Скачать 1.23 Mb.
|
Тема 1: Научный метод познания 1.Сопоставьте форму научного знания и ее пример: 1) гипотеза 2) закон 3) теория абиогенный синтез в условиях ранней Земли сохранение и превращение энергии в процессах развития живых систем возникновение жизни как результат биохимической эволюции разнообразие живых организмов на Земле Решение: Абиогенный синтез в условиях ранней Земли – это исходная гипотеза в концепции (теории) биохимической эволюции А.И. Опарина – Дж. Холдейна. Сохранение и превращение энергии в процессах развития живых систем – это всеобщий закон природы. Возникновение жизни как результат биохимической эволюции – это одна из концепций (теорий) происхождения жизни, эмпирически наиболее подтвержденная. 2. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования: 1) индукция 2) дедукция 3) анализ вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов зная теорию клеточного строения, делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма детальное изучение строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма рассмотрение живых клеток под микроскопом с целью описания их строения Решение: Вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов получают методом индукции. На основе теории клеточного строения делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма, используя при этом метод дедукции. При детальном изучении строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма используется метод анализа. 3. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью: 1) точность 2) системность 3) объективность знание максимально должно быть приближено к объективной реальности в структуре знания прослеживается внутреннее единство и взаимосвязь всех составляющих частей знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого научное знание должно быть обязательно доказано, например многократным экспериментом Решение: Точность заключается в том, что научное знание должно быть максимально приближено к объективной реальности. Системность проявляется в том, что в структуре знания прослеживается внутреннее единство и взаимосвязь всех составляющих частей. Независимость знания от индивидуальных особенностей ученого отражает его объективность. 5. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером: 1) гипотеза 2) научный факт 3) закон одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции Решение: Одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере – это гипотеза. Многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период – это пример научного факта. Функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания связано с всеобщим законом природы – законом сохранения энергии при ее превращениях. 6. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части 2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему 3) изучение объекта путем создания и исследования его копии анализ дедукция моделирование индукция Решение: Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части – это анализ, который проводится с целью более глубокого изучения той или иной стороны объекта. Процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему – метод дедукции. Изучение объекта путем создания и исследования его копии – это моделирование. 8. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) непосредственное восприятие внешних поверхностных сторон изучаемого объекта или явления 2) многократное искусственное воспроизведение явления в строго определенных условиях 3) воспроизведение объекта исследования в виде мысленно представляемой или материально реализованной системы наблюдение эксперимент моделирование абстрагирование Решение: Непосредственное восприятие внешних поверхностных сторон изучаемого объекта или явления – это наблюдение. Многократное искусственное воспроизведение явления в строго определенных условиях – это эксперимент. Воспроизведение объекта исследования в виде мысленно представляемой или материально реализованной системы – это моделирование. Тема 2: Естественнонаучная и гуманитарная культуры 1.В гуманитарных науках в отличие от естественных … используется нестрогий образный язык знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого знание обязательно проходит многократную проверку опытом изучаются только типичные, универсальные процессы Решение: Гуманитарное знание отличается от естественнонаучного субъективностью, нестрогим образным языком, интересом к индивидуальным свойствам изучаемых предметов, ограниченностью применения принципов верификации и фальсификации. Среди приведенных характеристик использование нестрогого образного языка свойственно только гуманитарному знанию. 2.Результатом процесса дифференциации научного знания является … генетика антропология зоогеография биофизика Решение: Результатом процесса дифференциации научного знания является генетика. Это раздел биологии, в котором изучаются закономерности наследственности и изменчивости. 3. Псевдонаука отличается от истинной науки … отрывочными несистемными знаниями нацеленностью на получение достоверных и эффективных результатов строгой эмпирической проверяемостью декларируемых положений отсутствием в своем содержании противоречащих фактов Решение: Псевдонаука отличается от истинной науки отрывочными несистемными знаниями. 4. В системе наук математика является … универсальным языком науки естественнонаучным направлением техническим направлением экономической наукой Решение: В системе наук математика является ее универсальным языком. Являясь наукой о количественных отношениях действительности, она используется практически во всех сферах научной деятельности. 5. Результатом процесса дифференциации научного знания является … органическая химия медицинская химия космическая химия органическая геохимия Решение: Результатом процесса дифференциации научного знания является органическая химия, которая из всего многообразия химических веществ изучает органические соединения – углеводороды и их многочисленные производные. 6. От истинной науки псевдонаука отличается … невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов системностью знания строгим критическим подходом к исходным данным отсутствием в своем содержании противоречащих фактов Решение: От истинной науки псевдонаука отличается невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов. Тема 3: Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) 1.Электромагнитная картина мира отличается от механической представлениями о движении, которое представлено не только механическим перемещением, но и распространением волн существовании двух видов фундаментальных взаимодействий фундаментальной роли случайности в развитии систем существовании четырех видов фундаментальных взаимодействий Решение: Электромагнитная картина мира отличается от механической представлениями о движении, которое представлено не только механическим перемещением, но и распространением волн, и о существовании двух видов фундаментальных взаимодействий. 2. В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о … существовании второй формы материи – поля механизме передачи взаимодействий через поля полной предсказуемости всех событий прошлого и будущего корпускулярно-волновом дуализме материальных объектов Решение: В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о существовании второй формы материи – поля – и о механизме передачи взаимодействий через поля. 3. В квантово-полевой картине мира были отвергнуты представления о (об) … статичности Вселенной однозначной предсказуемости всех событий прошлого и будущего взаимодействии по принципу дальнодействия существовании единственной формы движения материи – механической Решение: В квантово-полевой картине мира были отвергнуты представления о статичности Вселенной и однозначной предсказуемости всех событий прошлого и будущего. На основе теории относительности А. Эйнштейна были предложены теоретические модели развивающейся Вселенной, получены наблюдательные подтверждения расширения Вселенной. В квантовой механике состояние системы описывается волновой функцией, которая позволяет знать вероятность тех или других параметров системы, в связи с чем потерял смысл механический детерминизм с однозначной предсказуемостью всех событий прошлого и будущего. 4. В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о … существовании двух видов фундаментального взаимодействия взаимодействии по принципу близкодействия полной предсказуемости всех событий прошлого и будущего передаче взаимодействий посредством квантов полей Решение: В электромагнитной картине мира по сравнению с механической новыми были представления о существовании двух видов фундаментального взаимодействия и о взаимодействии по принципу близкодействия. 5. И в механической, и в электромагнитной картинах мира существовали представления о … единственно возможном развитии событий при заданном начальном состоянии случайности как отражении неполноты имеющихся знаний взаимодействии по принципу близкодействия единственно возможной форме существования материи Решение: И в механической, и в электромагнитной картинах мира существовали представления о единственно возможном развитии событий при заданном начальном состоянии и о случайности как отражении неполноты имеющихся знаний. 6. В квантово-полевой картине мира по сравнению с предыдущими появились представления о … корпускулярно-волновом дуализме материальных объектов фундаментальной роли случайности и статистических закономерностей взаимодействии по принципу близкодействия существовании разных форм движения материи Решение: В квантово-полевой картине мира по сравнению с предыдущими появились представления о корпускулярно-волновом дуализме материальных объектов и фундаментальной роли случайности и статистических закономерностей. Тема 4: Развитие представлений о материи 1.В современной научной картине мира ________________ не рассматривается как одна из форм материи. биополе физическое поле физический вакуум вещество Решение: В современной научной картине мира считается, что материя, то есть объективная реальность, воспринимаемая эмпирически, может существовать в различных формах. Основные формы материи – вещество и (физическое) поле. Часто в качестве особой формы материи выделяют физический вакуум, поскольку он отличается как от вещества (отсутствием реальных частиц), так и от поля (минимально возможным значением своей энергии, которую нельзя снизить или отобрать). Существование же биополя, о котором так много рассуждают «экстрасенсы», не подтверждено эмпирически (наблюдениями и экспериментами), так что биополе не может рассматриваться как материальный объект. 2. Для античной натурфилософии характерно понимание материи как … субстанции, составляющей первооснову всех вещей в мире вещества, имеющего дискретную (атомарную) структуру физического поля, не имеющего определенных границ объективной реальности, данной нам в опыте, в непосредственном ощущении Решение: Понятие материи как субстанции, составляющей первооснову всего сущего, возникло как ответ на постановку Фалесом основного вопроса всей древнегреческой философии: «что есть всё?» 3. Основная идея атомно-молекулярного учения – это идея … дискретности строения вещества континуальности структуры материи множественности форм материи зависимости свойств веществ от строения их молекул Решение: Согласно постулатам атомно-молекулярного учения в формулировке М. В. Ломоносова, все вещества состоят из дискретных частиц (в современной терминологии – молекул), которые, в свою очередь, состоят из более мелких дискретных частиц (атомов), отличающихся неизменностью своих свойств. Таким образом, основная идея атомно-молекулярного учения – это идея дискретной (прерывистой) структуры вещества. 4. Представление о том, что абсолютной пустоты в природе не может быть, характерно для … натурфилософской картины мира Аристотеля механической научной картины мира электромагнитной научной картины мира учений древнегреческих атомистов Решение: Атомисты (Демокрит и др.) считали пустоту самостоятельным элементом мироздания. Аристотель же учил, что материя непрерывна, бесконечно делима и заполняет Вселенную, не оставляя места пустоте. В этом его учение схоже с современной научной картиной мира, в которой принято представление о такой форме материи, как физический вакуум – вездесущий, неустранимый и при этом имеющий сложную динамическую структуру и ненулевую энергию. В рамках электромагнитной картины мира Вселенная представала пронизанной электромагнитными полями и волнами, то есть одним из видов материи, однако считалось, что при желании можно изолировать от них ограниченную область пространства, тем самым создав в ней абсолютную пустоту. 5. Обязательным свойством (атрибутом) материального объекта является возможность … проведения над ним наблюдений или экспериментов математического описания его свойств и структуры наглядно представить его форму и структуру интуитивно постичь его сущность и предназначение Решение: По определению, материя (в любой ее форме) – это то, что существует независимо от нас и поддается эмпирическому познанию. Формами эмпирического познания выступают наблюдения (прямые или косвенные) и эксперимент. Математическое описание свойств материального объекта может более или менее длительное время отсутствовать – например, до сих пор нет математической модели человеческого мозга, хотя в его материальности сомневаться не приходится. Для многих материальных объектов (особенно относящихся к микромиру) наглядное представление вообще невозможно, поскольку наглядные образы формируются лишь на основе нашего опыта взаимодействия с объектами макромира. Аналогично, вопросы о сущности и предназначении для многих материальных объектов в рамках научного подхода лишены смысла («для чего существуют звезды?»). |
«Исследование как метод познания…» Бирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский... |
Егорова В. С. О природе исторического познания Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242 с |
||
Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды Интерпретация... В гуманитарном знании это широко применяемая процедура истолкования текстов, изучаемая в семантике и эпистемологии понимания |
Открытая Cиcтема «человек» Если он не сможет отказаться от привычного диалектического метода, метода победы в споре, то непременно примет взгляды материалиста.... |
||
Робоча програма по дисципліні Чисельні методи Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Правило Крамера, метод обращения матрицы, метод Гаусса |
А. А. Арефьева Научный Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники... |
||
Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов Об Ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, фгу «Федеральный научный клинико-экспериментальный... |
Сф орагс Часто используемый в последнее время метод принятия решений для задач имеющих неопределённость – метод анализа иерархий, опирающийся... |
||
Творческий этап функционально стоимостного анализа методы анализа и синтеза структуры систем На втором этапе решения проблемы — этапе поиска вариантов конструктивного исполнения технического средства (при поиске конфигураций)... |
Образ мира и психологическое изучение мышления Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |