А. С. Пушкин «Капитанская дочка»




Скачать 118.18 Kb.
Название А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Дата публикации 06.06.2014
Размер 118.18 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Астрономия > Документы
Рабочая карта

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

1. Читая фрагмент, ответьте на вопросы, связывающие его содержание с содержанием романа.

Мне (1. Как зовут героя?) приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою (2.О ком идет речь?), весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" -- "Всё равно, Петруша,-- отвечала мне матушка,-- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич (3.Кто такой Савельич?) дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали» (4.Куда держали путь герои?).

- Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.

«На постоялый двор (Как оказались на постоялом дворе?). Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее, да обогрейся».

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

2. Догадайтесь по контексту, что означают слова и выражения:

когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни___________________

_____________________________________________________________________________

первосоние___________________________________________________________________

сродно человеку предаваться суеверию___________________________________________

_____________________________________________________________________________

1 балл

2 балла

3 балла

3. «Господь помог, наткнулись прямо на забор». Объясните странные слова Савельича.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или дан неверный ответ

Вопрос понят, но ответ неточен

Дан верный ответ на основе общих знаний

Дан верный ответ с опорой на текст

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4. Вы издаёте роман «Капитанская дочка». Вам необходимо подобрать иллюстрацию к приведённому фрагменту. Воспользуетесь ли вы данной иллюстрацией С.Герасимова? обоснуйте свою позицию.



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или вопрос не понят

Вопрос понят, но ответ неточен или отсутствует аргументация

Дан точный ответ, но излишне лаконичен или недостаточно аргументирован

Дан точный, подробный, аргументированный ответ

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

5. Почему герой-рассказчик ничего не понял из этого диалога?

Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему, и взглянув ему в лицо: «Эхе», - сказал он – «опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?»

- Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В город летал, коноплю клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?»

- Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. – «Молчи, дядя», - возразил мой бродяга – «будет дождик, будут и грибки; будет и кузов А теперь (тут мигнул он опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! За ваше здоровье!» - При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на палати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или дан неверный ответ

Вопрос понят, но ответ неточен

Дан верный ответ на основе общих знаний

Дан верный ответ с опорой на текст

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Расшифруй приведенный диалог.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или дан неверный ответ

Вопрос понят, но ответ неточен

Дан верный ответ на основе общих знаний

Дан верный ответ с опорой на источники информации

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

6. Литературовед М.О.Гершензон в статье «Сны Пушкина» (1924г.) отмечал, что сны героев в произведениях А.С.Пушкина состоят из двух частей. Первая часть сна «аллегорически изображает прошлое»; во второй части есть предвидение факта, не поддающиеся рассудочному толкованию».

Выразите своё согласие или несогласие с утверждением исследователя; обоснуйте свои суждения текстом романа «Капитанская дочка».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или вопрос не понят

Вопрос понят, но ответ неточен или отсутствует аргументация

Дан точный ответ, но излишне лаконичен или недостаточно аргументирован

Дан точный, подробный, аргументированный ответ

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

7. Подберите не менее трёх аргументов, подтверждающих данный тезис. Используйте не только приведенный фрагмент, но и полный текст романа.

Главный нравственный принцип Гринева – «Береги честь смолоду ».

1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргумент не подобран или подобран неверно

Подобран 1 аргумент

Подобрано 2 аргумента

Подобрано 3 аргумента

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

8. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос: Оказался ли сон Гринёва действительно пророческим?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или вопрос не понят

Вопрос понят, но ответ неточен или отсутствует аргументация

Дан точный ответ, но излишне лаконичен или недостаточно аргументирован

Дан точный, подробный, аргументированный ответ

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

9. Сопоставьте фрагменты. Согласны ли вы с утверждением, что сцена бурана создана А.С.Пушкиным под впечатлением от очерка С.Т.Аксакова? Дайте развернутый аргументированный ответ.

С.Т. Аксаков «Буран»




Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца -- уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. "Поздно, ребята! -- закричал старик. -- Стой! нечего гнать и мучить понапрасну лошадей. Поедем шагом. Если не собьемся с дороги, авось бог помилует. Петрович, -- сказал он, оборотясь к высокому плотному мужику, также немолодому, -- поезжай сзади; твой гнедко хоть не боек, зато нестомчив, не отстанет, да и ты не задремлешь. Гляди в оба, чтобы кто не отстал да в сторону по дровяной или сенной дороге не отбился, а я поеду передовым!" С большим трудом перетащили стариков воз вперед, а лошадь Петровича, столкнув с дороги в сторону, объехали, потом вытащили ее из сугроба, и Петрович стал задним. Старик снял рысий малахай, вымененный у башкирского кантонного старшины на жирную молодую лошадь, в осеннюю гололедицу переломившую ногу, помолился богу и, сев на воз: "ну, серко! -- сказал хотя невеселым, но твердым голосом, -- выручал ты меня не один раз, послужи и теперь, не сшибись с дороги..." -- и обоз поехал шагом.

   Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.


 Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»

— Это зачем?

— Время ненадежно: ветер слегка подымается; — вишь, как он сметает порошу.

— Что ж за беда!

— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

— А вон — вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка. — Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк или человек».


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ не дан, или вопрос не понят

Вопрос понят, но ответ неточен или отсутствует аргументация

Дан точный ответ, но излишне лаконичен или недостаточно аргументирован

Дан точный, подробный, аргументированный ответ

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

10. Роман «Капитанская дочка» написан в форме мемуаров. Напишите небольшой рассказ-воспоминание о событии, свидетелем или участником которого вы когда-то были.

Продумывая рассказ, обратите своё внимание: ваши воспоминания должны быть интересны читателям!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание не выполнено или выполнено неверно

Задание понятно, но выполнено формально, без учёта поставленной цели

Задание выполнено, но цель достигнута не полностью

Задание выполнено, цель достигнута полностью

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Дополнительные баллы (начисляются ТОЛЬКО если по первому критерию получено 3 балла)

Соблюдены требования жанра, в котором написан текст

1 балл

Проявлены оригинальность и творческий подход

1 балл

Максимально за выполнения заданий – 75 баллов

11. Оцени себя.

Удалось ли вам выполнить все задания? Объясните причины своей удачи (неудачи).______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие задания показались вам наиболее трудными? Почему?________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие задания показались вам наиболее легкими? Почему?__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие задания показались вам наиболее интересными? Что именно вызвало интерес?____________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие задания показались неинтересными?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В каких случаях вы обращались к дополнительным источникам? К каким именно?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените по трехбалльной системе пользу, которую вы получили, работая по данной рабочей карте:

- получили знания и умения, необходимые для сдачи ЕГЭ 1 2 3

- получили знания и умения, необходимые для уроков литературы 1 2 3

- получили знания и умения, необходимые для других учебных предметов 1 2 3

- получили знания и умения, которые могут понадобиться инее в жизни 1 2 3

- почувствовал, что изменились мои взгляды, принципы, отношение к жизни 1 2 3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Учитель Оленева Ю
А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого", "Капитанская дочка", «Метель». Лирика
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Литература на лето для 8 класса «Житие протопопа Аввакума»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
А. П. Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой» (поставил под сомнение саму возможность осмысленного соединения людей в семью)
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Список литературы для летнего чтения ( будущие 8-классники)
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил…». Повести Белкина. История Пугачева. Капитанская дочка. Пиковая дама
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Пушкин Роман «Капитанская дочка»
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Литература XIX века · А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого",...
После окончания 7 класса для чтения предлагается следующий список литературы. Обязательно к 8 классу надо за лето прочесть то, что...
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге»,...

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Чести и бесчести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Из 1-4 блоков выберите по одной теме и составьте по ним тезисные планы (должно получиться три плана) сочинений
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» icon Урок по роману «Капитанская дочка»
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции