Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би




Скачать 0.54 Mb.
Название Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би
страница 1/4
Дата публикации 26.05.2014
Размер 0.54 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Приказ № 95 от «04» сентября 2013 г.

Директор школы __________/А.Д. Попов/
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса

разработана в соответствии с федеральным компонентом

государственного стандарта основного общего образования.


Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла

МБОУ Саранпаульская СОШ

Протокол № 1 от «30» августа 2013г.

Руководитель МО

__________/Н.А./Иванова


Программа согласована с зам. директора

по НМР

МБОУ Саранпаульская СОШ

«02» сентября 2013 г.

____________/Р.М. Капшук/


Программа составлена

учителем биологии

МБОУ Саранпаульская СОШ

Т.В. Агешиной


Саранпауль

2013
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа базового курса «биология» для 8 класса II ступени обучения составлена на основе программы курса биологии для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 9 классы. – М.: «Просвещение», 2009 год. Авторы: В.В Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова). Рабочая программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года и примерной программе (основного) общего образования по биологии (базовый уровень) опубликованной в сборнике нормативно-правовых документов для общеобразовательных учреждений («Сборник нормативно-правовых документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»).

Программа рассчитана на 70 часов; 2 часа в неделю; включая 10 практических работ, 4контрольные работы, 18 лабораторных работ.

Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки , которые определены стандартом.

Рабочая программа по биологии для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие компоненты: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обеспечения образования.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2.Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебный план МОШИООШИС(п)ОО на 2011 – 2012 учебный год

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обуче­ния, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, мной она переработана из расчета 68 часов в год.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в 8 классе предусматривается изучение биологии.

Количество часов: 68, проверочных работ 10 , лабораторных работ 18

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса

В результате изучения биологии учащийся 8 класса должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

Формы контроля ЗУН:

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум;

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа.


II. Содержание рабочей программы

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС
(2ч, всего 68ч +2 ч резервное время)

8 класс

Науки изучающие организм и Происхождение человека (5 ч)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Глава 1. Строение организма (4 ч)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.

Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.

Лабораторная работа:

в Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Глава 2. Опорно-двигательная система (8 ч)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двига­тельной системы.

Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Лабораторные работы:

  • Изучение микроскопического строения кости.

  • Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

  • Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Практические работы:

  • Выявление плоскостопия (выполняется дома).

  • Распознавание па наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.

На базовом

На повышенном

Учащиеся должны знать

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, его отделы. Типы соединения костей (шов, сустав). Химический состав костей. Виды костей. Рост костей. Строение и виды мышечной ткани. Мышцы и их функции. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление. Роль физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы. Нарушения опорно-двигательной системы (ушиб, растяжение, вывих, перелом).

Сходство скелета человека и животных. Особенности строения, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Внутреннее и микроскопическое строение костей. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц (статическая и динамическая). Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц.

Учащиеся должны уметь

Показывать отделы скелета. Узнавать типы мышечной ткани. Оказывать первую помощь при травмах. Уметь выявлять нарушение осанки, плоскостопия.

Распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани. Обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Сустав. Шов. Надкостница. Гладкая мышечная ткань. Поперечно-полосатая. Сердечная. Утомление. Сколиоз. Плоскостопие.

Гиподинамия. Лордоз. Кифоз.


Глава 3. Внутренняя среда организма (3 ч)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

Лабораторная, работа:

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Глава 4. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные работы:

  • Измерение кровяного давления.

  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

  • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Практическая работа:

• Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.

Учащиеся должны знать

Состав внутренней среды организма. Значение крови и кровообращения. Состав крови (плазма и клетки крови). Строение клеток крови. Иммунитет. СПИД. Профилактика. Группы крови. Переливание крови. Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Органы кровообращения. Строение сердца. Круги кровообращения. Виды кровотечений. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды.

Взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма. Свойства внутренней среды организма. Свойства крови. Состав плазмы. Особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями. Резус фактор. Донорство. Виды иммунитета. Роль Дженнера и Пастера в развитии представлений об иммунитете. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Особенности строения сосудов. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Лимфообращение.

Учащиеся должны уметь

Распознавать клетки крови на рисунках, таблицах. Определять пульс. Оказывать первую помощь при кровотечениях. Соблюдать правила общения с инфекционными больными. Выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему.

Сравнивать строение клеток крови человека и лягушки.. Определять кровяное давление.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Иммунитет. Артерии. Вены. Капилляры.

Виды иммунитета. Резус фактор. Донорство. Кровяное давление.


Глава 5. Дыхание (5 ч)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: торс человека; таблица «Система ор­ганов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Лабораторные работы:

• Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

• Определение частоты дыхания.
Практическая работа:

• Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.

Учащиеся должны знать

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Жизненная емкость легких. Инфекционные болезни (грипп, туберкулез). Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Приемы искусственного дыхания.

Особенности строения дыхательных путей в связи с функциями. Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Нервно-гуморальныя регуляция дыхания. Взаимосвязь органов дыхания с другими системами органов. Охрана воздушной среды.

Учащиеся должны уметь

Показывать на рисунках, таблицах органы дыхания. Владеть приемами оказания первой помощи при нарушении дыхания.

Обосновывать взаимосвязь строения с функциями. Выделять факторы, вызывающие заболевания органов дыхания.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Воздухоносные пути. Плевра. Жизненная емкость легких.

Спирометр. Астма. Легочное дыхание. Тканевое дыхание.


Глава 6. Пищеварение (6 ч)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторные работы:

• Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

в Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.

Практическая, работа:

• Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Учащиеся должны знать

Пищевые продукты. Питательные вещества. Питание, Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Зубы. Виды зубов. Пищеварительные железы. Всасывание. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Влияние алкоголя, курения на пищеварение.

Методы изучения пищеварения. Пищеварительные ферменты, их значение. Внутреннее строение зуба. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Функции пищеварительных желез. Регуляция процессов пищеварения.

Учащиеся должны уметь

Показывать на рисунках, таблицах органы пищеварения. Владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях.

Обосновывать взаимосвязь строения с функциями. Определять топографию органов пищеварения.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Пищевые продукты. Питательные вещества. Питание. Пищеварение.

Лизоцим. Аппендикс. Аппендицит. Пристеночное пищеварение. Фистула. Гастрит. Цирроз.

Глава 7. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».

Практическая работа:

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Глава 8. Выделение (1 ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Учащиеся должны знать

Общую характеристику обмена веществ и энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. Их значение. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Влияние алкоголя, никотина на обмен веществ. Витамины. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Рациональное питание. Режим питания школьников. Значение выделения. Органы мочевыделительной системы.

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена. Обмен органических веществ. Обмен воды и минеральных солей.

Роль витаминов и ферментов в обмене веществ.

Нормы питания.

Микроскопическое строение почек. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Учащиеся должны уметь

Приметь правила гигиены питания на практике.

Составлять режим питания школьника и определять суточный расход энергии.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Обмен веществ. Пластический. Энергетический. Витамины. Авитаминоз. Нормы питания. Ожирение. Цинга. Рахит.

Гипервитаминоз. Гиповитаминоз. Сахарный диабет. Гликоген. Бери-бери.


Глава 9. Покровы тела и терморегуляция (4 ч)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Уход за колеей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы, оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и. обморожениях.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки,

Учащиеся должны знать

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Тепловой и солнечный удар. Ожоги. Обморожение. Электрошок. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями. Механизм образования тепла.

Влияние алкоголя на процессы теплорегуляции.

Учащиеся должны уметь

Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях.

Устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов. Обосновывать гигиенические правила.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Эпидермис. Дерма. Подкожная клетчатка. Пигменты. Закаливание. Теплорегуляция.

Рецепторы кожи. Меланин. Альбинизм.


Глава 10. Нервная и эндокринная системы (6 ч)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции,

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

Лабораторные работы:

• Палъценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

• Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.
Практическая работа:

• Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Учащиеся должны знать

Значение нервной системы. Отделы нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их функции. Большие полушария головного мозга. Кора головного мозга. Факторы, нарушающие функции нервной системы.

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки

Особенности строения отделов нервной системы. Доли и зоны коры больших полушарий. Особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции. Отличие гуморальной регуляции функций от нервной регуляции

Учащиеся должны уметь

Показывать на таблицах, рисунках отделы нервной системы и головного мозга. Находить на рисунках, таблицах железы внутренней секреции.

Составлять схемы рефлекторных дуг условных и безусловных рефлексов. Объяснять конкретные ситуации, связанные с функциями различных отделов нервной системы. Сравнивать гормоны и витамины как биологически активные вещества

Термины и понятия, над которыми надо работать

ЦНС. Периферическая нервная система. Серое вещество. Белое вещество. Нерв. Рефлекторная дуга. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы.

Гормоны.

Чувствительный нейрон. Вставочный нейрон. Исполнительный нейрон. Части (этапы) рефлекторной дуги. Спинномозговые нервы. Передний корешок. Задний корешок. Вегетативные узлы. Симпатический отдел. Парасимпатический отдел.

Кретинизм. Базедова болезнь. Микседема


Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение сле­пого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.

Лабораторные работы:

  • Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).

  • Изучение изменения размеров зрачка.

Учащиеся должны знать

Органы чувств и их значение. Строение, функции и гигиена зрения и слуха. Предупреждение нарушений слуха и зрения.

Анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Органы равновесия, осязания, вкуса, обоняния.

Учащиеся должны уметь

Показывать на таблицах, рисунках части глаза и уха




Термины и понятия, над которыми надо работать

Анализатор. Близорукость. Дальнозоркость.





Глава 12. Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека (6 ч)

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Учащиеся должны знать

Общую характеристику ВНД. Характеристику безусловных и условных рефлексов. Понятие о речи, мышлении, памяти, сознании, как функциях мозга. Сон, его значение и гигиена сна. Гигиену физического и умственного труда. Режим дня школьника. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на нервную систему.

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД. Образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение. Сходство и различие условных и безусловных рефлексов. Абстрактное и конкретное мышление. Память, ее виды. Социальная обусловленность поведения человека. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Профилактика нервно-психических расстройств.

Учащиеся должны уметь

Составлять режим дня школьника. Применять упражнения по тренировке памяти и внимания.

Объяснять конкретные ситуации, связанные с различиями между условными и безусловными рефлексами. Вырабатывать условные рефлексы у домашних животных.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Поведение. Навыки. Внимание. Память. Речь. Мышление. Сон. Сновидение.

Психика. Торможение. Угасание. Устойчивость внимания. Кратковременная память. Долговременная память. Медленный сон. Быстрый сон. Вторая сигнальная система.


Глава 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».

Лабораторная работа:

• Измерение массы и роста своего организма,

Учащиеся должны знать

Систему органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка. Характеристика подросткового периода. Вредное влияние алкоголя и никотина и других факторов на потомство.

Основные этапы внутриутробного развития. Гигиена грудных детей. Периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические изменения). Условия правильного развития ребенка как биосоциального существа.

Учащиеся должны уметь

Выделять факторы влияющие на здоровье человека.

Составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Яичники. Яйцеклетка. Семенники. Сперматозоиды. Гамета. Половое размножение. Оплодотворение. Беременность. Матка. Плацента. Пуповина. Рост. Развитие.

Эмбриональный период. Плодный период. Постэмбриональный период. Акселерация. Физиологическая зрелость. Психологическая зрелость. Социальная зрелость.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа по литературе 11 класс
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2013-2014уч год
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа предназначена для 5-х классов (5а, 5б, 5в, 5г) Программа составлена на основе
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа по литературе 5 класс
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа по литературе, 5 класс Раздел
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Рабочая программа по литературе класс 5
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2004 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Пояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом рабочая программа по би icon Программа по «Искусство (Музыкуа)»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции