Скачать 0.54 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Саранпаульская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Приказ № 95 от «04» сентября 2013 г. Директор школы __________/А.Д. Попов/ Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Саранпауль 2013 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа базового курса «биология» для 8 класса II ступени обучения составлена на основе программы курса биологии для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 9 классы. – М.: «Просвещение», 2009 год. Авторы: В.В Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова). Рабочая программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года и примерной программе (основного) общего образования по биологии (базовый уровень) опубликованной в сборнике нормативно-правовых документов для общеобразовательных учреждений («Сборник нормативно-правовых документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»). Программа рассчитана на 70 часов; 2 часа в неделю; включая 10 практических работ, 4контрольные работы, 18 лабораторных работ. Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки , которые определены стандартом. Рабочая программа по биологии для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие компоненты: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обеспечения образования. Цели и задачи:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами); 2.Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997; 5. Учебный план МОШИООШИС(п)ОО на 2011 – 2012 учебный год Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся. Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы: В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу: Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, мной она переработана из расчета 68 часов в год. Определение места и роли учебного предмета. Согласно действующему Базисному учебному плану, в 8 классе предусматривается изучение биологии. Количество часов: 68, проверочных работ 10 , лабораторных работ 18 Формы организации учебного процесса: Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия. Технологии обучения: личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность. Виды и формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса В результате изучения биологии учащийся 8 класса должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Формы организации учебного процесса:
Формы контроля ЗУН:
II. Содержание рабочей программы СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС (2ч, всего 68ч +2 ч резервное время) 8 класс Науки изучающие организм и Происхождение человека (5 ч) Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека. Глава 1. Строение организма (4 ч) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека. Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др. Лабораторная работа: в Изучение микроскопического строения тканей организма человека. Глава 2. Опорно-двигательная система (8 ч) Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. Лабораторные работы:
Практические работы:
Глава 3. Внутренняя среда организма (3 ч) Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови». Лабораторная, работа: • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки). Глава 4. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч) Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторные работы:
Практическая работа: • Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Глава 5. Дыхание (5 ч) Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Лабораторные работы: • Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. • Определение частоты дыхания. Практическая работа: • Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Глава 6. Пищеварение (6 ч) Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба». Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. Лабораторные работы: • Изучение действия ферментов слюны на крахмал. в Изучение действия ферментов желудочного сока на белки. Практическая, работа: • Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Глава 7. Обмен веществ и энергии (4 ч) Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ. Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности». Практическая работа: Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Глава 8. Выделение (1 ч) Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика. Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения». Практическая работа: Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
Глава 9. Покровы тела и терморегуляция (4 ч) Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за колеей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы, оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и. обморожениях. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки,
Глава 10. Нервная и эндокринная системы (6 ч) Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции, Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Лабораторные работы: • Палъценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. • Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Практическая работа: • Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч) Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика. Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии. Лабораторные работы:
Глава 12. Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека (6 ч) Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Глава 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч) Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения». Лабораторная работа: • Измерение массы и роста своего организма,
|
Рабочая программа по литературе 11 класс Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2013-2014уч год В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
||
Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Рабочая программа предназначена для 5-х классов (5а, 5б, 5в, 5г) Программа составлена на основе Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
||
Рабочая программа учебного предмета «Литература» С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... |
Рабочая программа по литературе 5 класс В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
||
Рабочая программа по литературе, 5 класс Раздел В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
Рабочая программа по литературе класс 5 «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2004 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... |
||
Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Программа по «Искусство (Музыкуа)» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |