Иван Александрович Гончаров
(1812–1891)
Роман «Обломов» (1858)
История создания
Замысел произведения относится к 1848 г. После публикации первого романа Гончарова «Обыкновенная история» В. Г. Белинский отметил неубедительность его финала: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и выгодно жениться». Гончаров задумывает роман с «подсказанным» развитием сюжета.
В марте 1849 г. в «Литературном сборнике с иллюстрациями» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» была напечатана глава «Сон Обломова».
В 1850 г. написана первая часть «Обломова», в течение двух лет работает над продолжением романа, но работа идет очень медленно.
В октябре 1852 г. работа прерывается: Гончаров отправляется в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине.
В июне 1857 г. в Мариенбаде Гончаровым написаны «в течение семи недель почти все три последние части «Обломова», кроме трех или четырех глав». По словам самого писателя, к этому времени роман полностью «сложился
в голове, <�…> и оставалось только перенести его на бумагу».
К осени 1858 г. работа над рукописью романа завершается.
Готовя произведение к публикации, писатель совершает огромную работу по совершенствованию текста. Полностью роман «Обломов» был опубликован в 1859 г. в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки».
|
Сюжет и композиция
Часть первая
|
Часть вторая, часть третья
|
Часть четвертая
|
Экспозиция (до IV главы второй части)
|
Основное действие (история любви Обломова и Ольги
Ильинской)
|
Эпилог
|
В первой части показан один день из жизни Обломова, действие происходит в его кабинете. Глава I содержит описание внешности героя, его привычек, образа жизни, отношений со слугой Захаром
|
Во II–IV главах к Обломову один за другим приходят знакомые - Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Каждый из гостей представляет собой альтернативу образу жизни Обломова, но деятельность их оценивается
героем критически. Знакомые пытаются вытянуть Илью Ильича в Петергоф на гуляния в честь первого мая. Обломов же пытается поделиться с ними своими проблемами: во-первых, он вынужден искать другую квартиру, во-вторых, староста в письме сообщает, что дела в имении Обломова идут плохо, и поэтому он будет высылать меньше денег. Илья Ильич надеется на помощь своего друга Андрея Штольца
|
V–VI главы содержат биографические экскурсы — рассказ о неудачной попытке героя начать карьеру чиновника и рассказ об учебе героя в Москве
|
Главы VII и X посвящены слуге Обломова Захару
|
Важное место в структуре романа занимает глава IX первой части — «Сон Обломова». Герою снится родное поместье Обломовка, «благословенный уголок земли». «Сон Обломова» сам писатель назвал «увертюрой ко всему роману». Просыпается Обломов от смеха своего друга Андрея Штольца,
приездом которого в XI главе заканчивается первая часть
|
В главах I–II второй части ретроспективно показаны детство и отрочество Андрея Штольца
|
В IV главе герои спорят о смысле жизни. Каждый из них отстаивает свои жизненные принципы, свои идеалы: Обломов мечтает о семейной идиллии в барской усадьбе, для Штольца же смысл жизни в труде. Этой главой заканчивается экспозиция и начинается основное действие романа
|
Деятельный Штольц поражен ленью и апатией Обломова, он старается вернуть его к активной жизни, «теперь или никогда!» Обломов начинает выезжать, читает, пишет, собирается за границу. Лето Обломов проводит на даче, расположенной по соседству с дачей Ильинских, с которыми его знакомит Штольц. Дочь Ильинских Ольга производит на Обломова сильное впечатление, Ольга в свою очередь хочет его «спасти», «поднять» и «переделать». Обломов влюбляется в нее, Ольга отвечает ему взаимностью. Обломов просит руки Ольги и получает согласие
|
В третьей части Обломов занят приготовлениями к свадьбе. Под влиянием Ольги Илья Ильич становится деятельным человеком, меняет свой образ жизни: переезжает на другую квартиру, посылает поверенного в деревню, чтобы привести в порядок имение
|
С наступлением осени энергия Обломова идет на спад: его беспокоят толки о предстоящей свадьбе, отсутствие благоприятных вестей из деревни. В Петербурге Обломов реже видится с Ольгой (для него плохая погода и разведенные мосты - непреодолимое препятствие). Любовь с наступлением
осени остывает. Под предлогом болезни Обломов не видится с Ольгой, и тогда она, обеспокоенная, сама приезжает к нему на квартиру. Приезд Ольги пугает Обломова - вместо радости он тревожится о слухах, которые может
вызвать приезд девушки. Параллельно с угасанием любви к Ольге в Обломове рождается чувство к хозяйке квартиры Агафье Пшеницыной, хозяйственной и скромной вдове, которая окружает Обломова заботой. Неприятные свадьбу «года на два», пока дела его «придут в порядок и появятся необходимые средства». Ольга, понимая, что все ее усилия «возродить» Обломова напрасны, расторгает помолвку. От душевного потрясения Обломов заболевает «нервною горячкою» известия из деревни заставляют Илью Ильича отложить
|
В четвертой части показана дальнейшая судьба героев. Обломов нашел свой идеал семейной жизни в браке с Пшеницыной, у него рождается сын, которого он называет в честь друга Андреем. Герой полностью возвращается
к прежнему образу жизни, «обломовщина» («атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество») поглотила его. Умирает Илья Ильич от апоплексического удара. Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца. После смерти Обломова Штольцы берут на себя заботы об образовании и воспитании его сына. Захар, верный слуга Обломова, после смерти хозяина оказывается на паперти
|
Структурообразующее начало всех романов Гончарова
(«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)
Сопоставление и противопоставление двух типов героев:
Личность, склонная к творческому, но идеализированному восприятию
мира, стремящаяся к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский)
|
Герой-прагматик как воплощение
«трезвого, делового, нужного» (Петр Адуев, Штольц, Тушин)
|
Два сюжетных узла романа
История отношений Обломова и Ольги
|
История отношений Обломова и Пшеницыной
|
«Сон Обломова»
«Сон Обломова» (IX глава первой части) — композиционный центр произведения.
Единственная глава, имеющая название; занимает обособленное положение по отношению к основному сюжету романа.
Пародийно-ироническая идиллия «золотого века», того образа жизни, который сформировал характер Обломова.
|
Обломовка
Обломовка — благословенный, тихий и счастливый край. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни
сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»
|
Обломовка изолирована от мира — она расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, для ее жителей «ближайшая пристань Волги все равно, что Колхида или Геркулесовы Столпы». Любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве принимается за «странного змея или оборотня»
|
Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда вся деревня погружается в сон: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны
и лады»
|
Родители Обломова проводят время в праздности: отец «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». При
этом за хозяйством никто не следит, управляющий ворует Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость из опасений за его здоровье. Илья растет «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к труду и крепостным
|
Тематика и проблематика
Основная тема — «обломовщина»
|
«Обломовщина» — социальное явление в среде русского дворянства, синтез распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России.
Суть «обломовщины» — инертность, апатия, косность: «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».
«Обломовщина» — противоречивое явление, оно допускает различные трактовки, имеет разнообразные проявления
|
Воссоздание
типов и характеров
русской действительности
|
Тип крепостного слуги (Захар), тип предпринимателя
(Штольц), тип светского франта (Волков), тип преуспевающего чиновника (Судьбинский), тип модного литератора (Пенкин).
Яркие женские характеры (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына)
|
Проблема
героя времени
|
Одна из главных проблем в романе, реализована в противопоставлении Обломова (тип «лишнего человека») и Штольца (тип «деятеля»)
|
Проблема
национального
характера
|
Разрабатывается в образах практически всех героев романа (Ольга и Агафья Матвеевна, Захар и Анисья). Наиболее остро заявлена в противопоставлении Обломова, имеющего русские корни, и Штольца,
немца по происхождению. Поэтому черты характера Обломова приобретают общенациональное значение
|
Нравственно-
философские
проблемы
|
Проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья имеют универсальный характер, выводят идейное содержание романа за национальные рамки
|
Жанр романа
Социально-бытовой
|
Философский
|
Психологический
|
Гончаров исследует социальные корни «обломовщины» на фоне картин провинциальной и петербургской жизни
|
Гончаров исследует
Глубинные законы жизни, осмысляет общечеловеческие
проблемы действия и бездействия, любви,
счастья
|
Гончаров раскрывает
Внутренний мир своих героев
|
Главные герои
Обломов
|
Штольц
|
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры
|
Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля
|
Илья Ильич Обломов
Значение имени
|
Фамилия героя семантически связана с глаголами «ломиться», «обламываться» и ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В. И. Даля). Имя героя - Илья Ильич - замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение
|
Источники образа
|
Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до тридцати трех лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление
от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным. Литературные источники образа — гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов,
старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев). Реальным прототипом образа Обломова считают
самого И. А. Гончарова
|
Портрет
|
Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах
лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Внешность
героя носит отпечаток его образа жизни - Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический Страх
|
При описании внешности и образа жизни героя используется детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, <�…> могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало
забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки»
|
Происхождение, биография
|
Обломов — дворянин 32–33-х лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки — родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя»
|
В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов
и настоящей любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты»
|
В итоге жизнь Обломова свелась «к еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться.
Таков герой в начале романа
|
Неоднозначность
образа
|
Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности.
В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала
природа целью человеку...», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной
|
Андрей Иванович Штольц
Портрет
|
Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе
нет, <�…> есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»
|
Происхождение,
воспитание
|
Отец Штольца — немец, в юности приехавший в Россию из Саксонии. Это педантичный, суровый, грубоватый человек, привыкший сам пробивать себе дорогу в жизни.
Отец воспитывал сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность, исполнительность. Мать Штольца — русская, это поэтическая, сентиментальная натура: «Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки;
заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю...» От матери Андрей наследует язык и веру
|
По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность — с другой
|
Деятельность
|
Штольц — антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение,- «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся
своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится
обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. <�…> он ездит и в свет и читает: когда он успевает- Бог весть»
|
Неудачность
образа
|
Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется
«сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает
идея». Резко отзывался об образе Штольца и А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен»
|
|