Профильный уровень




Скачать 337.6 Kb.
Название Профильный уровень
страница 1/3
Дата публикации 20.10.2014
Размер 337.6 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Биология > Документы
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  1. основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза), учений (о путях и направлениях эволюции, В. И. Вернадского о биосфере), сущность законов (Харди – Вайнберга), закономерностей (основные закономерности эволюции), гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека), строение экологических объектов, эры, закономерности экосистем (структуры), биосферы; ноосферы; бионики.

  2. сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  3. современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  1. устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  2. решать задачи разной сложности по биологии;

  3. составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  4. описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  5. выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  6. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  1. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  2. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. грамотного оформления результатов биологических исследований;

  2. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде);

  3. определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  1. выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  2. определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  3. отличать научные методы, используемые в биологии;

  4. определять место биологии в системе естественных наук.

  5. доказывать, что организм - единое целое;

  6. объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  7. обосновывать единство органического мира;

  8. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  9. отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  1. определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  2. приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  3. объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  4. указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  5. отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Система учебных занятий (уроков) выстроена с учетом возрастных особенностей класса, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты). Календарно-тематические планы рассматриваются, как ориентировочные. Они предполагают творческое их использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, последовательности их рассмотрения, замены или привлечения дополнительного материала не выходят за рамки требований Государственного стандарта образования.

Календарно – тематическое планирование

по общей биологии




п/п

Главы

разделы

Темы уроков, лабораторных работ, практических работ

Домашнее

задание

Дата

Пр

1

Раздел 1.Учения об

эволюции

органического

мира.

Глава 1 Закономерности

развития

живой природы.

Эволюционное учение.

1. История представлений об эволюции Живой природы. Работы К. Линнея.

§1.1.1

§1.1.2







2

2. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

§1.1.3







3

3. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

§1.2

08.09




4

4. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

§1.3







5

5. Изучение результатов искусственного отбора.

§1.3.1







6

6. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

§1.3.2

15. 09




7

7. Л/р № 1. «Изучение изменчивости»

§







8

8. Борьба за существование и естественный отбор.

§







9

9. Вид – эволюционная единица, его критерии и структура. Л/р № 2 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». П/Р № 1 Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

§1.4.1

22. 09




10

10. Эволюционная роль мутаций.

§1.4.2







11

11. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.

§







12

12. Генетические процессы в популяциях.

§1.4.4

29. 09




13

13. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и дизруптивный. П/р № 2. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

§1.4.5







14

14. Формы естественного отбора. Половой отбор. П/р № 3 Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

§1.4.5







15

15. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

§1.4.6

06.10




16

16. Забота о потомстве. Относительный

характер приспособленности.

§1.4.6







17

17.Л/р № 3. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

§







18

18. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен). П/р № 4. Сравнение процессов экологического и географического видообразования

§1.4.7

13.10




19

19. Обобщение. Микроэволюция.

§1.4







20

Глава 2.

Макроэволюция.

Биологические

последствия

приобретения

приспособлений.


20. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. П/Р № 5 Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции

§2.0







21

21. Главные направления эволюционного процесса. Арогенез

П/Р № 6 Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции

§2.1

2.1.1

20.10




22

22. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определённым условиям существования.

Л/р № 4,5 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных.

§2.1.2







23

23. Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов.

§2.1.3







24




24. Основные закономерности биологической эволюции.

§2.2

27.10




25




25. Правила эволюции.

§2.2.2







26

26. Результаты эволюции.

зап. в тетр.







27

27. Эволюция. Закрепление знаний.

§2.2.2

10.11




28

28. Обобщение. Эволюционное учение.

гл.2







29

Глава 3.

Развитие

жизни на Земле.

1. Геохронологическая история Земли.

П/Р № 7 Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

§3.0







30

2. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

§3.1

§3.2

17.11




31

3. Развитие жизни в палеозойской эре.

§3.2







32

4. Развитие жизни в палеозойской эре.

§3.2







33

5. Развитие жизни в мезозойской эре.

§3.3

24.11




34

6. Развитие жизни в мезозойской эре.

§3.3







35

7. Развитие жизни в кайнозойской эре.

§3.4







36

8. Обобщение. Развитие жизни на Земле.

гл.3

01.12




37

Глава 4.

Происхождение

человека.



9. Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира. П /р № 8 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

§4.0

§4.1







38

10. Эволюция приматов.

§4.2







39

11. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

§4.3

08.12




40

12. Древние люди.

§4.3







41

13. Первые современные люди.

§4.3







42

14. Современный этап эволюции человека. Человеческие расы.

П/р № 9 Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас

§4.4

15. 12




43

15. Обобщение. Происхождение человека.

§гл.4







44

16. Развитие органического мира. Обобщение.

§гл.4







45

17. Контрольная работа. Эволюционное учение. Развитие органического мира.

гл.2,3,4

22.12




46

Раздел2.

Глава 5.

Биосфера, её структура

и функции.

1. Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы.

§5.1

§5.1.1

26.12




47

2. Живое вещество биосферы.

§5.1.2

12,01




48

3. Круговорот веществ в природе.

§5.2







49

4. Круговорот веществ в природе. П/р № 10. Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота

§5.2







50

5. Обобщение. Понятие о биосфере.

П/Р№ 11 Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере

гл.5

19. 01




51

Глава 6.

Жизнь в сообществах.

Основы экологии.

6. Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов.

§6.6.1







52

7. Биогеография. Основные биомы суши.

§6.2







53

8. Неарктическая область. Палеарктическая область.

§6.2.1

§6.2.2

26.01




54

9. Восточная область. Неотропическая область

§6.2.3

§6.2.4







55

10. Эфиопская область. Австралийская область.

§6.2.5

§6.2.6







55

11. Обобщение. Жизнь в сообществах.

§6.1 §6.2

02.02




56

12. Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов П/Р № 12 Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

§6.3

§6.3.1







57

13. Абиотические факторы среды. Температура.

§6.3.2







58

14. Абиотические факторы среды.

Влажность, ионизирующее излучение.

§6.3.2

09.02




59

15. Интенсивность действия факторов среды.

§6.3.2







60

16. Взаимодействие факторов среды.

Ограничивающий фактор. Л/Р № 6 Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.

§6.3.3







61

17. Биотические факторы среды. Л/ р № 7 Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем

§6.3.4

16.02




62

18. Цепи и сети питания. П/р № 13 Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

§6.3.4







63




19. Смена биоценозов.

§6.3.5







64

20. Обобщение. Взаимоотношения организма и среды.

гл.6

23.02




65




21. Взаимоотношения между организмами.

Симбиоз.

§6.4

§6.4.1







66




22. Кооперация.

§6.4.1







67

23. Мутуализм.

§6.4.1

02.03




68

24. Комменсализм.

§6.4.1







69

25. Антибиотические отношения. Хищничество.

§6.4.2







70

26.Паразитизм.

§6.4.2

09.03




71

27.Паразитические отношения у растений.

§6.4.2







72

28.Конкуренция

§6.4.2







73

29. Нейтрализм

§6.4.3

16.03




74

30.Обобщение. Взаимоотношения между организмами.

§6.4.







75

Глава 7. Биосфера

и человек. Ноосфера.


1.Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества.

§7.1







76

2.Природные ресурсы и их использование

§7.2.1-2.2

23.03




77

3.Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха.

§7.3

§7.3.1







78

4.Загрязнение пресных вод и Мирового океана.

П/Р 14 Решение экологических задач.

§7.3.2

§7.3.3







79

5.Антропогенные изменения почвы.

Л/Р № 8 Описание агросистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

§7.3.4

06.04




80

6.Влияние человека на растительный и животный мир. Л/ р № 9 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

§7.3.5







81

7.Радиоактивное загрязнение биосферы.

§7.3.6







82

8.Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Л/р № 10 «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)».

§7.4

13.04




83

9.Обобщение. Взаимодействие человека на природу. Л/ р № 11 « Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

гл.7







84

Глава 8.

Бионика

10.Бионика

§8







85

11.Использование человеком принципов организации растений и животных.

§8


20.04




86

12.Формы живого в природе и их промышленные аналоги

§8







87

13.Обобщение. Ноосфера.

§8







88

14.Контрольная работа. Взаимоотношения организма и среды. Ноосфера.

§8

27.04




89

Повторение

1.Уровни организации живой материи.

§







90

2.Клетка-структурно-функциональная единица живого. Химическая организация клетки.

§







91

3.Метаболизм – основа существования живых организмов.

§

04.05




92

4.Автотрофный тип обмена веществ.

§







93

5.Строение и функции клеток.

§







94

6.Размножение организмов.

§

11.05




95

7.Индивидуальное развитие организмов.

§







96

8. Основы генетики. Закономерности наследования признаков.

§







97

9.Закономерности изменчивости.

§

18.05




98

10.Основы селекции.

§







99

11.Учение об эволюции органического мира.

§







100

12.Взаимоотношения организма и среды.

§

25.05




101-

105




13-17. Резерв

§







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(105 часов, 3 часа в неделю)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профильный уровень icon Учебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень)
Делю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Профильный уровень icon Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 класс. Профильный...
Программы курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). (Химия. Естествознание. Содержание...
Профильный уровень icon 10-11 классы, профильный уровень (210 ч)
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)...
Профильный уровень icon Профильный уровень
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Профильный уровень icon Профильный уровень
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Профильный уровень icon Профильный уровень
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы
В. Я. Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень)....
Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы
Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). М.: Просвещение, 2010»...
Профильный уровень icon Программа по русскому языку для 10-11 классов. Базовый и профильный...
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
Профильный уровень icon Рабочая программа по математике для 10 11 классов (профильный уровень)
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Сборник нормативных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции