Рабочая программа по биологии 9 класс




НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс
страница1/4
Дата публикации15.05.2014
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»


«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО естественно-математического цикла

Руководитель МО

Семьянинова Е.Н.

Протокол № от «___»________2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ВКШ им.А.В.Суворова

В.В.Ищук

Приказ № от «___»__________2013 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

И.Н.Ищук

«___»___________2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии
9 класс

Смынтына В.А., учитель географии и биологии,

первая квалификационная категория

Воронеж – 2013-2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и на основе Федерального варианта программы по биологии для 9 класса «Общая биология. Общие закономерности» автор В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах и рассчитана на 2 часа классных занятий.

Программа курса охватывает все основные разделы и темы, изучаемые на уроках биологии в 9 классе, и содержит теоретические вопросы и лабораторные работы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией гимназии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.
Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
Задачи: 1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщённый характер.

3. Выработать навыки чёткого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

УМК: 1. Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б., Сонин Н.И. Учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс. 6-е изд.,- М.: Дрофа, 2009.

2. Цибулевский А.Ю., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности» - М.: Дрофа, 2010.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. в познавательной сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращении энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека с окружающей средой, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства. Общности происхождения и эволюции растений и животных, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

- освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивание и размножение культурных растений.
5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Учебно-тематическое планирование.

По учебнику под редакцией Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Учебник «Биология. Общие закономерности» учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.

Всего часов - 70 часов, в неделю – 2 часа; лабораторных работ – 5, выделяются в самостоятельные уроки и оцениваются обязательно.



№ урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема раздела, урока

Лабораторная работа

Применение ИКТ

Д/З

91

92

91

92




























Эволюция живого мира на земле - 2 часа.










1













Введение. Биология – наука о жизни.




Электрон. уроки КиМ

Стр.3-5

2













Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.




Электрон. уроки КиМ

Стр.8 -12
















Развитие биологии в до дарвиновский период – 2 часа.










3













Становление систематики.




Электрон. уроки КиМ

§1

4













Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.




Электрон. уроки КиМ

§2
















Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора – 4 часа.










5













Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.




Электрон. уроки КиМ

§3

6













Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.




Электрон. уроки КиМ

§4

7













Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.




Электрон. уроки КиМ

§5

8













Формы естественного отбора.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§6
















Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора – 4 часа.










9













Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.




Электрон. уроки КиМ, презентация, DVD фильм

§7

10













Л.р №1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Л.р №1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Электрон. уроки КиМ, презентация




11













Забота о потомстве.




Электрон. уроки КиМ, презентация DVD фильм

§8

12













Физиологическая адаптация.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§9
















Микроэволюция – 3 часа










13













Вид, его критерии и структуры.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§10

14













Л.р №2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

Л.р №2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.







15













Эволюционная роль мутаций.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§11
















Биологические последствия адаптация. Макроэволюция – 2 часа










16













Главные направления эволюции.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§12

17













Общие закономерности биологической эволюции.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§13
















Возникновение жизни на земле – 2 часа










18













Современные представления о возникновении жизни.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§14

19













Начальные этапы развития жизни.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§15
















Развитие жизни на земле – 6 часов










20













Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.




Электрон. уроки КиМ, презентация DVD фильм

§16

21













Жизнь в палеозойскую эру.




Электрон. уроки КиМ, презентация DVD фильм

§17

22













Жизнь в мезозойскую эру.




Электрон. уроки КиМ, презентация DVD фильм

§18

23













Жизнь в кайнозойскую эру.




Электрон. уроки КиМ, презентация DVD фильм

§19

24













Происхождение человека.




Электрон. уроки КиМ, презентация DVD фильм

§20

25













Обобщающее изучение.

Зачет №1






















Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки – 2 часа










26













Неорганические вещества, входящие в состав клетки.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§21

27













Органические вещества, входящие в состав клетки.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§22
















Обмен веществ и преобразование энергии в клетке – 2 часа










28













Пластический обмен. Биосинтез белков.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§23

29













Энергетический обмен.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§24
















Строение и функции клеток – 7 часов










30













Прокариотическая клетка.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§25

31













Эукариотическая клетка.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§26

32













Л.р №3 Изучение растительной и животной клеток под микроскопом.

Л.р №3 Изучение растительной и животной клеток под микроскопом.







33













Эукариотическая клетка. Ядро.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§27

34













Деление клеток.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§28

35













Клеточная теория строения организмов.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§29

36













Подведение итогов.

Зачет №2






















Размножение и индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов – 2 часа










37













Бесполое размножение.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§30

38













Половое размножение, Развитие половых клеток.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§31
















Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 3 часа










39













Эмбриональный период развития.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§32

40













Постэмбриональный период развития.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§33

41













Общие закономерности развития. Биогенетический закон.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§34
















Наследственность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков – 8 часов










42













Основные понятия генетики.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§35

43













Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§36

44













Первый и второй закон Менделя. Закон частоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§37

45













Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§38

46













Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§39

47













Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§40

48













Взаимодействие генов




Электрон. уроки КиМ, презентация

§41

49













Л.р №4 Решение генетических задач и составление родословных.

Л.р №4 Решение генетических задач и составление родословных.






















Закономерности изменчивости – 3 часа










50













Наследственная изменчивость.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§42

51













Фенотипическая изменчивость.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§43

52













Л.р №5 Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Л.р №5 Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.






















Селекция растений, животных и микроорганизмов – 3 часа










53













Центры многообразия и происхождения культурных растений.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§44

54













Методы селекции растений и животных.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§45

55













Селекция микроорганизмов.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§46
















Взаимодействия организмов и среды. Основы экологии. Биосфера, и ее функции и структуры – 8 часов










56













Структура биосферы.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§47

57













Круговорот веществ в природе.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§48

58













История формирования сообществ живых организмов.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§49

59













Биогеоценозы и биоценозы.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§50

60













Абиотические факторы среды.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§51

61













Интенсивность действия факторов среды.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§52

62













Биотические факторы среды.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§53

63













Взаимоотношения между организмами.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§54
















Биосфера и человек – 3 часа + 4 часа повторение










64













Природные ресурсы и их использование.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§55

65













Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§56

66













Охрана природы и основы рационального природопользования.




Электрон. уроки КиМ, презентация

§57

67













Обобщение изученного.

Зачет №3.







68













Подведение итогов.










69 -70













Резерв.











Содержание курса

(70часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (21 час)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс. Составитель: Мусаева Басират...
В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 11 класс
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии Класс
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263). За основу рабочей программы взята...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа учителя химии и биологии муниципального казенного...
«Природа. Неживая и живая» 5 класс, авторов В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа Предмет: Биология Класс 9 Всего часов на изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа

Рабочая программа по биологии 9 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии Класс
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа По биологии

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции