Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии)




Скачать 0.64 Mb.
Название Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии)
страница 1/7
Дата публикации 10.05.2014
Размер 0.64 Mb.
Тип Методические разработки
literature-edu.ru > Биология > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6   7
Мажарова Светлана Валентиновна, педагог – психолог.

- 1 категория

- 2 года педагогического стажа

- МБДОУ № 70 ( Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекцией детей с нарушением зрения № 70)

- МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

- Волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии)

Введение



В чудный мир сказок вошёл навсегда

и расставаться с ним не желаю.
А.С. Пушкин.

Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А, как переживали за главного героя, как вместе с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам?

С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность преодоления эгоцентризма, вставать на место другого.

С другой стороны становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для детей – «особая деятельность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания детей «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний».
Основные задачи:

  • Развитие фантазии и воображения.

  • Развитие умения выражать свои мысли.

  • Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

  • Развитие способности к преодоления эгоцентризма, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

  • Развитие эмпатии.

  • Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

  • Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.



Схема работы над сказками и их обсуждение
Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и т.д. Необходимо ответить на вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Первый этап - Ритуал "входа" в сказку. Создать настрой на совместную работу, войти в сказку: коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие.

Второй этап - Повторение. Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились: ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

Третий этап - Расширение. Расширить представления ребенка о чем-либо: ведущий рассказывает или показывает, детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

Четвертый этап - Закрепление. Приобретение нового опыта, проявления новых качеств личности ребенка: ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

Пятый этап - Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью: ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать гот опыт, что приобрели сегодня.

Шестой этап - Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся: ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Седьмой этап - Ритуал "выхода" из сказки.Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде: повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто, что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Эти рекомендации можно перенести на любую сказку, облегчая себе понимание смысла сказки.
Проблема гиперактивности
В практике есть несколько интересных случаев общения с гиперактивными детьми и детьми, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения. Как правило, любящие мамы и лапы говорят о таких детях: «юла», «непоседа», «живчик», другие родители называют их: «непослушный», «несносный», «неуправляемый».

Быть рядом с гиперактивным ребенком действительно очень не просто. Гиперактивность в среднем обнаруживают трое детей из ста, мальчики в десять раз чаще, чем девочки. Как правило, гиперактивность проявляется с 3 (иногда раньше) до 7 лет и исчезает с началом полового созревания.

Многих взрослых раздражает, что он:

  • суетлив, много двигается, вертится на месте;

  • неуклюж, роняет или ломает вещи;

  • легко отвлекается, иногда чрезмерно говорлив, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов;

  • часто импульсивен, агрессивен, конфликтен, плохо контролирует свои побуждения.

 Что делать с таким ребенком? Одни родители, чтобы ребенок стал более спокойным, охотно соглашаются с врачами и начинают медикаментозный курс лечения. Другие, напротив, считают, что лекарства нежелательны и могут принести вред, потому полностью отказываются от их применения и используют различные методы воспитания (от задабриваний до наказаний), направленные на изменение поведения.

Но отношение родителей к ребенку во многом определяет, как в дальнейшем будет развиваться ситуация. Дети не роботы, в них не заложена стандартная программа «хорошего поведения». Гиперактивному ребенку (как, впрочем, любому другому) гораздо легче преодолеть временные трудности, если он чувствует, что его любят таким, какой он есть.

Предпочтительное поведение родителей:

  • не осуждать подвижность;

  • следовать за тем, на чем хотя бы на время сосредоточен ребенок;

  • обращать внимание ребенка на то, что он делает, помогая концентрировать внимание;

  • внимательно выслушивать, создавать ситуацию «услышанного» ответа;

  • проявлять терпение;

  • демонстрировать модель неагрессивного поведения;

  • обращать внимание ребенка на тактильные и кинестетические, ощущения, чтобы он мог их почувствовать, формировать контроль над телом, делать детям массаж;

  • обратиться за консультацией к психологу, применять терапевтические сказки и истории.


Сказка «Котенок Мур-Мур»

Р. Ткач
В одной семье жил маленький котенок Мур-Мур. Имя ему было выбрано неслучайно, каждый раз, когда хозяева гладили его по пушистой спинке, он громко мурлыкал:«Мур, мур, мур». Это был славный котенок, но, как все маленькие дети, он был озорным, непослушным и неуклюжим. То запрыгнет на стол и опрокинет вазу с цветами, то наступит лапкой в свою тарелочку и разольет молоко, то разбежится и ударится головой о стену.

Хозяева очень любили котенка. А сам Мур-Мур больше всех любил маленького сына своих хозяев. Ему нравилось, что мальчик весь день мог вместе с ним бегать, прыгать и кувыркаться. Мур-Мур считал его настоящим другом и даже ложился спать с ним в одной комнате.

Но как только дом погружался в ночь, и предметы исчезали в темноте, маленький котенок просыпался. Он не мог спокойно спать ночью, он боялся, что может произойти что-то страшное. Как отважный разведчик, Мур-Мур выходил из комнаты мальчика и начинал бродить между стульями и ножками стола, загляды вать за шкаф и холодильник, обнюхивать каждый угол. Котенок честно охранял сон своих хозяев.

Под утро, когда начинало светать, усталый котенок шел в комнату к мальчику, но почему-то всегда оказывался в спальне его родителей. Он запрыгивал к ним на кровать, и они, конечно же, сразу просыпались.

Хозяевам не нравилось, что Мур-Мур приходит в их комнату и мешает спать, но они не ругали котенка, не прогоняли его в другую комнату. Просто они очень сильно огорчались и говорили друг другу: «Как было б здорово, если бы Мур-Мур до утра спал в комнате сына, а мы могли бы выспаться».

Однажды сынишка узнал, что происходит по ночам и как его родители мечтают выспаться. Тогда он взял котенка к себе в комнату и объяснил ему, что...

Психолог: Что сынишка сказал котенку?

Ребенок: Он сказал: «Не надо ходить к родителям и мешать им спать».

Психолог: Котенок все понял и радостно муркнул. С тех пор по ночам он спокойно спит в комнате мальчика.

Сказка «Будильник»

Р. Ткач
Часы бывают разные: большие, маленькие, электронные, кварцевые, механические, настенные, карманные, наручные. Бывают часы с боем, с «кукушкой» и даже музыкальные. Наша сказка про маленькие часики по имени Будильник.

В одной квартире жил Будильник. Кроме него в этой квартире жили большие настенные часы и нарядные часики с зеркальцем.

Большие настенные часы были главными. Они висели на самом видном месте и всегда показывали точное время. Это были часы хозяина квартиры.

Нарядные часики с зеркальцем принадлежали хозяйке квартиры. Прежде чем узнать, который час, хозяйка всегда вначале смотрела на себя в зеркальце, а уж потом на часики.

Будильник принадлежал сыну хозяина и хозяйки квартиры и был похож на большие папины и красивые мамины часы. Только у Будильника, в отличие от других часов, была еще одна дополнительная стрелка. Он не знал, для чего нужна эта стрелка, и часто, когда хозяева квартиры и их сынишка засыпали, передвигал ее с места на место. Иногда Будильник ставил эту стрелку на цифру «два», иногда на «три», иногда на «четыре».

Каждый раз это были разные цифры, и каждый раз Будильник просыпался среди ночи от странного звона. Иногда он просыпался в два часа ночи, иногда в три, иногда в четыре.

Вместе с Будильником просыпались большие настенные часы, нарядные часики с зеркальцем и все жители квартиры.

— Что такое? — сердились на стене папины часы.

— Почему такой звон среди ночи? — Что случилось? — пугались мамины часики.

— Чего ты звенишь, Будильник?

— Я не знаю, — отвечал Будильник. — Я тоже проснулся от этого громкого звука.

Каждую ночь Будильник звонил среди ночи, и каждую ночь на него сердились большие настенные часы, красивые часики с зеркальцем и все жители квартиры.

Будильник и сам страдал от этих ночных звонов. Он плохо спал, и от этого его стрелки начинали медленнее двигаться и показывали неверное время. Со временем Будильник все больше раздражал другие часы и хозяев квартиры. Даже сынишка хозяев больше не смотрел на Будильник и проверял время по папиным или маминым часам.

Как-то мальчик и вовсе решил, что ему больше не нужны часы, которые показывают неточное время, да еще и звонят среди ночи. Он даже собрался выбросить Будильник, как вдруг услышал.

— Оставь меня, пожалуйста, в комнате. Я плохо работаю, потому что плохо сплю по ночам, — плакал Будильник.

— Почему ты плохо спишь? — удивился мальчик.

— Я просыпаюсь из-за громкого звона внутри себя и уже не могу уснуть до утра.

«Странно», — подумал сынишка и решил помочь Будильнику. Он взял часы в руки, внимательно посмотрел на циферблат и вдруг заметил дополнительную стрелку.

— Что это за стрелка? — спросил мальчик.

— Я не знаю, — честно ответил Будильник, — я часто играю этой стрелкой, кручу ее туда-сюда.

— Кручу туда-сюда, — передразнил сынишка Будильник и неожиданно спросил:

— Во сколько ты сегодня услышал звон?

— Сегодня в «три», — отозвался Будильник.

— И стрелка показывает на «три», — ненадолго задумался мальчик и вдруг радостно вскрикнул:

— Да это же стрелка-сигнал нужного времени!

— Как это — стрелка-сигнал? — спросил Будильник.

— Все просто, — ответил умный мальчик. — Ставим стрелку на «три» — и слышим звонок ровно в три часа. Ставим на «пять» — и сигнал звучит в пять часов. Понятно?

— Да, — обрадовался Будильник, — теперь я смогу спать всю ночь, если поставлю стрелку на «семь».

— Конечно, — подтвердил мальчик догадку Будильника,- ты сможешь спокойно спать всю ночь, ты выспишься, и твои стрелки будут показывать точное время.

С тех пор Будильник и мальчик стали лучшими друзьями. Они вместе спокойно спали ночью, а утром вместе просыпались по звонку стрелки-сигнала. Отдохнувший за ночь Будильник показывал точное время, а отдохнувший мальчик был бодрым и хорошо учился в школе.


Проблема «расставания» родителей





В сегодняшнем мире развод стал обычным и никого не шокирующим событием. Но, как бы нам ни хотелось думать иначе, для ребенка развод родителей является сильнейшей психологической травмой. И свести на нет влияние развода на ребенка практически невозможно. Но можно постараться помочь ребенку пережить развод родителей, не допустить развитие разрушительного для малыша стресса.

Это очень сложная задача, но вполне решаемая для людей, совместная жизнь которых не сложилась. Самое главное – это уважение бывших супругов друг к другу и любовь к ребенку.

Чего же больше всего боятся дети, родители который решили развестись?

Дети боятся, что их больше не любят.

Ребенок испытывает этот страх, даже если вслух не говорит о нем. Что же делать? Постарайтесь почаще говорить малышу о том, как сильно вы его любите. Убеждайте его в этом не только словом, но и действием. Как бы ни было это сложно, посвящайте малышу хотя бы на немного больше времени, чем это было раньше.

Дети боятся, что если один родитель будет жить отдельно, он не сможет больше видеться с ним.

Если вы с супругом окончательно решили, что дальнейшая совместная жизнь невозможна, сообщите об этом решении своему ребенку. Такой разговор необходим. (Подготовить малыша к известию о разводе может помочь терапевтическая сказка).

Подробно объясните ребенку, каким образом и когда он сможет общаться с родителем, который будет проживать отдельно. Запишите для ребенка адрес и телефон уехавшего родителя и объясните малышу, что он в любой момент может позвонить папе, и они смогут встретиться и пообщаться.
Как бы ни было трудно, постарайтесь, чтобы ваши плохие отношения с бывшим мужем/женой (если такое имеет место быть) не отразились на вашем ребенке. Скажите своему малышу: «Мне не хочется видеться с папой. Но он так любит тебя. И ты его любишь. Я очень рада этому. Я бы очень хотела, чтобы ваши отношения оставались самыми хорошими». И это должны быть не просто слова, своим поведением дайте ребенку понять, что вы не против его хороших отношений с бывшим мужем.

Дети боятся, что именно они послужили причиной развода родителей.
Ребенку трудно понять, что родители могли расстаться по причинам, не связанным с ним (это психологическая особенность детей дошкольного возраста). Малыш думает: «Они развелись, потому что я плохо себя вел, плохо ел, не слушался».

Постарайтесь держать себя в руках. Никогда не используйте ребенка, как разменную монету в ваших непростых отношениях. Ведь споры из-за малыша – удобный способ выпустить наружу накопившуюся злобу. Такое поведение может только подкрепить уверенность малыша в том, что именно он является причиной разлада. Объясните ребенку, что он тут не причем, что он никоим разом не виноват в случившемся, он ничего не мог сделать, чтобы предотвратить развод и никак не может воссоединить родителей.
Терапевтические сказки, приведенные в разделе Сказки для детей, чьи родители разводятся, являются примерами возможных историй на бракоразводную тему. Содержание сказок должно корректироваться, исходя из многих факторов, в частности исходя из реакции ребенка на развод родителей.
Сказка «Расставание»

Анна Смирнова
В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только:

- Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже.

Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное:

- Вставай, соня, день уже начался.

- Какие странные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо.

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

- Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Филин задумался.

- Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

- Даже тебе?

- Даже мне.

- Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

- Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

- Но если ему плохо, почему он не вернется?

- Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

- Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

- Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

- Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

- Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

- Это как у лисенка? От них ушла мама.

- И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается.

- Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

- Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать, друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.

- Я понимаю, но от этого не легче.

- Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

- Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.

- Взрослым быть тоже не легко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

Принцесса двух королевств

В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая принцесса. Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец, плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью, послушанием и благодарностью.

По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В Бусинках уже давно не было короля. С тех пор как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее. Как-то жители Бусинок собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения.

Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать в Бусинки. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница — маленькая принцесса и преданные слуги.

С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым, как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств.
Сказка «Про тигренка»

Анна Смирнова
Давным-давно за дальними морями, у подножья высоких гор, в густом лесу жила семья тигров, папа, мама и маленькая тигренок по имени Лиза.

Лиза была беззаботным и счастливым тигренком, весь день она резвилась на солнышке, плескалась в ручье или играла с другими тигрятами.

Больше других игр Лиза нравилось ловить бабочек, наблюдать, как в ручье плавают рыбки, и слушать, как поют птички. Еще Лиза любила, когда мама нежно вылизывала ее шкурку перед сном и мурлыкала ей на ушко колыбельную тигриную песенку. Но больше всего она любила гулять на спине папы-тигра, самого сильного, смелого и красивого тигра в их лесу.

Жизнь была прекрасна, радостна и спокойна. Но случилась беда. В соседнем лесу, где жила старенькая бабушка Лизы, появился Великан-тигроед. Ночами тигроед бродил по лесу в поисках своей жертвы. Он выслеживал старых беспомощных тигров, молоденьких тигриц или маленьких тигрят, нападал на них, разрывал их на части и съедал. Бабушке Лизы грозила опасность, и папа-тигр отправился в соседний лес ее охранять.

Прошло много дней и ночей. Лиза уже стала забывать, как каталась на папиной спине по лесу, как играла с ним в «догонялки». Каждую ночь маленькая тигрица засыпала с мечтой, что папа совсем скоро вернется. Но папа все не возвращался, хотя давно никто не слышал про Великана-тигроеда. Наверное, папа-тигр решил навсегда остаться возле своей старенькой мамы.

Как-то во время прогулки в своем лесу Лиза и ее мама встретили молодого тигра.

 — Меня зовут Рома, — представился тигр и радостно вильнул хвостом.

— Меня зовут Лиза, а это моя мама, — ответила маленькая тигрица.

— Хочешь с нами погулять по лесу?

— С большим удовольствием, — откликнулся Рома.

С того времени, почти каждый день, Лиза с мамой и Ромой гуляли вместе. Рома играл с Лизой в «догонялки», катал ее на спине, рассказывал смешные истории. Им было хорошо втроем.

Как-то мама-тигрица пригласила Рому в гости. На следующий вечер молодой тигр, счастливый и радостный, подошел к пещере, в которой жили Лиза и ее мама. Но стоило ему войти в пещеру, как Лиза выгнулась дугой, оскалила зубы и поджала хвост. «Никто из тигров, кроме папы, никогда не войдет в нашу пещеру», — грозно зарычала Лиза. Рома грустно опустил свою голову и вышел из пещеры.

Так продолжалось изо дня в день. Днем Лиза играла с Ромой, каталась на его спине, а вечером рычала на него и не впускала в пещеру. Но однажды ночью...

Лиза и мама-тигрица уже сладко спали, когда в их пещеру вломился Великан-тигроед. Он был огромный, страшный и очень голодный. Сквозь сон Лиза услышала, что ее мама зовет на помощь. Лиза открыла глаза и увидела, что Тигроед схватил ее мамочку и собирался съесть. Маленькая тигрица смело прыгнула на Великана, но он ее сбросил, как пушинку. Лиза встряхнулась и снова устремилась в бой. Но силы были неравны.

Лиза поняла, им нужна помощь. «Что делать? Кого позвать на помощь? Папа далеко, он не услышит ее зов. А больше у них с мамой никого нет. Что делать? Кого позвать?» — думала Лиза.

И вдруг она вспомнила Рому. Он их спасет: Рома — молодой и сильный тигр. Лиза выпрыгнула из пещеры и побежала в гущу леса. Она бежала, и что есть силы кричала: «Рома, помоги нам! Рома! Рома!»

Молодой тигр был недалеко, в три прыжка он оказался рядом с Лизой, молнией ворвался в пещеру, свирепо зарычал и кинулся на тигроеда. Между Великаном и Ромой началась схватка. Это был бой не на жизнь, а на смерть. Рома защищал самых дорогих и самых любимых, он готов был умереть ради их спасения.

Лишь под утро раненый и обессиленный Великан сдался. Тигроед пообещал больше никогда не появляться в их лесу и ушел высоко в горы. Рома, Лизой и ее мама праздновали победу.

Радостная весть быстро разлетелась по лесу. «Слава Лизе! Слава Роме!» — пели в лесу птицы. Все тигры узнали про отважный поступок маленькой тигрицы Лизы, которая не испугалась и среди ночи отправилась в лес, чтобы найти Рома и спасти свою маму. Лиза была так счастлива, что сама пригласила Рома в гости. С того времени Рома часто бывал в гостях у маленькой тигрицы и ее мамы. И кто знает, может, когда-нибудь они будут жить одной дружной семьей?
Проблема - "изгоя в группе". Если ребенка дразнят.




Вспомните свое детство. Практически каждого из нас хотя бы раз в жизни дразнили. Часто это происходило в дружеской компании и в безобидной форме. Мы смеялись вместе с человеком, который нас дразнил, и совсем не обижались и не чувствовали себя униженными.

Но если случилось так, что дразнящий хочет выставить нас в неприглядном свете, смутить или опозорить? Если это длится недолго, то мы можем отмахнуться и не зацикливаться на этом. Но если поддразнивание переходит в систему, становится невозможно не обращать внимание на эту пренеприятную и обидную ситуацию.

Также и дети, которые оказались объектом постоянных насмешек, чувствуют себя очень несчастными и неуверенными. При этом, если высмеивание становится систематическим, ребенок попадает в замкнутый круг. Чем больше ребенка дразнят, тем сильнее он чувствует свою никчемность и беспомощность, и тем самым вызывает еще большую активность своего обидчика.

Как помочь ребенку, которого дразнят?

Необходимо остановить весь этот цикл. Очень важно научить ребенка правильно пользоваться «языком тела». Некоторые дети, ожидая, что их будут дразнить, забиваются в угол и тем самым подзадоривают обидчика.

Очень полезно предлагать ребенку, находящемуся в спокойной обстановке, представить, что его дразнят, но его это не никак не задевает. Нужно научить ребенка думать про себя: «Он меня дразнит только потому, что хочет меня разозлить». Или: «Он хочет рассмешить окружающих, но не может придумать ничего более умного». Можно предложить ребенку разыграть сценку, в которой он будет выступать в роли дразнящего и дразнимого, чтобы он научился не реагировать на насмешки.
Сказка «Ежик»

Анна Смирнова.
Маленький Ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки. Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.

Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе.

С Ежиком даже не пытались подружиться - ведь тогда не над кем будет посмеяться.

Каждое утро в лесу пятеро друзей - Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.

Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.

И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.

- Что это вы меня дразните?! - возмутился Медвежонок. - Я же не еж какой-нибудь! - И тут Медвежонок удивился насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика.

- Косолапый! Косолапый! - кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.

- Перестаньте! Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес.

Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел.

"Вот и не стало у меня друзей, - грустил он, - никому-то я теперь не нужен".

Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.

- Ой, как больно! Помогите! Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно когда он упал в яму

... А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути.

"Сейчас он начнет надо мной смеяться", - подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.

- Спасибо, - улыбнулся Медвежонок, - я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?

- Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, - ответил Ежик.

И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику.

- Я больше тебя не обижу, - сказал он. Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.

- Знаешь, - сказал он Ежику, - это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.

На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:

- Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!

- Как же они смешно смотрятся! - поддержал ее Енот.

- Не обижайте моего друга, - попытался остановить их Медвежонок. - Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.

- Вот уж нет! - крикнул Заяц. - С предателями мы не водимся!

- Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок, - благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого- то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка - самая пушистая, Енот - самый маленький, я - большой, Заяц - быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.

- А ну их! - крикнул Барсук. - Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.

- Они так ничего и не поняли, - вздохнул Медвежонок.

- Не расстраивайся, - успокоил его Ежик, - пройдет время и они поймут, обязательно поймут

... Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:

- Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!

- Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, - попросил Зайчик.

- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?

- У меня нет ничего!

- Вот когда будет, тогда и позовешь! - весело сказала Белочка и побежала по тропинке.

- Белочка! Постой! - закричал Зайчик. - У меня дома есть сочная морковка - бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!

- А я не ем морковь! - раздался вдалеке голос и беличий хвост скрылся за деревьями.

- Барсук! Енот! - кричал Заяц, но никто не шел на помощь.

Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась.

"Вот и все", - подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг... Вдруг что-то больно укололо ее в спину.

- 0-о-ой! - закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца.

- Что это?! Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.

- Ладно, маленькая колючка, - прошипела Лиса, потирая спину.

- Я до вас еще доберусь, - крикнула она, убегая. Медвежонок помог Зайцу выбраться.

- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? - спросил Зайчик.

- Просто давай играть вместе, - предложил Ежик.

- А вы меня возьмете? - удивился Заяц.

- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.

- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...

- Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял...

Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали. Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой - самым сильным среди них, и Зайчиком - самым быстрым и ловким.

- Вы как хотите, - сказал Барсук, - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком... Может, они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело. Енот задумался. .

- Да пусть идет, - сказала Белочка, - нам и вдвоем будет не хуже!

- Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот, - скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.

- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, - сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу. Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.

- Иди к нам, Белочка, - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике. Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной.

"А как же Ежик жил все это время?" - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.

Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.

Если проблема стоит остро, такую сказку может прочитать на уроке педагог или психолог, обсудить ее с ребятами и предложить им письменное задание, например: " Что бы я посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись". А после обсудить все это с детьми...

Главный итог подобных занятий - связь с реальным миром: "Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если…
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon 8 часов
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon Урок №1 Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский...
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon План-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon Международные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon А. К. Платонов Порядок разработки программной продукции. Обзор норма
Порядок разработки программной продукции. Обзор нормативной документации: учебно-методическое пособие / сост.: А. А. Решетников;...
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon Учебно-методическое пособие Н. Новгород
...
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon 2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие
Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,...
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon Программа Учебник Методическое пособие учителя Методическое пособие для учащихся 1 Русский язык
Сборник рабочих программ «Школа России», составитель А. А. Плешаков, Просвешение, 2011 Русский язык, Канакина В. П., Горецкий В....
Методические разработки волшебные сказки (Методическое пособие по сказкотерапии) icon Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции