Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В




НазваниеМедкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В
страница1/31
Дата публикации13.05.2014
Размер3.57 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В
Всё о вегетарианстве

Вегетарианство — это не только особый способ питания, но и образ жизни, основанный на определенных этических принципах. Используя отечественные и зарубежные исследования, авторы показывают роль вегетарианства в избавлении от «болезней века», укреплении здоровья, продлении активной жизни, а также в нравственном совершенствовании. Книга содержит большое количество рецептов разнообразных блюд на каждый день и к праздничному столу.

Введение
Понятие этического вегетарианства

Взгляд на историю отношения к животным

Религии и животные

Индуизм, буддизм, джайнизм

Иудаизм

Ислам

Христианство

Великие вегетарианцы

Вегетарианское движение сегодня

Вегетарианство и здоровье

Влияние вегетарианского питания на организм человека

Вегетарианство и «болезни века»

Оздоровительное действие вегетарианских рационов

Медицинские проблемы вегетарианского питания

Вегетарианство и снижение веса

Рецепты для снижения веса

БЛЮДА ИЗ СЫРЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

Различные системы вегетарианского питания

Восточные системы оздоровительного питания

Сыроедение — особый вид вегетарианства

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАТУРИЗМА

Главный прием пищи

Как есть

Как перейти на сыроедческую диету

ИЗ ОПЫТА НАТУРИСТОВ

Крапива

Подорожник

Одуванчик

РЕЦЕПТЫ ДЛЯ СЫРОЕДОВ

Овощные салаты

Способ приготовления блюд из зерновых и бобовых

Что нам дает вегетарианство

Вегетарианство и здоровье

Вегетарианство и долголетие

Вегетарианство и выносливость

Вегетарианство, красота и доброта

Что и как есть

Почему становятся вегетарианцами

Рецепты для начинающих

Закуски

Салаты

Супы

Вторые блюда

Десерты

Рецепты здоровья

Соки

Салаты

Супы

Вторые блюда

Лакомства

Рецепты для веганов

Салаты

Закуски

Супы

Вторые блюда

ЛАКОМСТВА ДЛЯ ВЕГАНОВ

Праздничные и экзотические рецепты

Закуски

Салаты

Супы

Вторые блюда

Соусы

ДЕСЕРТЫ И ВЫПЕЧКА

Фруктовые десерты

Тесто для выпечки

Пироги, пудинги, пирожные, торты

Напитки

АНГЛИЙСКИЕ БЛЮДА

РЕЦЕПТЫ АНГЛИЙСКИХ ВЕГАНОВ

НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕЦЕПТЫ

Салаты

Супы

Вторые блюда

Пища и религия

Вегетарианство и будущее планеты [ВАЖНО!!! Очень важно!!!]

Чем прокормить население

Как сохранить планету

Вегетарианство и проблема выращивания продуктов питания
Введение
Вегетарианство — это способ питания, исключающий потребление мясных и рыбных продуктов; это также учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

Вегетарианство существовало всегда. Люди, как и приматы, в самом начале своего существования питались лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека к растительной пище свидетельствуют его жевательный аппарат, наличие червеобразного отростка — аппендикса (участвующего в усвоении клетчатки), более низкая температура тела, чем у хищников. Нужно заметить, что появление и развитие скотоводства как стабильного источника мясной пищи для человека относятся к определенным эпохам: в Передней Азии оно возникло в VII—VI тысячелетиях до н. э., а молочное хозяйство еще позднее — в IV—III тысячелетиях до н. э.

Предки человека обитали в регионах с жарким и влажным климатом, в окружении богатой растительности и питались листьями, фруктами, орехами. Лишь экстремальные условия заставили человека обратиться к неестественной для него пище — мясной. В ледниковый период человек перешел на питание мясом, чтобы выжить. Привыкнув к мясной пище, человек продолжал употреблять ее и далее, когда крайняя необходимость в этом отпала. Поэтому факты возникновения вегетарианства в различных регионах мира правильнее назвать возвратом человека к исконному способу питания, запрограммированному генетически. До сих пор существуют племена и народы, не испытавшие влияния оледенения и питающиеся растительной пищей. Это относится, в частности, к некоторым племенам на Филиппинских островах, до XX в. не знавшим огня и обработки металла (и поразившим европейцев своим здоровьем и моложавым видом).

Несмотря на то что большая часть человечества перешла на смешанное питание (мясное, молочное, растительное), вегетарианство стало вновь возрождаться в различных точках земного шара при достижении человечеством определенного уровня цивилизации. Обращение людей к вегетарианству свидетельствовало о поисках ими более здоровой жизни, нравственной силы, стойкости, о более гуманном мироощущении. Вегетарианство считалось обязательным во многих религиозных и философских учениях, так как опыт человечества показывал, что отказ от мяса способствовал духовному развитию. Вегетарианский способ питания отвечал требованиям умеренности и самодисциплины, которые всегда считались основой самосовершенствования человека; вегетарианство противопоставлялось распущенности, невоздержанности, культу физических удовольствий, ослабляющих и принижающих человека. Особый смысл придавался вегетарианству на Востоке, в частности в Индии, где религия объясняла необходимость вегетарианства и отказ от убийства животных переселением душ; это верование заключается в том, что после смерти человека его душа не исчезает, а переселяется в другое существо — человека, зверя, птицу, насекомое — и продолжает жить, обретая разные оболочки. При этом убийство животного становится таким же грехом, как и убийство человека.

Вегетарианство существовало в Древнем Египте и Древней Греции, где носило религиозную форму. Известно, что атлеты Древнего Рима получали вегетарианскую пищу, для того чтобы иметь больше силы и энергии.

Многие религии помимо индуизма также указывают на растительную пищу как естественную для человека. Знание о том, что человечество питалось растительной пищей с начала своего существования, достигло древних иудеев и отразилось в Библии в описании жизни пер-вочеловека в раю, где царила гармония между человеком и природой и человек был счастлив. В христианской религии нигде нет прямых запретов употреблять мясо, однако мясная пища считается противопоказанной, если человек стремится к духовному совершенствованию. Не только монашество дает обет воздерживаться от мясной пищи, но и все верующие не должны употреблять мясных и даже молочных продуктов в дни поста (эти ограничения имеют также глубокий медицинский смысл). В христианских религиозных источниках нигде нет указаний на то, что Христос ел мясо. Более того, некоторые исследователи считают, что он, как и члены секты ессеев, был вегетарианцем. Строгими вегетарианцами были и остаются члены религиозных сект, живущие на территории нашей страны и за рубежом — адвентисты, мормоны, зороастрийцы.

Попытки обосновать целесообразность вегетарианства с позиций науки делались еще во времена античности, например Пифагором. Проблема естественного питания привлекла внимание естествоиспытателей в XVIII—XIX вв.; ею интересовались Гумбольдт, Кювье. Кювье писал: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». Термин «вегетарианство» возник в Англии в 1842 г. В Англии же, в Манчестере, в 1847 г. появилось первое и самое известное Вегетарианское общество. Через год, когда общество проводило свое заседание в Манчестере, оно насчитывало 478 членов. Первое собрание лондонских вегетарианцев состоялось в 1849 г.; в этом же году вышел первый журнал Вегетарианского общества «Вегетарианский курьер». Позднее, в 1953 г., этот журнал был переименован и стал называться «Вегетарианец».

В 1887 г. был основан вегетарианский спортивный клуб (велосипедный спорт и легкая атлетика). Члены клуба поставили 68 национальных рекордов и 77 рекордов на местных состязаниях, двое из них показали рекордные результаты на Олимпийских играх и получили две золотые медали в состязаниях по бегу и борьбе. Особенно примечателен рекорд Джорджа Аллена, который, участвуя в 1908 г. в состязаниях по спортивной ходьбе, прошел за день 60 миль.

В 1889 г. был создан Вегетарианский федеративный союз, на основе которого в 1908 г. возник Международный вегетарианский союз. Начиная с этого времени международные встречи вегетарианцев стали проходить регулярно во многих странах, а в 1985 г. был организован Европейский вегетарианский союз, который также стал проводить свои встречи в разных городах Европы.

На протяжении XX в. в Великобритании успешно работали два вегетарианских общества: Лондонское общество и Вегетарианское общество. В 1969 г. обе организации объединились в Вегетарианское общество Соединенного Королевства, при этом у них осталось два прежних центра — в Лондоне и Алтринчэме (в Чешире).

В 1871 г. 41 человек — члены одной из английских вегетарианских организаций переселились из Англии в Америку и обосновались в Филадельфии, где вскоре их число значительно увеличилось. Их позиции были усилены влиянием таких людей, как доктор В. Д. Мюссе, четвертый президент американской медицинской ассоциации, и преподобный Сильвестр Грэхэм, крупный специалист в области мукомольной технологии и выпекания хлебопродуктов. В Германии и Швейцарии также появляются вегетарианские общества; в южных странах — в Италии, Испании, где мясная пища гораздо меньше употребляется, чем в Северной Европе, — они менее популярны. Во Франции вегетарианство распространилось позднее, так как и там мясная пища не пользуется таким спросом, как в более северных районах.

Сейчас в США имеются две основные организации, которые поддерживают вегетарианство с двух позиций — медицинской и этической, — Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское общество. Полагают, что общее число вегетарианцев в США достигает 8—10 млн.

В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии существуют специальные гостиницы и рестораны для вегетарианцев. Усилия европейской вегетарианской кухни направлены на то, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость, не забывая при этом о разнообразии и вкусовых ощущениях. В вегетарианских гостиницах пытаются удовлетворить и другие гигиенические требования вегетарианцев: обилие чистого воздуха, условия для занятий физическими упражнениями. К настоящему времени создана весьма обширная литература по вегетарианству: монографии, журналы, брошюры, листовки, издаваемые вегетарианскими обществами.

В России вегетарианство начинает становиться заметным явлением во второй половине XIX в., главным образом среди религиозных сектантов — духоборов, белоризцев, свободников и др., а также среди некоторых групп интеллигенции. Распространению вегетарианства в России способствовали опубликование профессором А. Н. Бекетовым в 1878 г. статьи «Питание человека в его настоящем и будущем», а также популяризация вегетарианства Л. Н. Толстым, написавшим по этому вопросу в 1.892 г. статью «Первая ступень».

Бекетов писал:

«Мне бы хотелось возбудить интерес к вопросу о питании человека, как одной из основных причин, определяющих ход физического и интеллектуального развития всего людского рода...

Огромное большинство людей питается не мясною и не смешанною животно-растительной пищей, а чисто растительною...

Предрассудок о безусловной необходимости смешанной животно-растительной пищи зародился исторически, вследствие долговременной привычки зажиточных классов европейского населения, а также вследствие удобств, представляемых этой пищей.

Указанный предрассудок исчезнет, однако же, сам собою...»

В конце XIX в. число сторонников вегетарианства в Росии достигает нескольких десятков тысяч, в Москве и Петербурге организуются вегетарианские общества, открываются вегетарианские столовые.

Во второй половине XX в. стало утверждаться более широкое понимание задач вегетарианства его сторонниками, поскольку вегетарианство всегда имело гуманистический аспект — отрицательное отношение к страданиям и гибели животных, используемых человеком. Движение за более гуманное отношение к животным, начавшееся сначала в Англии, а затем поддержанное в других европейских странах и добившееся принятия первых законов по защите животных от жестокости (в Великобритании— в 1926 г., во Франции — в 1934 г.), не было связано с вегетарианским движением. Защитники животных игнорировали тот факт, что жизнь животных, мясо которых используется как продукт питания, также нуждается в защите. В свою очередь, вегетарианские журналы занимались в основном рецептами и не касались проблем отношения к животным. Со временем ситуация изменилась: проблемы отношения к любым животным, в том числе и сельскохозяйственным, обсуждаются на страницах изданий обществ по защите животных; вегетарианские журналы, в свою очередь, рекламируют литературу о правах животных. И те, и другие выработали единый подход к решению этических проблем: пропаганда жизни без жестокости, без насилия в отношении всех живых существ.

Как обстояло дело с вегетарианством в Советском Союзе? Вегетарианские общества перестали существовать после Октябрьской революции. Идеологизация всех сторон бытия, начавшаяся в нашей стране в 20-е гг., монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживающих вегетарианство.

В 20-е и начале 30-х гг. по инерции еще велись работы в этом направлении. В первую очередь следует вспомнить о трудах специалиста в области лечебного питания М. И. Певзнера. Он писал: «Растительная пища менее токсична, при ней мы вводим меньше пуриновых оснований; кроме того, она совершенно не содержит кровяного пигмента, усиливающего гнилостные процессы в кишках».

В заключение данного раздела небезынтересно сравнить фрагменты статей из разных изданий Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) о вегетарианстве, чтобы увидеть эволюцию официальной позиции.

В первом издании БСЭ (1928 г.) приводится достаточно полная концепция вегетарианства с более или менее подробной классификацией направлений.

Во втором издании БСЭ (1951 г.) о вегетарианстве говорится коротко, с позиций философии того времени. Приводимый ниже фрагмент статьи не нуждается в комментариях: «Идеологи эксплуататорских классов в своем стремлении скрыть от трудящихся масс истинные причины экономического неравенства усиленно поддерживают всевозможные антинаучные доктрины, маскирующие моральными принципами «личного усовершенствования» классовую сущность угнетения. Этим и объясняется популяризация вегетарианства в капиталистических странах. Все доводы, приводимые вегетарианцами в пользу питания исключительно растительной пищей, антинаучны».

Статья о вегетарианстве в третьем издании БСЭ (1971 г.) при всей ее лаконичности носит уже более объективный характер. В ней отмечается, что «физиологическая потребность в углеводах, минеральных солях и витаминах может быть обеспечена и растительной пищей даже при повышенной мышечной нагрузке».

Несмотря на то что вегетарианство в нашей стране не получало поддержки в течение десятилетий, оно сохранялось; этические и религиозные мотивы отказа от мясной пищи не могли быть устранены и продолжали действовать. Мощнейшим стимулом к распространению гигиенического вегетарианства в нашей стране в последние несколько десятилетий послужило проникновение зарубежной литературы по йоге и другим оздоровительным системам Востока, а также работ западных натуропатов: А. Чейз, Г. Шелтона, К. Джеффри, Н. Уокера, П. Брэгга (этот интерес мог быть связан с повышением жизненного уровня послевоенных лет и нарастанием «болезней века» в результате неумеренного питания и злоупотребления мясной пищей). В стране образуются многочисленные группы здоровья, члены которых уже знают о негативных сторонах питания мясом и пытаются от него отказаться. Способствовал популяризации вегетарианства и метод разгрузочно-диетической терапии (лечебного голодания), который включает последующее вегетарианское питание как обязательный элемент оздоровления. Это метод внедрял многие годы в отечественную медицину профессор Ю. С. Николаев, потомственный вегетарианец, автор книг о лечебном голодании.

К концу 80-х гг. популярность вегетарианства в нашей стране возросла. Все более разносторонней становится деятельность Вегетарианского общества при Союзе общественных экологических фондов России.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В iconПавлова Елена Геннадьевна, председатель комиссии, заместитель директора по увр
Всероссийской олимпиады школьников в 2013 – 2014 учебном году мбоу «Гимназия №4» г. Чебоксары

Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В iconРабочая программа дисциплины (модуля)
П. К. Анохина, теории условных и безусловных рефлексов И. П. Павлова, рефлексов головного мозга И. М. Сеченова

Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В iconУчебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская...
Значение взглядов Г. Селье, И. П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов. 21

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции