Система работы по подготовке к ент (биология)




Скачать 95.58 Kb.
Название Система работы по подготовке к ент (биология)
Дата публикации 15.05.2014
Размер 95.58 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Биология > Документы
Система работы по подготовке к ЕНТ (биология)
Цель ЕНТ – выявить уровень подготовки выпускников по биологии и химии средней школы и основной школы по предмету для итоговой аттестации за курс, а также для отбора с целью поступления в ВУЗ и колледж или 10 классы.

Содержание экзаменационной работы по биологии определяется на основе:

- стандарта образования по биологии;

- программы среднего образования.

В тестовом материале включены задания, проверяющие усвоение знаний и умений учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, новой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать объекты, процессы, явления, называть основные положения теорий, законов, закономерностей, определять биологические и химические термины, понятия и пользоваться ими.

Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех блоков предмета.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: определять, сравнивать, показывать причинно – следственные связи. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, обобщение, анализ, формулирование выводов, прогнозирование.

Задания этого блока проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения, творческого мышления.
На что обратить внимание:

- доскональное изучение стандарта образования учителем;

- усиление прикладной направленности предметов;

- проработка содержания курсов учителем и классификации системы знаний из класса в класс.

Первым надо готовить психологическую сторону, эта работа может быть проведена с родителями и учащимися. Следующая это процессуальная подготовка и последнее это предметная подготовка.

Предметная подготовка должна начинаться по биологии с 6 класса, как только начинаются предметы. Для более качественной подготовки учащихся необходимо проведение занятий – кружков по предмету, факультативных и элективных курсов и организация довузовской подготовки. Это нужно для того, чтобы у детей расширять кругозор, обогащать словарным запасом, формировать умения наблюдать и формулировать свои мысли.

В основу обучения и подготовки к ЕНТ рекомендуется включить:

- реализацию деятельностного подхода (знания – практика – проверяющий компонент);

- системная организация консультаций (знания – проверка – применение в новой ситуации);

- применение различных форм репетиторства (настенный, письменный, устный, модельный и др.).

Особо необходимо обратить внимание на предэкзаменационную подготовку учащихся. Основные задачи этого этапа:

актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕНТ элементам содержания;

помочь школьникам обобщить и систематизировать полученные знания для облегчения их использования при выполнении контрольных заданий;

разобрать типичные тестовые задания, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, познакомить учащихся со всеми видами заданий в тестовой форме, а также с критериями оценивания;

создавать специальный банк заданий для тренировки учащихся, отработки умений выполнять задания в различных тестовых формах.

Предложенный алгоритм действий позволит учителю интегрировать темы внутри курса, изменить последовательность изучения материала, следуя логике подготовки к экзамену в форме ЕНТ.

Содержательный материал рекомендуется разделить на блоки:

- «биология – наука о живой природе», где рассматривается материал по биологии как науке и отделах достижения науки, методах исследования, роли ученых в развитии науки биологии;

- «клетка – как живая биологическая система», задания о строении, структуре, функции, химические процессы в клетке, их закономерности;

- «Ткани – органы – системы органов - организм», уровни организации жизни, закономерности наследственности, изменчивости и приспособленности;

- «Многообразие организмов» - строение, жизнедеятельность, классификация растений, животных, грибов, бактерии и вирусов, умение сравнивать, классифицировать организмы разных систематических токсонов;

- «Человек и его здоровье», «Надорганизменные системы», «Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности», выявляют уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере.
Итоговое тестовое задание по проверке результатов усвоения темы: «Класс рыбы».

1. Имеют двухкамерное сердце

А. Пресмыкающиеся В. Млекопитающие С. Земноводные Д. Птицы

Е. Рыбы

2. Обеспечивает всплытие и погружение большинства костных рыб

А. Печень В. Сердце С. Пищевод Д. Желудок Е. Плавательный пузырь

3. Боковая линия – орган чувств развит у:

А. Рыб В. Птиц С. Земноводных Д. Млекопитающих

Е. Пресмыкающихся

4. Тело рыбы состоит из:

А. Головы, туловища, хвоста В. Головы, груди, хвоста С. Конечности, хвоста

Д. Груди, хвоста Е. Туловища

5. Парные плавники –

А. Грудной и брюшной В. Спинной и грудной С. Хвостовой и грудной

Д. Спинной и брюшной Е. Брюшной

6. Кругов кровообращения у рыб:

А. 1 В. 2 С. 3 Д. Нет Е. Несколько

7. Через сердце рыб проходит кровь

А. Венозная В. Смешанная С. Артериальная Д. Обогащенная только О2 и питательными веществами Е. Богатая О2, без питательных веществ

8. Жаберные дуги являются:

А. Опорой В. Фильтром С. Поглотителем О2 и выделителем СО2

Д. Увеличителем площади поверхности Е. Органом газообмена

9. Плавательный пузырь образовался от … системы:

А. пищеварительной В. Кровеносной С. Дыхательной

Д. Выделительной Е. Нервной

10. Развитие идет по схеме:

А. Яйцо – бластула – гаструла – личинка – малек – рыба В. Яйцо – личинка – малек – рыба С. Яйцо – бластула – личинка – рыба Д. Яйцо – гаструла – бластула – рыба Е. яйцо – личинка – рыба
Оценивание

90 – 100% «5» 27 – 30 баллов

80 – 89 % «4» 24 -26 баллов

70 – 79 % «3» 21 – 23 баллов

ниже 70 % «2» ниже 21 балла
Примечание: для подготовки по этой теме рекомендуется использовать литературу:

Шакенова Т. Ж. и др. справочник. Биология 5 – 11 класс. Алматы.: Арман – ПВ, 2006 (стр 83 – 84)

В подготовке ПГК, ЕНТ большое значение имеет уголок.

Предлагается примерная форма оформления уголка ВОУД и ЕНТ
1. Инструкции по ВОУД, ЕНТ (нормативная база).

2. Подготовка к экзамену:

- условия;

- технология работы (чередование видов деятельности);

- технология умственной деятельности;

- развитие памяти

- развитие умений

- целеполагание и т.д.

3. Репетитор:

- объяснение трудных вопросов;

- разъяснения пути решения задач;

- вопросы – ответы.

4. План подготовки (работы) на месяц:

- консультации;

- сдача работ;

- тестирование

5. Промежуточный контроль (ПК), итоговый (экзамен):

- сколько их должно быть;

- итоги каждой формы контроля;

- отражение итогов на графике, таблице и т. д.

6. Предложения, советы, литература и т.д.

Еще одним документом является папка учителя, в которой должны быть следующие разделы:

- инструкции (нормативная база);

- план работы учителя:

пояснительная (цели, задачи, положения);

Учебная работа (консультации, уроки и т.д.);

Контроль (ПК, экзамен);

- журнал.

- набор листов по предмету.

Предложенный алгоритм работы может изменяться. Эти сведения позволят учителю химии, биологии выработать стратегию подготовки и сдачи ВОУД, ЕНТ в соответствии с целями, которые ставятся перед учителем.
Организация эффективной работы по подготовке к ЕНТ.
Начиная с 2004 года, в школах проводится единый национальное тестирование (ЕНТ), по 3 обязательным и 1 по выбору предметам, в том числе и по биологии. Его назначение - дифференцировать выпускников общеобразовательной средней (полной) школы по уровню географической подготовки с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. То есть в рамках этого экзамена итоговая аттестация выпускников общеобразовательной школы совмещается со вступительными экзаменами в вузы.

С введением ЕНТ учителя стали ежегодно получать объективные данные о реальном уровне знаний и умений выпускников средней школы по биологии, информацию о сильных и слабых сторонах биологической подготовки. Такая информация является необходимым условием реализации обратной связи в процессе обучения биологии, и поэтому учет результатов ЕНТ становится важным фактором совершенствования образовательного процесса.

В рамках тестирования проверяется содержание всех основных разделов школьных курсов биологии 6-11 классов, отраженных в обязательных минимумах содержания основного и среднего (полного) образования по биологии.

- Источники биологической информации.

- Ботаника.

- Зоология.

- Анатомия.

- Общая биология.

В каждый вариант экзаменационной работы включаются задания, проверяющие содержание всех этих разделов. При этом примерно половина заданий проверяет не просто способность воспроизвести знания, изложенные в учебнике, но и умение применить их для сравнения и объяснения биологических объектов и явлений.

Для того, чтобы объективно и всесторонне проверить уровень овладения большим объемом разнообразных знаний и умений по предмету, в экзаменационную работу включается значительное количество заданий, проверяющих усвоение знаний и сформированность умений на базовом, повышенном и высоком уровне.

Экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору. Развитие быстрыми темпами экономики нашего государства приводит к появлению новых специальностей, требующих владением больших объемов знаний. И самое интересное, что многие из этих профессий требуют знания по биологии. Поэтому с каждым годом число сдающих биологию в ЕНТ увеличивается.

Анализируя данные ЕНТ за прошлые годы видно, что говорить о сформированности всех навыков, умений можно лишь применительно к учащимся, получившим на экзамене хороши и отличные оценки, доля которых немного больше 40%.

В то же время необходимо констатировать, что требованиям образовательных стандартов по ряду аспектов не соответствует уровень подготовки даже наиболее сильных выпускников. Преодоление порога проходного балла не всегда под силу даже хорошо подготовленному ученику. Конечно, на балл оказывает свое влияние и обстановка, эмоциональное состояние, характер ребенка.

Учитывая, важность ЕНТ и анализируя данные сдачи ЕНТ, каждый учитель разрабатывает свою методику по повышению качества знаний при сдаче экзамена.
Методика подготовки к ЕНТ включает в себя следующие этапы:

I. Отбор учебной литературы для учителя и учащихся при подготовке к централизованному тестированию – необходимый первоначальный этап совместной работы.

II. Составление индивидуальной программы подготовки к тестированию. Программа позволяет целесообразно распределить время занятий между теорией и практикой при подготовке к ЕНТ как форме государственного экзамена по предметам.

III. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала. Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению качества обучения учащихся, обеспечивает широту видения.

IV. Составление свободных таблиц учащимися (по крупным темам) приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике (при решении тестов).

V. Корректировка собственных ошибок учащимися – важнейший момент в овладении знаниями. Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию зоркости.

VI. Различные виды контроля как средство повышения интереса к выполняемой работе, организации учащихся, приучение к самоконтролю.

VII. Создание самостоятельно учащимися отдельных тестовых заданий, полных тестов – активная форма работы. Такие задания нацеливают на отбор материала, на его группировку по разделам, видам тем, на структурирование теста, на формирование практических навыков. Поэтому представляется целесообразным при повторении базовых элементов курсов при подготовке учащихся к ЕНТ основной упор делать не на проверку уровня сформированности, т.е. не проверять знания о системе предмета, а проверять умение ими (знаниями) пользоваться в практической работе при выборе варианта написания его обоснования.

VIII. Накопление банка вопросов за прошлые годы и их дальнейшее использование при подготовке к ЕНТ.
Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя. Для этого, прежде всего, необходим план работы, в котором особое место отводится ведению информационной карты, включающие в себя следующие данные: качественную характеристику, качественные показатели учебной деятельности учащихся, показатели эмоционального состояния выпускников.

Без выявления потенциальных возможностей учащихся и на основе этого разработки программы педагогической коррекции не может быть в полной мере адресно оказана помощь тому или иному ученику.

С этой целью каждый ученик ведет тетрадь индивидуальной коррекции, в которой фиксируются все ошибки, допущенные при тестировании, дается их объяснение на основе определенных источников, позволяющие осознанно усвоить ту или иную тему или раздел.

Прежде чем проверять знания учащихся, надо их комплексно дать. Вот поэтому особый акцент делается на блочном и тематическом повторении материала. Нужно помнить о разнообразии форм работы на уроке, что способствует развитию интереса к предмету.

На этапе планирования результатов образовательно-воспитательного процесса целесообразно использовать опубликованные материалы единого национального тестирования в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения по отбельным темам. Они могут являться ориентиром при планировании глубины изучения того или иного материала, могут помочь выделить элементы содержания, которым следует уделить большее внимание в учебном процессе. Это поможет более рационально использовать учебное время.

Объективной реальностью является, то, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме единого национального тестирования, каждый учитель, естественно, стремится к тому, чтобы его выпускник продемонстрировал как можно более высокий уровень подготовки. К ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводится к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей школьной биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система работы по подготовке к ент (биология) icon План мероприятий по подготовке к ент на 2011-2012 учебный год
Обсуждения с учителями математики «ент – 2009 года: анализ, проблемы, пути решения проблем»
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Электронные учебные издания (цифровая библиотека: cd)
Биология. 6-11 классы. Д №1 Биология. 6-11 классы. Д №2 Биология. 7 класс. Зоология беспозвоночных Биология. 7 класс: Животные
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Литература 23. 04 География 24. 04 Биология 29. 04 История 30. 04...
Использование учащимися 9-ых,11-го классов школьного фонда библиотеки при подготовке к экзаменам
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Программа Государственного экзамена по подготовке магистра по направлению...
Влияние объемного заряда на движение заряженных частиц. Самосогласованная система уравнений электронного пучка
Система работы по подготовке к ент (биология) icon О ходе подготовки учащихся 11 класса к ент-2013 по гу «сш №4 им....
Ент-2013, составлена школьная программа. Определены цели, задачи, содержание деятельности педагогического коллектива школы. Главная...
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Биология
Математика примерное планирование учебного материала и контрольной работы по математике в5-9 кл
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Выполнение курсовой работы студентами, обучающимися по заочной форме обучения, является одним из завершающих этапов в подготовке...
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Закон дивергенции Чарльза Дарвина как одна из основ географо-морфологического метода систематики
Морфология и география экотипов Kochia prostrata (L.) Schrad. Средней Азии, Казахстана и Монголии // Сельскохозяйственная биология....
Система работы по подготовке к ент (биология) icon Методические материалы по подготовке и проведению единого государственного экзамена Москва
Региональная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена
Система работы по подготовке к ент (биология) icon 6. План-график работы мо на 2013-2014 учебный год. Работа методического...
Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами мо задач; наметить план работы мо на новый учебный год
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции