Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть




Скачать 388.15 Kb.
Название Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть
страница 1/3
Дата публикации 08.06.2014
Размер 388.15 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Биология > Документы
  1   2   3
ББК 53.591 А89Аршавский И. А.

А89 Ваш малыш может не болеть.— М.: Советский спорт, 1990.— 30 с., ил.— (Физкультура для здо­ровья) .

Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме — немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомен­даций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»:

они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.

Для массового читателя. КБ—30—22—89

Издательство «Советский спорт», 1990

Вступление


Придумать название научно-популярной книги непросто — это порой сопоставимо по труд­ности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропаганди­рующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его про­светительский эффект. Как же назвать эту брошюру?

Ваши дети не должны болеть...

Ваш малыш должен не бо­леть...

Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».

Ваш малыш может не болеть... Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родив­шиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физио­логической незрелостью (о со­держании понятия «физиологи­ческая зрелость» читатель уз­нает несколько дальше), при соблюдении гигиенических тре­бований, соответствующих спе­цифике физиологии новорож­денных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболе­ваемости и детской смертности у нас в последние годы не сни­жаются и даже растут.

Проблема здоровья детей по­мимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное зна­чение для любого общества, лю­бого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.

Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важно­сти этой проблемы?

Для новорожденных, для де­тей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфиче­ских особенностей физиологии, какими развивающийся орга­низм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осущест­влять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного перио­да, а в его пределах — для каж­дого отдельно взятого ребенка.

Клиническая педиатрия, при­званная лечить больного ребен­ка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является в значитель­ной мере эмпирической об­ластью знания. Чтобы лечить ребенка, надо знать специфиче­ские особенности протекания патологии в детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особенности фи­зиологии ребенка в разные воз­растные периоды — в грудном возрасте, преддошкольном, дош­кольном, школьном. Не дожи­даясь, когда науку о физиоло­гии развивающегося ребенка создадут профессиональные фи­зиологи, ее на свой риск и страх разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда неизбежность использования «метода проб и ошибок».
Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как соб­ственно в области детского здравоохранения, так и в педа­гогике — не только школьной, но и дошкольной). Отсюда есте­ственное стремление очень мно­гих родителей, в основном моло­дых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собст­венные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массового движения. Вот почему так важно дать широкой родительской общественности рекомендации по воспитанию де­тей здоровыми и удобопонят­ные научные обоснования таких рекомендаций. Особенно суще­ственно это в отношении детей ранних возрастных периодов, на­чиная с периода новорожден­ное

Именно данной теме и посвя­щена настоящая брошюра.

Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в основном на данные, получен­ные в нашей лаборатории в тече­ние многих лет — начиная с 1935 года.

ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ: ПРИОБРЕТАЕМ, РАСХОДУЯ



Одним из самых сложных в науке о возрастной физиоло­гии человека является вопрос о причинах и механизмах, обусловливающих рост и разви­тие организма в процессе его онтогенеза (т. е. индивидуаль­ного развития организма, на­чиная с момента его возникно­вения в виде оплодотворенного яйца — зиготы). Существует до­статочно много онтогенетиче­ских теорий, связанных с имена­ми известных ученых (М. Рубнер, Г. Селье, Ц. Майнот, А. Нагорный, Р. Катлер и ряд других). Согласно сложившимся представлениям, уже в материн­ской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же разви­тие мыслится как постепенно за­тухающее восстановление орга­низма. Мы пошли своим путем.

Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к зак­лючению, что неодинаковая про­должительность жизни у разных видов млекопитающих опреде­ляется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соот­ветствующими экологическими условиями. Возьмем, к примеру, такую сравнимую пару живот­ных, как кролик и заяц, кото­рые к взрослому состоянию при­обретают близкие линейные и весовые размеры. Согласно тео­рии М. Рубнера (так называе­мому «энергетическому правилу поверхности»), они должны ха­рактеризоваться одинаковой ин­тенсивностью обмена веществ и физиологических отправлений, одинаковой продолжительно­стью жизни. В действительно­сти, как показали данные иссле­дований, вид, которому свойст­вен более высокий объем двига­тельной активности в естест­венных условиях среды обита­ния, характеризуется в состоя­нии так называемого покоя меньшими величинами основно­го обмена и физиологических отправлений различных систем организма. При этом продол­жительность его жизни значи­тельно (вдвое и более!) выше, чем у другого представителя пары.

Так на основе огромного ма­териала, полученного в ходе многолетних исследований, воз­никла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу по­верхности) получила название энергетического правила скелет­ных мышц, или — еще правиль­нее — энергетического правила двигательной активности. Сог­ласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостно­го организма и его клеточных элементов (так же, как и осо­бенности физиологических от­правлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характе­ра функционирования скелет­ных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная актив­ность является фактором функ­циональной индукции восстано­вительных процессов (анаболиз­ма) . Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восста­новлении исходного состояния в связи с имевшей место очеред­ной деятельностью развивающе­гося организма, а в обязатель­ном избыточном восстановле­нии. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энер­гетических потенциалов, за счет которых в последующий мо­мент может быть осуществлен больший объем функций и вы­полняемой работы. В функци­ональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каж­дой очередной активностью, и следует видеть то специфиче­ское, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.

Мы на это обращаем внима­ние потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно кото­рым при осуществлении каждой очередной физиологической функции, в частности двигатель­ной, восстановительные процес­сы характеризуются восполне­нием затраченного лишь до изначального исходного состоя­ния. Это мешало подойти к по­ниманию истинных механизмов и закономерностей индивидуаль­ного развития.

Сказанное относится не толь­ко к целостному организму, но и к клетке. Каждый очередной ме­таболический цикл на ее уровне, или цикл возбуждения, неверно мыслится как строго замкнутое на себе симметричное кольцо (см. рис.— позиция а). В дейст­вительности же такой цикл, осу­ществляемый в клетке, представляет собой асимметричное коль­цо (см. рис., позиция б). По­казанный на рисунке «хвостик» и характеризует ту или иную меняющуюся величину избыточ­ного восстановления, без кото­рого рост и развитие организма не могли бы иметь место.

Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенно­го энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуще­ствляемой двигательной актив­ности человек (начиная с перио­да еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым фи­зиологически полноценное инди­видуальное развитие. Чтобы обо­гатиться дополнительными энер­гетическими ресурсами, необхо­димо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пой­дет речь ниже. Но сначала еще о нескольких важных научных понятиях, без чего дальнейший разговор просто невозможен.

Что такое физиологическая зрелость.
Почти четыре десятилетия назад мы впервые указали на то, что классификация новорожден­ных детей на доношенных и не­доношенных по показателям веса и длины тела неверна и пре­пятствует правильной оценке истинного физиологического состояния рождающихся. В своих исследованиях мы обрати­ли внимание на то, что в зависи­мости от условий внутриутроб­ного развития, определяемых состоянием беременности у ма­тери, организм новорожденного характеризуется широко варь­ируемыми особенностями — не только (и не столько) морфо­логии, сколько физиологии. (И связано это, как установлено, с особенностями осуществления двигательной активности разви­вающегося эмбриона и плода еще до рождения.)

Нами был предложен физи­ологический принцип классифи­кации рождающихся детей не по весу и длине тела, а по призна­кам их физиологической зре­лости или незрелости. Дело в том, что в педиатрии принято характеризовать организмы ран­них возрастных периодов, начи­ная с рождения, как незрелые и несовершенные — по сравне­нию со зрелостью и совершенст­вом взрослых. Физиология ре­бенка с этой точки зрения оце­нивается как первые шаги к цели, идеал которой — зрелость и совершенство взрослого орга­низма. Отсюда и выводы. Так, например, недостаточная зре­лость дыхательной системы но­ворожденных и детей раннего возраста якобы является при­чиной, предрасполагающей к острым респираторным заболе­ваниям (ОРЗ), незрелость функ­ций желудочно-кишечного трак­та — фактором, способствую­щим заболеваниям пищевари­тельной системы, несовершенст­во функций нервной системы — ее заболеваниям и т. д. Наши же исследования позволили устано­вить, что во все возрастные пе­риоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адап­тивно соответствуют его кален­дарному возрасту и тем специ­фическим условиям среды, с ко­торыми он должен взаимодейст­вовать.

Физиологическая незрелость характеризуется не только от­ставанием в развитии соответст­вующих физиологических функ­ций, возникшим уже во внутри­утробном периоде, но и более поздним ослаблением их интен­сивности по сравнению с физи­ологически зрелыми новорож­денными. Именно отсюда — не­соответствие особенностей фи­зиологических функций кален­дарному возрасту (или несоот­ветствие физиологического воз­раста календарному). Физиоло­гически незрелые дети могут родиться раньше срока или даже в срок, имея вес ниже 2,5 кг или даже превышающий 3,0 кг. От физиологически зрелых ново­рожденных незрелые отличают­ся не степенью доношенности или недоношенности и не весом тела при рождении, а особен­ностями своей физиологии, измененной альтерирующими (вредящими) влияниями со сто­роны организма матери в усло­виях нарушенного течения бе­ременности.

Недоношенные в истинном смысле этого термина, как и фи­зиологически зрелые, характери­зуются соответствием своих фи­зиологических отправлений тому возрасту, когда произошло их преждевременное рождение (во время нормально протекающей беременности они не подверга­лись альтерирующим воздейст­виям со стороны матери). Вес их может быть ниже 2000 г (и даже составлять 1000 и 800 г). Между тем прогноз в таких случаях часто гораздо более благоприят­ный, чем в группе рожденных в срок, но физиологически незрелых новорожденных, вес которых намного больше. Более того, такие истинно недоношенные дети с малым весом, при условии создания для них соот­ветствующей гигиены, могут за период от полугода до полутора лет сравняться (и по особеннос­тям физиологии и по весу) с фи­зиологически зрелыми детьми.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Олега Мороза "1996: как Зюганов не стал президентом"
«развал в проклятые девяностые преодолен порядком и вертикалью власти» такие книги, как Ваша, особенно нужны. Спасибо за Ваш труд!...
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Указатель описаний © Издательство «Энергия»
Ваш друг, опытный радиолюбитель, интересуется электромузы­кальными инструментами. А ваш сын увлекается радиоспортом и ему нужна схема...
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве...
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Нарушения функций щитовидной железы
Неужели они решили, что я ждала до 59 лет, чтобы стать ипохондриком? Или они посчитали, что мне нравится болеть?
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Соотношение показателей жизнестойкости личности и копинг-стратегий Малыш В. Е
Державний заклад «Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського»
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Благодарим Вас за то, что Вы воспользовались услугами Международного...
Благодарим Вас за то, что Вы воспользовались услугами Международного туроператора «Туртесс Тревел» и желаем хорошо провести Ваш долгожданный...
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Николай Александрович Бердяев Спасение и творчество (Два понимания христианства)
Человек погибает, и у него есть жажда спасения. Но человек есть также по природе своей творец, созидатель, строитель жизни, и жажда...
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Презентация книги состоится
Библиотека №146 г им. Л. Н. Толстого получит в дар издание книги-альбома «Ваш Лев Толстой»
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Ерра-книжный
Ваш позвоночник / Пер с англ. М. Петрова. — М.: Терра—Книжный клуб, 1998. — 256 е.: ил. — (Домашний доктор). Isbn 5-300-02123-7
Аршавский И. А. А89 Ваш малыш может не болеть icon Рабочая программа по разделу «Речь и речевое общение» для детей подготовительной...
«Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции