Скачать 334.16 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад № 662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга Методическая разработка на тему Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с ЗПР (6-7 лет). Подготовка дошкольников с ЗПР к усвоению навыков чтения и письма. Старовойтова М.Н., учитель-логопед, Смирнова Н.Э., старший воспитатель Кронштадт 2013 г. Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с ЗПР (6-7 лет). Подготовка дошкольников с ЗПР к усвоению навыков чтения и письма. Содержание:
1. Особенности развития речи и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, не достигает нужного уровня готовности к школьному обучению. Известно, что дети с ЗПР имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи. Важно отметить, что низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР. Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
В норме на шестом году жизни ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания. На седьмом году жизни ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие точной дифференцировки (например: звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), определять место заданного звука в слове, устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова... Дети с ЗПР на седьмом году жизни или не владеют навыками фонематического анализа и синтеза вообще, или усвоили самые элементарные: выделение первого гласного звука, иногда подбор слов на заданный гласный. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР. Поэтому, чтобы подготовить этих детей к успешному обучению чтению и письму, необходима систематическая коррекционная работа по развитию фонематического восприятия. Исходя из выше сказанного, на логопедических занятиях по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста в группах с ЗПР ставится цель, в ходе реализации которой решаются конкретные задачи. Цель: подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи. Для достижения этой цели проводится систематическая работа, в ходе которой решаются следующие задачи:
Знакомство с каждым звуком и буквой русского языка происходит в определённой последовательности. План работы по обучению грамоте на год представлен в таблице 1. Таблица 1
Параллельно решаются задачи по обогащению словаря детей, знаний и представлений об окружающем мире, развитию внимания, памяти, мышления, координации речи с движением, так как коррекционная работа на логопедических занятиях по обучению грамоте лишь звено в цепи системной работы всех специалистов, решающих проблемы развития детей с ЗПР. Тематическое планирование лексических тем представлено в таблице 2. Таблица 2.
В норме в старшем дошкольном возрасте у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т.е. от игровой к учебной. У детей с ЗПР такого перехода в этом возрасте не происходит, и длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах, даже более сложные формы игровой деятельности (игры с правилами, запретами) часто им недоступны. Поэтому коррекционно-образовательная работа строится на использовании ведущих мотивов общения детей (игровых, личностных, деловых), основными приёмами можно назвать следующие:
Побуждение к совместной деятельности появляется благодаря потребности узнать что-то новое, чему-то научиться, т.е. появлению особых видов мотивов – познавательных, и потребности в признании педагогом, сверстниками, эмоциональной поддержке, т.е. личностных. Например, дошкольникам доступны такие простые виды игровых упражнений, как разгадывание загадок. После разгадывания загадок, педагог стимулирует детей к творчеству, придумыванию своих вариантов загадок. В системе коррекционной работы по развитию познавательно-речевой деятельности обучению детей грамоте, следует придерживаться следующих условий:
Для активизации познавательной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по обучению грамоте, логопед применяет следующие способы повышения интереса:
а) задания от лица героев Слыша и Буковки; б) чтение детям историй о персонажах, в которой они знакомятся сначала со звуком, потом с буквой (истории представлены в той же книге, либо сочиняются учителем-логопедом по аналогии); в) проблемная ситуация, решая которую дети самостоятельно догадываются с каким звуком и буквой мы будем играть.
Для формирования навыков элементарного анализа и синтеза у детей с ЗПР необходимы множественные повторения одних и тех же действий, конечно, здесь главным средством мотивации является игра - игра дидактическая. Для того, чтобы детям не надоело в неё играть, одна и та же игра «одевается в разные визуальные одежды». Например: а) для определения примерного места звука в слове используется игра «Где спрятался звук?» (в основе полоска из трёх квадратов, если звук в начале слова, кладём красный кружок/синий (зелёный) квадратик на первый квадрат, если звук в середине слова – на средний квадрат, в конце – на последний). Как известно, дети с ЗПР, плохо ориентируются в пространстве, поэтому такие полоски для определения примерного места звука в слове, я приклеиваю на изображения животных, птиц, предметов и т.д., которые помогают им сориентироваться где начало (голова), а где конец (хвост).
Выбор изображений для конкретного занятия осуществляется в рамках системного подхода, в соответствии с лексической темой, над которой на данной неделе работают все специалисты группы. Тема «Осень» - к нам прилетают осенние листочки, «птицы» - в гости залетает дятел, транспорт – автобус заезжает поиграть и т.д. б) для закрепления навыка деления слов на слоги используются игры «Поезд» (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным вагонам, ориентируемся на место вагона), «Отправим посылки» (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным посылкам, ориентируемся на черточки на посылкам), «Ракеты» (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным ракетам, ориентируемся на количество иллюминаторов) и т.д.
Развитие навыков фонематического восприятия начинается с развития умения слышать и различать неречевые звуки. На первых занятиях по обучению грамоте дети знакомятся с различными играми на развитие слухового внимания «Угадай музыкальный инструмент», «Где звенит колокольчик?», «Какая баночка звучит?», «Что в баночке звучит?», «Угадай, чей голосок?» (с использованием детских звуковых книжек с голосами домашних и диких животных) и т.д. В дальнейшем атрибуты для этих игр размещаются в логопедическом уголке в группе в свободном доступе и дети с увлечением в них играют друг с другом. Здесь можно найти «волшебный мешочек» с буквами, куда помещаются пластмассовые буквы, изученные на занятиях (после изучения и закрепления на занятии буква помещается в «волшебный мешочек»), играя в эту игру, дети закрепляют образы букв, причём дети, которые запомнили букву, помогают тем, кто не запомнил, как бы берут на себя роль учителя. В логопедическом уголке группы размещаются домик гласных букв и домик согласных букв, куда «поселяются» буквы после знакомства с ними. Домики не только помогают детям различать гласные и согласные буквы, но, и подсказывают какие гласные пишутся после твёрдых согласных (синяя крыша) и после мягких (зелёный фундамент); какие согласные глухие (под деревянной крышей – коричневый цвет), какие – звонкие (под железной крышей – серый цвет), согласные парные по звонкости-глухости живут в соседних квартирах, согласные только твёрдые выделены синим цветом, только мягкие – зелёным.
|
Методическая разработка Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:... |
Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова... Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое» |
||
Методическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:... Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость» |
Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,... «Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009.... |
||
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука Е. Херригель, немец из Германии профессор философии. Для того чтобы был более понятен ход моих рассуждений, рекомендуется прочитать... |
Методическая разработка «Технология создания тестированных заданий для самостоятельной продуктивной деятельности обучаемых» |
||
Методическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»... |
Методическая разработка урока по русскому языку Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста |
||
Методическая разработка по выполнению курсовой работы по дисциплине «Банковское дело» Для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» со специализацией “Финансы и кредит” |
Издания 2010-2011 учебного года ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |