Скачать 69.18 Kb.
|
Тема. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах и в жизни человека. Цель:
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Ракообразные» Тип урока: комбинированный Ход урока
- Объединение детей в 4 группы (при входе в кабинет, вытаскивание цвета), выбор руководителя, знакомство с картами оценивания. Лист самооценки Фамилия: Класс:
- О каком животном шла речь в данных пословицах? 2. Сравнение рисунков. Следующее животное тоже относится к ракообразным. Посмотрите – это циклоп. Где вы ещё встречались с этим названием. (Мифическое животное) Посмотрите на него, сегодня мы попытаемся выяснить, что же между ними общего.
Итак, тема урока: Разнообразие ракообразных их роль в природе и в жизни человека. Задачи урока:
Поставить «+», если утверждение правильное, «-» - если неправильное.
- Взаимопроверка (ответы на презентации), выставление баллов в лист оценивания.
Ракообразные населяют все существующие на земле водоёмы, пресноводные и морские, маленькие и большие, живут на дне и в толще воды, проникают в подземные воды, опускаются на граничные глубины Светового океана. Большинство ракообразных свободно передвигаются в толще воды или по дну водоёмов, но есть среди них и сидячие виды – морские жёлуди и морские уточки, есть паразиты, которые прикрепляются к рыбам и другим водным животным. Вода – это царство ракообразных, но есть среди них и те, которые приспособились к жизни на суше – мокрицы, тропические крабы и раки-отшельники. В данным момент насчитывается больше 30000 тыс. ракообразных, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
-Работа с карточками прочитать пункт, заполнить таблицу ( 5 минут)
- Отчет групп о выполнении заданий, сопровождение презентацией (См. приложение) 1 группа – Отряд Равноногие. Из водных видов этого ряда в Украине часто встречается водяной ослик. Но наиболее широко известны равноногие раки, обитающие на суше, - мокрицы. Все конечности одинаковые. Переселившись на сушу, они не потеряли жаберного дыхания. Жабры мокриц прикрыты крышечкой, которая образована расширенной парой брюшных ножек. Благодаря этому вокруг жабр всегда влажная атмосфера и они могут осуществлять газообмен. Некоторые виды мокриц живут даже в пустынях. Звено в цепи питания, некоторые паразиты. 2 группа – Отряд Ветвистоусые раки Насчитывает около 1500 видов. Представителями ряда являются дафнии. Обитатели пресных водоемов. Их размеры очень небольшие: тело (1-3 мм) дафнии заключен в полупрозрачную двустворчатую раковину. Дафнии плавают с помощью второй пары усиков, скачкообразно. На их голове расположены два сложных и один простой глаз. Питание фильтрационное, с помощью грудных ножек. Развитие прямое. Летом дафнии размножаются партеногенетически (из яиц выходят только самки), а осенью - половым путем (выходят и самки, и самцы).Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, так как является основной кормовой базой многих водных организмов. Некоторые виды изучены хорошо, например артемии , дафнии, и используются как корм в аквариум. Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, так как является основной кормовой базой многих водных организмов. 3 группа - Отряд Веслоногие раки Представителями отряда являются циклопы. Обитатели пресных водоемов и морей, хищники и паразиты. Их размеры очень незначительны. Циклопы плавают с помощью первой пары усиков и грудных ножек. На голове расположено один простой глаз. Жабры отсутствуют, газообмен происходит через наружные покровы. Развитие непрямое. Циклопы играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, так как является основной кормовой базой многих водных организмов. Могут быть промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей. Ответ на вопрос: Что общего между животным циклопом и его мифическим прототипом? 4 группа – Отряд Десятиногие раки. Наиболее широко известен отряд ракообразных. К его представителям принадлежат широко известные съедобные ракообразные. Это речной рак, омары, лангусты, крабы, креветки. Имеют 5 пар ходильных ног. Представителями десятиногих раков есть раки отшельники. Они имеют мягкое брюшко, которое прячут в пустых раковинах моллюсков. Дополнение учителя Отряд Усоногие раки Представители морской жёлудь и морская уточка. Ведут прикрепленный способ жизни, размеры от 0.3 см до 7-10 см. Тело покрыто известковым панцирем или известковыми чешуйками. Поражают корабли, некоторые виды – паразиты. Отряд Карпоеды Паразитические ракообразные, которые являются паразитами рыб. Живут не только в пресных водах, но и в морях. Их передний отдел сверху покрыт широким щитом - карапаксом, а на спинной поверхности расположена пара сложных глаз. Могут запасать пищу и до 3 недель не питаться благодаря этому. Приводят к массовой гибели рыб. Физминутка Жил был маленький рачок, Кушал очень много. Мог идти вперед, назад , В сторону немного. Быстро вырос в рака он, Клешни растопырив, Был угрозой рыбаков, Но, в общем, очень милый.
А. Это рака назвали «самым громким животным». Неужели он может говорить? Почему же его так называют? Ответ получим после просмотра видеофрагмента. Б. К какому отряду относят следующих ракообразных? Почему их называют призраками? 2. Приём INSERT Раздаю каждой группе текст, поставить над текстом обозначения: + - знали, - - не знали; ! – интересно. 1 группа - Одно из ошибочных мнений, связанных с раками, — это то ,что они большие любители гнилой рыбы и всяческих отбросов. В большинстве случаев эти животные предпочитают свежую пищу, и только в случае критического недостатка корма питаются всем подряд. Речной рак поедает пищу как животного, так и растительного происхождения, причем растения составляют значительную часть его очень разнообразного рациона. Доля растений может доходить до 90 % 2 группа - Моллюски, черви, насекомые и их личинки, головастики — это основная животная пища, из растений раки поедают крапиву, кувшинку, хвощ, многие водоросли, в искусственных условиях — даже морковь. Известны среди раков случаи каннибализма. Самки съедают за один раз на 30 — 50 % больше пищи, но едят реже. 3 группа - Очень часто задают забавный вопрос, вошедший в поговорку: — Где раки зимуют? Жизненный цикл раков подвержен сезонным изменениям. Чем короче световой день, тем они менее активны. Зиму раки проводят там же, где и лето — в воде, только опускаются глубже. С поздней осени до ранней весны они мало двигаются, проводя в укрытиях до 20 часов в сутки. Самки в этот период заботятся об икре, время от времени покидая убежище, чтобы почистить и провентилировать икру, принимая при этом характерные позы, одинаковые для всех особей. 4 группа - Еще одно из традиционных заблуждений относительно раков, также вошедшее в поговорку, — «рак пятится назад». Конечно, рак может пятиться, но делает это не чаще, чем любые другие животные. В основном он, как и все, ходит вперед головой, но может идти и вбок при обходе препятствий. В случае опасности рак с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резкими движениями уплывает назад. Возможно, от этого способа движения и произошла поговорка. А выражение «когда рак на горе свистнет» — просто шутка. Раки в воде звуков не издают и на горы тем более не поднимаются.
На презентации составлен в виде картинок, дети должны их озвучить. Значение ракообразных
Закончите выставлять баллы, подсчитайте оценку на уроке. Опрос по полученным оценкам.
§ 21 выучить, задание по выбору: составить 2 загадки про ракообразных, сообщение о ракообразных, занесенных в Красную книгу, кроссворд «Ракообразные» Займи позицию. Перед выходом с урока возьмите цветной жетон, соответствующий вашему настроению, на выходе стоят ёмкости, опустите в зависимости от цвета. Красный – настроение улучшилось, жёлтый - настроение без изменения, синий – настроение стало хуже. |
Урока Тема урока Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы |
Литература и её роль в духовной жизни человека Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека |
||
Урок №1 Тема Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной... |
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина) |
||
Урока Дата Тема урока Основные виды деятельности учителя и учащихся Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся |
Урок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных... Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные» |
||
Звук в жизни и в искусстве ... |
Исследовательская работа» Тема: «Вода-источник жизни». Работу А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство,... |
||
Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... |
Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |