Методическая разработка на тему




Скачать 334.16 Kb.
Название Методическая разработка на тему
страница 1/3
Дата публикации 14.06.2014
Размер 334.16 Kb.
Тип Методическая разработка
literature-edu.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662 компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга


Методическая разработка на тему
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с ЗПР (6-7 лет).

Подготовка дошкольников с ЗПР к усвоению навыков чтения и письма.

Старовойтова М.Н., учитель-логопед,

Смирнова Н.Э., старший воспитатель


Кронштадт

2013 г.

Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с ЗПР (6-7 лет).

Подготовка дошкольников с ЗПР к усвоению навыков чтения и письма.
Содержание:

  1. Особенности развития речи познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  2. Адекватность целей, задач и содержания коррекционно-образовательной деятельности возрасту детей.

  3. Способы мотивации детей с ЗПР к обучению грамоте и познавательно-речевой деятельности.

  4. Стимулирующее воздействие развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения возможности совместной и самостоятельной деятельности детей.

  5. Реализации системно-деятельностного подхода в работе с детьми с ЗПР на логопедических занятиях по обучению грамоте.

  6. Тиражируемость и технологичность представленных методических разработок


1. Особенности развития речи и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, не достигает нужного уровня готовности к школьному обучению. Известно, что дети с ЗПР имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

Важно отметить, что низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР.

Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.

  1. Адекватность целей, задач и содержания коррекционно-образовательной деятельности возрасту детей.

В норме на шестом году жизни ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания.

На седьмом году жизни ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие точной дифференцировки (например: звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), определять место заданного звука в слове, устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова...

Дети с ЗПР на седьмом году жизни или не владеют навыками фонематического анализа и синтеза вообще, или усвоили самые элементарные: выделение первого гласного звука, иногда подбор слов на заданный гласный.

Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР.

Поэтому, чтобы подготовить этих детей к успешному обучению чтению и письму, необходима систематическая коррекционная работа по развитию фонематического восприятия.

Исходя из выше сказанного, на логопедических занятиях по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста в группах с ЗПР ставится цель, в ходе реализации которой решаются конкретные задачи.

Цель: подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.

Для достижения этой цели проводится систематическая работа, в ходе которой решаются следующие задачи:

  • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,

  • Знакомить с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твёрдые и мягкие согласные», «звонкие и глухие согласные»;

  • Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

  • Дать понятия «слог», «слово», «предложение»;

  • Тренировать навыки слогового анализа, знакомя со словами разной слоговой структуры и разными типами слогов;

  • Обучать навыкам анализа и синтеза предложений: умению составлять предложения по картинкам, выделять предлог на фоне предложения, составлять схему предложения и предложение по схеме.

Знакомство с каждым звуком и буквой русского языка происходит в определённой последовательности. План работы по обучению грамоте на год представлен в таблице 1.

Таблица 1

Месяц

Неделя

Звук/буква

Звуко-буквенный анализ

Сентябрь

3

Речевые и неречевые звуки. Звук [У] и буква У




4

Звук [У] и буква У. Звук [А] и буква А.

Октябрь

1

Звук [А] и буква А. Звук [О] и буква О




2

Звук [О] и буква О. Звук [И] и буква И.




3

Звук [И] и буква И. Звуки и буквы А,О,У,И. Закрепление и дифференциация.




4

Звук [Ы] и буква Ы. Дифференциация Ы – И.

Ноябрь

1

Звук [Э] и буква Э




2

Звук [М] -[М’] и буква М




3

Звук [П] - [П’] и буква П. Звук [Б] - [Б’] и буква Б.




4

Дифференциация [Б] - [П]

Декабрь

1

Звук [К] - [К’] и буква К. Звук [Г] - [Г’]и буква Г.




2

Дифференциация [Г] - [К]




3

Звук [Х] - [Х’] и буква Х




4

Звук [Н] - [Н’] и буква Н

Январь

1







2

Звук [В] - [В’] и буква В. Звук [Ф] - [Ф’] и буква Ф




3

Дифференциация [В] - [Ф]




4

Звук [Д] - [Д’]и буква Д

Февраль

1

Звук [Т] - [Т’] и буква Т




2

Дифференциация [Д] - [Т]




3

Звук [С] - [С’] и буква С. Звук [З] - [З’] и буква З




4

Дифференциация [С] - [З]

Март

1

Звук [Ц] и буква Ц. Дифференциация [С] - [Ц]




2

Звук [Ш] и буква Ш. Звук [Ж] и буква Ж.




3

Дифференциация [Ж] - [Ш]




4

Дифференциация [С] - [Ш]. Дифференциация [З] - [Ж]

Апрель

1

Звук [Ч] и буква Ч. Дифференциация [Ч] - [Т’]




2

Звук [Щ] и буква Щ. Дифференциация [Ч] - [Щ]




3

Дифференциация [Ш] - [Щ]. Дифференциация букв Ш и Щ.




4

Дифференциация [Щ] - [С’]. Звук [Й] и буква Й

Май

1

Звук [Л] - [Л’] и буква Л. Звук [Р] - [Р’] и буква Р.




2

Дифференциация [Р] - [Л].




3

Повторение и закрепление. Игры со звуками и буквами.




4

Повторение и закрепление. Игры со звуками и буквами.

Параллельно решаются задачи по обогащению словаря детей, знаний и представлений об окружающем мире, развитию внимания, памяти, мышления, координации речи с движением, так как коррекционная работа на логопедических занятиях по обучению грамоте лишь звено в цепи системной работы всех специалистов, решающих проблемы развития детей с ЗПР. Тематическое планирование лексических тем представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Месяц

Неделя

Лексические темы

группы К-5

Лексические темы

группы К-4

Сентябрь

3

Овощи. Огород. Сбор урожая.

Фрукты. Сад. Сбор урожая.

4

Откуда хлеб пришёл

От зерна до булочки

Октябрь

1

Золотая осень. Фрукты. Сад. Сбор урожая.

Золотая осень. Деревья и кустарники.

2

Лес. Деревья(лиственные). Дары леса (грибы, ягоды).

Дары леса (грибы, ягоды).

3

Птицы: домашние и перелётные.

4

Кухня. Посуда. Продукты питания.

Ноябрь

1

Поздняя осень. Одежда, головные уборы, обувь.

2

Домашние и дикие животные.

Подготовка животных к зиме.

Домашние животные.


3

Диалоги о спорте и физкультуре. Виды спорта.

Дикие животные. Подготовка животных к зиме.

4

Русская народная игрушка.

Человек. Части тела.

Декабрь

1

Зима. Изменения в природе, зимние забавы.

2

Зимующие птицы.

3

Квартира, мебель.

4

Новый год. Новогодние игрушки.

Январь

2

Зима. Зимние забавы.

3

Животные жарких стран. Животные севера.

4

Бытовые приборы. Инструменты.

Физкультура и спорт. Виды спорта.

Февраль

1

Транспорт. Виды транспорта.

2

ПДД. Дорожные знаки.

3

День защитника отечества. Мужские профессии.

4

Школа. Школьные принадлежности.

Март

1

Ранняя весна. Весенние с/х работы.

2

Женский день. Женские профессии.

3

Комнатные растения.

Бытовые приборы. Инструменты.

4

Книжная страна. Неделя детской книги.

Апрель

1

Весна. Растения и животные.

2

Космос. День космонавтики. Пасха.

3

Рыбы. Морские и аквариумные.

4

Человек. Части тела.

Комнатные растения

Май

1

Поздняя весна. Насекомые.

Весна. Первоцветы.

2

Наша родина – Россия. День победы.

3

День города. Наш город – Кронштадт.

4

Цветы.

Насекомые.




  1. Способы мотивации детей с ЗПР к обучению грамоте и познавательно-речевой деятельности.

В норме в старшем дошкольном возрасте у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т.е. от игровой к учебной.

У детей с ЗПР такого перехода в этом возрасте не происходит, и длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах, даже более сложные формы игровой деятельности (игры с правилами, запретами) часто им недоступны. Поэтому коррекционно-образовательная работа строится на использовании ведущих мотивов общения детей (игровых, личностных, деловых), основными приёмами можно назвать следующие:

  • игровые приёмы;

  • создание проблемных ситуаций;

  • смена партнёров по общению;

  • принятие ребёнком на себя роли «педагога», который обучает детей правильно и чётко проговаривать определённый звук, или обучает правилам новой игры и является ведущим этой игры.

Побуждение к совместной деятельности появляется благодаря потребности узнать что-то новое, чему-то научиться, т.е. появлению особых видов мотивов – познавательных, и потребности в признании педагогом, сверстниками, эмоциональной поддержке, т.е. личностных. Например, дошкольникам доступны такие простые виды игровых упражнений, как разгадывание загадок. После разгадывания загадок, педагог стимулирует детей к творчеству, придумыванию своих вариантов загадок.

В системе коррекционной работы по развитию познавательно-речевой деятельности обучению детей грамоте, следует придерживаться следующих условий:

  1. Организация познавательной деятельности, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

  2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

  3. Следует стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

  4. Содержание заданий должно быть трудным, но посильным, ориентированным на «зону ближайшего развития».

  5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем более он интересен для него.

  6. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

  7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Для активизации познавательной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по обучению грамоте, логопед применяет следующие способы повышения интереса:

  1. Использование героев, таких как Слыш и Буковка, которые присутствуют на каждом занятии по обучению грамоте (идея взята из книги И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме»):

а) задания от лица героев Слыша и Буковки;

б) чтение детям историй о персонажах, в которой они знакомятся сначала со звуком, потом с буквой (истории представлены в той же книге, либо сочиняются учителем-логопедом по аналогии);

в) проблемная ситуация, решая которую дети самостоятельно догадываются с каким звуком и буквой мы будем играть.

  1. Включение персонажей всем известных сказок и мультфильмов, в том числе героев современных мультфильмов «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики». Разработка тематических сюжетных занятий по мотивам этих мультфильмов.

  2. Использование элементов театрализации – куклы на ладошку, которые «приходят» к детям со своей проблемой, задачей, загадкой.

  3. Использование игровой мотивации. Для каждого занятия нужно продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Для формирования навыков элементарного анализа и синтеза у детей с ЗПР

необходимы множественные повторения одних и тех же действий, конечно, здесь главным средством мотивации является игра - игра дидактическая. Для того, чтобы детям не надоело в неё играть, одна и та же игра «одевается в разные визуальные одежды».

Например:

а) для определения примерного места звука в слове используется игра «Где спрятался звук?» (в основе полоска из трёх квадратов, если звук в начале слова, кладём красный кружок/синий (зелёный) квадратик на первый квадрат, если звук в середине слова – на средний квадрат, в конце – на последний).

Как известно, дети с ЗПР, плохо ориентируются в пространстве, поэтому такие полоски для определения примерного места звука в слове, я приклеиваю на изображения животных, птиц, предметов и т.д., которые помогают им сориентироваться где начало (голова), а где конец (хвост).






Выбор изображений для конкретного занятия осуществляется в рамках системного подхода, в соответствии с лексической темой, над которой на данной неделе работают все специалисты группы. Тема «Осень» - к нам прилетают осенние листочки, «птицы» - в гости залетает дятел, транспорт – автобус заезжает поиграть и т.д.

б) для закрепления навыка деления слов на слоги используются игры «Поезд» (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным вагонам, ориентируемся на место вагона), «Отправим посылки» (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным посылкам, ориентируемся на черточки на посылкам), «Ракеты» (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным ракетам, ориентируемся на количество иллюминаторов) и т.д.






  1. Использование нетрадиционных материалов: печатание букв на манной крупе, выкладывание из фасоли и т.д.

  2. Использование различных видов обобщающих занятий: путешествия по карте, по любимым сказкам и мультфильмам, по городу, поход в цирк, приглашение в гости, занятие-сказка, популярная телевизионная игра , телевизионная передача и т.д.

  3. Смена различных видов деятельности на занятии (двигательной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения).

  4. Переключение на другой тип восприятия информации (зрительный, слуховой, тактильный).

  5. Применение современных ИКТ и ЭОР (презентаций, видеороликов, слайд-шоу, различных обучающих и развивающих игр).

  6. «Программа достижений», придающая коррекционному обучению осмысленность и целенаправленность: если ребёнок активно отвечал, не отвлекался, то получает маленькую звёздочку, за 10 маленьких звёздочек – одну большую, за 10 больших – наклейку. Наклейку можно унести домой. Если ребёнок не внимателен, сам не может сосредоточиться и мешает другим – может лишиться звёздочки. «Программа» оформляется в виде стенда в кабинете.

  7. Предвосхищающая положительная оценка умений ребёнка. (словесная оценка, улыбка, мягкий, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребёнка).

  1. Стимулирующее воздействие развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения совместной и самостоятельной деятельности детей.

Развитие навыков фонематического восприятия начинается с развития умения слышать и различать неречевые звуки. На первых занятиях по обучению грамоте дети знакомятся с различными играми на развитие слухового внимания «Угадай музыкальный инструмент», «Где звенит колокольчик?», «Какая баночка звучит?», «Что в баночке звучит?», «Угадай, чей голосок?» (с использованием детских звуковых книжек с голосами домашних и диких животных) и т.д. В дальнейшем атрибуты для этих игр размещаются в логопедическом уголке в группе в свободном доступе и дети с увлечением в них играют друг с другом. Здесь можно найти «волшебный мешочек» с буквами, куда помещаются пластмассовые буквы, изученные на занятиях (после изучения и закрепления на занятии буква помещается в «волшебный мешочек»), играя в эту игру, дети закрепляют образы букв, причём дети, которые запомнили букву, помогают тем, кто не запомнил, как бы берут на себя роль учителя.

В логопедическом уголке группы размещаются домик гласных букв и домик согласных букв, куда «поселяются» буквы после знакомства с ними. Домики не только помогают детям различать гласные и согласные буквы, но, и подсказывают какие гласные пишутся после твёрдых согласных (синяя крыша) и после мягких (зелёный фундамент); какие согласные глухие (под деревянной крышей – коричневый цвет), какие – звонкие (под железной крышей – серый цвет), согласные парные по звонкости-глухости живут в соседних квартирах, согласные только твёрдые выделены синим цветом, только мягкие – зелёным.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука
Е. Херригель, немец из Германии профессор философии. Для того чтобы был более понятен ход моих рассуждений, рекомендуется прочитать...
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка
«Технология создания тестированных заданий для самостоятельной продуктивной деятельности обучаемых»
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»...

Методическая разработка на тему icon Методическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста
Методическая разработка на тему icon Методическая разработка по выполнению курсовой работы по дисциплине «Банковское дело»
Для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» со специализацией “Финансы и кредит”
Методическая разработка на тему icon Издания 2010-2011 учебного года
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции