1: Научный метод познания




Скачать 1.23 Mb.
Название 1: Научный метод познания
страница 1/12
Дата публикации 18.06.2014
Размер 1.23 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Тема 1: Научный метод познания

1.Сопоставьте форму научного знания и ее пример:

1) гипотеза

2) закон

3) теория

абиогенный синтез в условиях ранней Земли

сохранение и превращение энергии в процессах развития живых систем

возникновение жизни как результат биохимической эволюции

разнообразие живых организмов на Земле

Решение:

Абиогенный синтез в условиях ранней Земли – это исходная гипотеза в концепции (теории) биохимической эволюции А.И. Опарина – Дж. Холдейна. Сохранение и превращение энергии в процессах развития живых систем – это всеобщий закон природы. Возникновение жизни как результат биохимической эволюции – это одна из концепций (теорий) происхождения жизни, эмпирически наиболее подтвержденная.

2. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:

1) индукция

2) дедукция

3) анализ

вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов

зная теорию клеточного строения, делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма

детальное изучение строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма

рассмотрение живых клеток под микроскопом с целью описания их строения

Решение:

Вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов получают методом индукции.

На основе теории клеточного строения делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма, используя при этом метод дедукции. При детальном изучении строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма используется метод анализа.

3. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью:

1) точность

2) системность

3) объективность

знание максимально должно быть приближено к объективной реальности

в структуре знания прослеживается внутреннее единство и взаимосвязь всех составляющих частей

знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого

научное знание должно быть обязательно доказано, например многократным экспериментом

Решение:

Точность заключается в том, что научное знание должно быть максимально приближено к объективной реальности. Системность проявляется в том, что в структуре знания прослеживается внутреннее единство и взаимосвязь всех составляющих частей. Независимость знания от индивидуальных особенностей ученого отражает его объективность.

5. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером:

1) гипотеза

2) научный факт

3) закон

одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере

многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период

функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания

положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции

Решение:

Одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере – это гипотеза. Многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период – это пример научного факта. Функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания связано с всеобщим законом природы – законом сохранения энергии при ее превращениях.

6. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части

2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему

3) изучение объекта путем создания и исследования его копии

анализ

дедукция

моделирование

индукция

Решение:

Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части – это анализ, который проводится с целью более глубокого изучения той или иной стороны объекта. Процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему – метод дедукции. Изучение объекта путем создания и исследования его копии – это моделирование.

8. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) непосредственное восприятие внешних поверхностных сторон изучаемого объекта или явления

2) многократное искусственное воспроизведение явления в строго определенных условиях

3) воспроизведение объекта исследования в виде мысленно представляемой или материально реализованной системы

наблюдение

эксперимент

моделирование

абстрагирование

Решение:

Непосредственное восприятие внешних поверхностных сторон изучаемого объекта или явления – это наблюдение. Многократное искусственное воспроизведение явления в строго определенных условиях – это эксперимент. Воспроизведение объекта исследования в виде мысленно представляемой или материально реализованной системы – это моделирование.
Тема 2: Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1.В гуманитарных науках в отличие от естественных …

используется нестрогий образный язык

знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого

знание обязательно проходит многократную проверку опытом

изучаются только типичные, универсальные процессы

Решение:

Гуманитарное знание отличается от естественнонаучного субъективностью, нестрогим образным языком, интересом к индивидуальным свойствам изучаемых предметов, ограниченностью применения принципов верификации и фальсификации. Среди приведенных характеристик использование нестрогого образного языка свойственно только гуманитарному знанию.

2.Результатом процесса дифференциации научного знания является …

генетика

антропология

зоогеография

биофизика

Решение:

Результатом процесса дифференциации научного знания является генетика. Это раздел биологии, в котором изучаются закономерности наследственности и изменчивости.

3. Псевдонаука отличается от истинной науки …

отрывочными несистемными знаниями

нацеленностью на получение достоверных и эффективных результатов

строгой эмпирической проверяемостью декларируемых положений

отсутствием в своем содержании противоречащих фактов

Решение:

Псевдонаука отличается от истинной науки отрывочными несистемными знаниями.

4. В системе наук математика является …

универсальным языком науки

естественнонаучным направлением

техническим направлением

экономической наукой

Решение:

В системе наук математика является ее универсальным языком. Являясь наукой о количественных отношениях действительности, она используется практически во всех сферах научной деятельности.

5. Результатом процесса дифференциации научного знания является …

органическая химия

медицинская химия

космическая химия

органическая геохимия

Решение:

Результатом процесса дифференциации научного знания является органическая химия, которая из всего многообразия химических веществ изучает органические соединения – углеводороды и их многочисленные производные.

6. От истинной науки псевдонаука отличается …

невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов

системностью знания

строгим критическим подходом к исходным данным

отсутствием в своем содержании противоречащих фактов

Решение:

От истинной науки псевдонаука отличается невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов.
Тема 3: Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

1.Электромагнитная картина мира отличается от механической представлениями о

движении, которое представлено не только механическим перемещением, но и распространением волн

существовании двух видов фундаментальных взаимодействий

фундаментальной роли случайности в развитии систем

существовании четырех видов фундаментальных взаимодействий

Решение:

Электромагнитная картина мира отличается от механической представлениями о движении, которое представлено не только механическим перемещением, но и распространением волн, и о существовании двух видов фундаментальных взаимодействий.

2. В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о …

существовании второй формы материи – поля

механизме передачи взаимодействий через поля

полной предсказуемости всех событий прошлого и будущего

корпускулярно-волновом дуализме материальных объектов

Решение:

В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о существовании второй формы материи – поля – и о механизме передачи взаимодействий через поля.

3. В квантово-полевой картине мира были отвергнуты представления о (об) …

статичности Вселенной

однозначной предсказуемости всех событий прошлого и будущего

взаимодействии по принципу дальнодействия

существовании единственной формы движения материи – механической

Решение:

В квантово-полевой картине мира были отвергнуты представления о статичности Вселенной и однозначной предсказуемости всех событий прошлого и будущего. На основе теории относительности А. Эйнштейна были предложены теоретические модели развивающейся Вселенной, получены наблюдательные подтверждения расширения Вселенной. В квантовой механике состояние системы описывается волновой функцией, которая позволяет знать вероятность тех или других параметров системы, в связи с чем потерял смысл механический детерминизм с однозначной предсказуемостью всех событий прошлого и будущего.

4. В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о …

существовании двух видов фундаментального взаимодействия

взаимодействии по принципу близкодействия

полной предсказуемости всех событий прошлого и будущего

передаче взаимодействий посредством квантов полей

Решение:

В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о существовании двух видов фундаментального взаимодействия и о взаимодействии по принципу близкодействия.

5. И в механической, и в электромагнитной картинах мира существовали представления о …

единственно возможном развитии событий при заданном начальном состоянии

случайности как отражении неполноты имеющихся знаний

взаимодействии по принципу близкодействия

единственно возможной форме существования материи

Решение:

И в механической, и в электромагнитной картинах мира существовали представления о единственно возможном развитии событий при заданном начальном состоянии и о случайности как отражении неполноты имеющихся знаний.

6. В квантово-полевой картине мира по сравнению с предыдущими появились представления о …

корпускулярно-волновом дуализме материальных объектов

фундаментальной роли случайности и статистических закономерностей

взаимодействии по принципу близкодействия

существовании разных форм движения материи

Решение:

В квантово-полевой картине мира по сравнению с предыдущими появились представления о корпускулярно-волновом дуализме материальных объектов и фундаментальной роли случайности и статистических закономерностей.
Тема 4: Развитие представлений о материи

1.В современной научной картине мира ________________ не рассматривается как одна из форм материи.

биополе

физическое поле

физический вакуум

вещество

Решение:

В современной научной картине мира считается, что материя, то есть объективная реальность, воспринимаемая эмпирически, может существовать в различных формах. Основные формы материи – вещество и (физическое) поле. Часто в качестве особой формы материи выделяют физический вакуум, поскольку он отличается как от вещества (отсутствием реальных частиц), так и от поля (минимально возможным значением своей энергии, которую нельзя снизить или отобрать). Существование же биополя, о котором так много рассуждают «экстрасенсы», не подтверждено эмпирически (наблюдениями и экспериментами), так что биополе не может рассматриваться как материальный объект.

2. Для античной натурфилософии характерно понимание материи как …

субстанции, составляющей первооснову всех вещей в мире

вещества, имеющего дискретную (атомарную) структуру

физического поля, не имеющего определенных границ

объективной реальности, данной нам в опыте, в непосредственном ощущении

Решение:

Понятие материи как субстанции, составляющей первооснову всего сущего, возникло как ответ на постановку Фалесом основного вопроса всей древнегреческой философии: «что есть всё?»

3. Основная идея атомно-молекулярного учения – это идея …

дискретности строения вещества

континуальности структуры материи

множественности форм материи

зависимости свойств веществ от строения их молекул

Решение:

Согласно постулатам атомно-молекулярного учения в формулировке М. В. Ломоносова, все вещества состоят из дискретных частиц (в современной терминологии – молекул), которые, в свою очередь, состоят из более мелких дискретных частиц (атомов), отличающихся неизменностью своих свойств. Таким образом, основная идея атомно-молекулярного учения – это идея дискретной (прерывистой) структуры вещества.

4. Представление о том, что абсолютной пустоты в природе не может быть, характерно для …

натурфилософской картины мира Аристотеля

механической научной картины мира

электромагнитной научной картины мира

учений древнегреческих атомистов

Решение:

Атомисты (Демокрит и др.) считали пустоту самостоятельным элементом мироздания. Аристотель же учил, что материя непрерывна, бесконечно делима и заполняет Вселенную, не оставляя места пустоте. В этом его учение схоже с современной научной картиной мира, в которой принято представление о такой форме материи, как физический вакуум – вездесущий, неустранимый и при этом имеющий сложную динамическую структуру и ненулевую энергию. В рамках электромагнитной картины мира Вселенная представала пронизанной электромагнитными полями и волнами, то есть одним из видов материи, однако считалось, что при желании можно изолировать от них ограниченную область пространства, тем самым создав в ней абсолютную пустоту.

5. Обязательным свойством (атрибутом) материального объекта является возможность …

проведения над ним наблюдений или экспериментов

математического описания его свойств и структуры

наглядно представить его форму и структуру

интуитивно постичь его сущность и предназначение

Решение:

По определению, материя (в любой ее форме) – это то, что существует независимо от нас и поддается эмпирическому познанию. Формами эмпирического познания выступают наблюдения (прямые или косвенные) и эксперимент. Математическое описание свойств материального объекта может более или менее длительное время отсутствовать – например, до сих пор нет математической модели человеческого мозга, хотя в его материальности сомневаться не приходится. Для многих материальных объектов (особенно относящихся к микромиру) наглядное представление вообще невозможно, поскольку наглядные образы формируются лишь на основе нашего опыта взаимодействия с объектами макромира. Аналогично, вопросы о сущности и предназначении для многих материальных объектов в рамках научного подхода лишены смысла («для чего существуют звезды?»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1: Научный метод познания icon «Исследование как метод познания…»
Бирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский...
1: Научный метод познания icon Егорова В. С. О природе исторического познания
Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242 с
1: Научный метод познания icon Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды Интерпретация...
В гуманитарном знании это широко применяемая процедура истолкования текстов, изучаемая в семантике и эпистемологии понимания
1: Научный метод познания icon Открытая Cиcтема «человек»
Если он не сможет отказаться от привычного диалектического метода, метода победы в споре, то непременно примет взгляды материалиста....
1: Научный метод познания icon Робоча програма по дисципліні Чисельні методи
Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Правило Крамера, метод обращения матрицы, метод Гаусса
1: Научный метод познания icon А. А. Арефьева Научный
Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники...
1: Научный метод познания icon Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов Об
Ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, фгу «Федеральный научный клинико-экспериментальный...
1: Научный метод познания icon Сф орагс
Часто используемый в последнее время метод принятия решений для задач имеющих неопределённость – метод анализа иерархий, опирающийся...
1: Научный метод познания icon Творческий этап функционально стоимостного анализа методы анализа и синтеза структуры систем
На втором этапе решения проблемы — этапе поиска вариантов конструктивного исполнения технического средства (при поиске конфи­гураций)...
1: Научный метод познания icon Образ мира и психологическое изучение мышления
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции