Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников




Скачать 72.71 Kb.
Название Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников
Дата публикации 06.10.2014
Размер 72.71 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Биология > Документы
ВОКАЛОТЕРАПИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Рахматуллина Л.Х.

МБОУ «Федоровская СОШ№1», ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район

R.Leisan@yandex.ru
Введение внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) позволяет решить целый ряд очень важных задач, а именно: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также обеспечить благоприятную адаптацию учащегося в школе.

Проблема адаптации учащихся к учебной деятельности особенно остро стоит на начальном этапе школьного обучения, так как включает первоклассников в новую структуру социальных отношений. Период поступления в школу и первые месяца обучения предъявляют ребенку новые требования. Вхождение в учебный процесс, освоение навыков поведения в школе, смена режима жизнедеятельности сказывается почти на всех первоклассниках. Для многих детей это является стрессовой ситуацией. В результате неблагоприятного течения адаптации ребенка к школе наблюдается нарушение внимания, проблемы в поведении и освоении знаний, повышенный уровень тревожности.

Одним из возможных путей решения проблемы школьной адаптации может являться активное использование в работе с детьми вокалотерапии. Идеи об адаптационных возможностях вокалотерапии встречаются в работах С.В. Шушарджана, В.П. Морозова и ряда других авторов. По мнению этих авторов, вокальное искусство глубоко эмоционально воздействует на состояние поющего человека. При пении происходит “сбрасывание” негативных эмоций, возникает эмоциональное умиротворение. Особенно положительное эмоциональное состояние вызывает пение в коллективных и групповых формах. Помимо этого у детей появляется чувство доверия друг к другу, что способствует налаживанию контактов между поющими, снимает отрицательное отношение друг к другу [4; 8].

Вокалотерапия как вокальный и здоровьесберегающий метод используется в разработке вокальных систем различных авторов. А.И. Попов пропагандирует вокалотерапию, основанную на коррекции процесса произношения слов и пения, считая, что правильно работающий фонационный аппарат благотворно влияет на общее состояние организма. В.Б. Полякова разработала систему положительного воздействия голосовых модуляций, получившую название «Физвокал». В процессе работы по этой системе отмечены достоверные сдвиги в показателях функционального и психоэмоционального состояний. В свою очередь, В.П. Морозов под вокалотерапией понимает психологическое воздействие резонансного пения, как на самого исполняющего, так и на слушателя. Психотерапевт И.Е. Вальперт доказал, что вокалотерапия, например, исполнения народных песен, оказывает мягкое терапевтическое воздействие на психику человека и на весь организм в целом. Как указывает ряд исследователей (В.П. Морозов, Д.Е.Огороднов и др.), звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации [4;5]. По мнению С.В. Шушарджана «вокалотерапия является физиологичным методом активизации защитно-приспособительных реакций. Ее выгодно отличает от существующих методов доступность, так как пение пользуется широчайшей популярностью во всех странах и у всех народов…»[8]. Таким образом, вокалотерапия является методом, способствующим решению проблем адаптивной саморегуляции человека в современных условиях.

Истоки вокалотерапии можно найти и в методике Дмитрия Ерофеевича Огородного, по мнению которого все без исключения дети могут красиво и правильно петь, у всех есть музыкальные данные, надо только помочь развить их. Более того, научиться петь могут люди любого возраста и любых способностей, даже те, кого природа, казалось бы, обошла вниманием. Принципы работы с голосом, разработанные Д.Е. Огородновым, имеют прежде всего оздоровительный эффект и параллельно решают сложнейшую задачу коррекции природных данных человека. Каждый звук, обладая собственной вибрацией, находит в нашем организме накопление энергии, которое имеет аналогичные вибрационные качества и, подавляя его, выравнивает тем самым энергетический баланс организма [5].

В пении должен участвовать весь организм, в том числе, и кисти рук, поскольку руки непосредственно участвуют в постановке голоса. Все музыкальные способности развиваются благодаря активной работе рук. Между состоянием рук человека и свойствами его личности существует самая тесная связь. Чтобы добиться художественного результата, научить свой голос быть гибким и послушным, надо «приручить» его, научиться общаться с ним при их помощи, работая с голосом через пластику жеста. Такое пение с помощью мышц горла, и всего тела обладает эмоционально-художественным и лечебным действием.

В искусстве пения наилучшим образом проявляется способность выражать свои чувства и эмоции. Пение - отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе сольного и хорового пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья. Применяемые на занятиях вокальные, дыхательные, артикуляционные, ритмические упражнения и игры, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, элементы самомассажа помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, а также угловатость, замкнутость, подавленность и напряжение первоклассников в связи с адаптацией к новой школьной среде [2]. Разучивание и чередование разнохарактерных песен, требующих решения различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий, игра на музыкальных инструментах, музыкальное творчество воспитывают художественно-музыкальный вкус, способствует умственному и физическому развитию ребенка, поскольку раскрывает перед ним целый мир представлений, эмоций и чувств.

Положительное влияние музыки на психологическое и физиологическое здоровье достигается наличием подготовительного этапа восприятия (эмоциональный настрой, актуализация музыкального опыта детей) и исполнения (распевки, составление исполнительского плана) музыки.

На занятиях в игровой форме учащиеся знакомятся с основами актёрского мастерства, постановкой речи, развивают пластику (выразительное движение, жест, мимика). Всё это включает ребёнка в активный процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизировать эмоции, совершенствовать внимание, память, интеллект.

Музыкально-дидактические и пальчиковые игры, физкультминутки, используемые на занятиях, также следует рассматривать как средство укрепления организма младших школьников, а музыкально-творческие задания способствуют самопознанию, самопониманию, творческому самовыражению, улучшению эмоционального состояния.

В целом музыкальные занятия проходят динамично, в занимательной игровой форме, предполагающей сочетание разных видов музыкальной деятельности. Такая организация внеурочной деятельности повышает психофизиологические ресурсы детей, их стрессоустойчивость и направлена на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников, что сделает учебную деятельность учащихся более радостной и желанной.

Проблема адаптации первоклассников к школьному обучению является актуальной для современной педагогической теории и практики, так как часто адаптация сопровождается негативным эмоциональным состоянием, негативным отношением к контактам со сверстниками и отсутствием доверительных отношений с учителем. Вокалотерапия является тем способом и средством, с помощью которого можно воздействовать на эмоционально-психическое состояние ребенка, так как при помощи пения можно устранить такие адаптационные проблемы детей, как коммуникативные затруднения и негативные эмоциональные состояния. Коллективные формы вокалотерапии способствуют вовлечению детей в общий творческий процесс, который основан на положительном взаимодействии всех участников. При коллективном пении поющий имеет определенную поддержку другого человека, что способствует налаживанию устойчивых контактов между поющими, снимает отрицательное отношение друг к другу.

Основой для решения адаптационных проблем, возникающих у первоклассников в первое время обучения в школе, могут стать музыкальные и хоровые занятия, в процессе которых можно активно использовать возможности вокалотерапии, вводя ее при помощи различных упражнений для формирования вокальных навыков в игровой занимательной форме.

Из всего выше изложенного мы можем сделать заключение о том, что такие адаптационные проблемы детей, как коммуникативные затруднения, а также негативные психоэмоциональные состояния, можно уменьшить и даже устранить при помощи вокалотерапии, так как пение является одним из наиболее доступных видов деятельности на уроках музыки. Вокально-певческий жанр, как один из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности, помогает в овладении практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности, воспитании потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Список литературы


  1. Арт-терапия в учебном процессе. Ч. 2. Музыкотерапия, звукотерапия: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств / С. Е. Ветохина; Восточно-Сибирская гос. акад. культуры и искусств Улан-Удэ: ВСГАКИ , 2011 - 46 с.

  2. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С. Дубровская Москва: РИПОЛ классик , 2009 - 64 с.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с

  4. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов; М.: Института психологии РАН, М.: 2002. – 494с.

  5. Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д. Е. Огороднов - Изд. 3-е. — М: 1994 — 164 с.

  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М., «Владос». 2000. – 176 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: URL http://www.rg.ru/ (Дата обращения 02.02.2014)

  8. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С.В. Шушарджан; М.: Антидор, 1998-363с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка...
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по фгос ельцовка 2012
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения метапредметных,...
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности считаю внедрение индивидуального образовательного маршрута как неотъемлемой...
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Программа внеурочной деятельности программа внеурочной деятельности...

Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Рабочая програма внеурочной деятельности по социальному направлению «мой мир»
Решение педагогического совета моу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» VIII вида, от 31. 08. 2010 №1 о разработке программы...
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика первые шаги» для учащихся 1-4 классов 30
Рабочая программа составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.:...
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!»
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным...
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Рабочая программа по внеурочной деятельности почемучки
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочая программа...
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Методические рекомендации. Задачи эксперимента
Пиктограммы как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках истории
Вокалотерапия на занятиях внеурочной деятельности как средство адаптации первоклассников icon Быстрота в боксе издательство «физкультура и спорт» Москва 1968 1 as. 3 К. 49 6-9-2
Бокс — сложный и мужественный вид спорта приоб­ретает все большее признание не только как эффектив­ное средство в деле разностороннего...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции