
Грибы представляют собой обширную группу организмов, насчитывающую около 100 тыс видов. Стоит выделить несколько основных классов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции