Скачать 288.85 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад для детей раннего возраста №3 «Васильки» Перспективное планирование Пальчиковые игры и упражнения «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Составила: методист Штафнюк Валентина Владимировна г. Ханты-Мансийск
К концу года дети должны уметь:
Сентябрь
Цель: разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак. Ход игры: Этот пальчик – дедушка, (Поочередное разгибание сжатых Этот пальчик – бабушка, в кулак пальцев, начиная с большого) Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
Цель: развитие мелкой моторики рук, координация движений, воспитывать любознательность. Оборудование: вырезанные из тонкой бумаги «капельки дождя», проволочка для нанизывания или шнурок. Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть в окошко нет ли дождика и читает стихотворение Ирины Токмаковой: Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, лужу резал И устал, И перестал. Затем воспитатель показывает капельки из бумаги и предлагает детям все капельки собрать на одну веревочку. Еще раз рассказать стихотворение.
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук. Оборудование: небольшой (7х7 см) лист бумаги, с краю надрезанный карандаш. Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рвать большим и указательным пальцами бумагу на узкие полоски, показывает, как правильно брать лист и рвать его (два пальца левой руки располагаются рядом с двумя пальцами правой руки, движения одной руки направлены к себе, движения другой – от себя). На каждый отрывной листик читаем строчку: Этот – листик дедушке, Этот листик – бабушке, этот листик – папе, Этот листик – маме… И т.д. (тете, дяде, брату, сестре…)
Цель: учить детей движениям пальцев в соответствии словам. Ход игры: Раз, два, три, четыре, пять. (попеременно разгибаем пальцы, начиная с мизинца) Мы грибы идем искать. (сжимаем кулак, большой палец внизу) Этот гриб под кроватью. (разгибаем мизинец) Этот гриб под диваном. (безымянный) Этот гриб под столом. ( средний) Этот гриб за углом. (указательный) Этот гриб стал у стенки, (большой) У него дрожат коленки. Октябрь
Цель: обучать детей навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: подушка круглая с нашитыми пуговицами и лентами по бокам; мелкие детали, имитирующие рот, щечки, глазки куколки. Ход игры: задача ребенка – самостоятельно «собрать» лицо куколки, заплетая ей косички, ребенок учится плетению. При плетении воспитатель читает такие слова: Заплести косички У своей сестрички? Дайте мне возможность Осознать всю сложность. Как плести сестричке Разные косички?
Цель: учить детей одновременному и поочередному касанию пальцев обеих рук. Ход игры: Дружат в нашем садике (пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (ритмичное касание пальцев обеих рук) Маленькие пальчики. Пять, четыре, три, два, раз, (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) Мы подружимся сейчас! (руки вниз, встряхиваем кистями)
Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), тренировка кончиков пальцев рук. Оборудование: корзинка с деревянными бельевыми прищепками. (Края корзинки не должны быть слишком толстыми) Ход игры: воспитатель предлагает ребенку на собственном примере взять прищепку тремя пальцами и прицепить ее на край корзинки по кругу. После того, как игра усвоится, можно усложнить ее , предлагая ребенку прицеплять прищепку одной рукой, а снимать ее другой.
Цель: учить детей движениям пальцев в соответствии словам, развивать память детей при помощи художественного слова: Ход игры: Мы капусту руби – рубим, (Движения прямыми ладонями вверх – вниз) Мы капусту солим – солим, (Пальцы сложить в щепотку. Посолить) Мы капусту трем – трем, (Потереть кулак о кулак) Мы капусту жмем – жмем, (Сжимать и разжимать кулаки) А потом (Поднести, сложенные в щепотку руки, ко рту) Мы капусту в рот кладем. Ам! Ноябрь
Цель: научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой, второй вид крупы, проговаривая соответственные слова. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. Создание эмоциональной обстановки. Ход игры: В небольшую коробку с низким бортиком воспитатель насыпает в равных долях фасоль и горох ( по 7 – 10 шт.) и перемешивает содержимое. Ребенок должен одной ручкой выбирать горох, а другой фасоль, приговаривать: «фасоль – горох и т.д.» так же воспитатель предлагает сравнить эти бобовые. При повторной игре можно изменить количество горошин, либо фасоли.
Цель: повторение звукоподражательной потешки. При помощи нетугой прищепки прищемляем ногтевые фланги пальцев. Оборудование: нетугие бельевые прищепки. Ход игры: Прежде чем играть воспитатель должен проверить, чтобы у ребенка не возникло болевых ощущений. На каждый ударный слог нужно сменить пальчик. 5-----4-----3-----2 Наши уточки с утра – 2-----3-----4-----5 Кря – кря – кря – кря! Другая рука: 5----4-----3-----2 Наши гуси у пруда – 2-----3-----4-----5 Га – га – га – га!
Цель: развитие мелкой моторики, координации, различение предметов по форме и цвету; концентрация внимания. Оборудование: детская леска, не сильно тонкая и не толстая, пуговицы разной величины и разного цвета. Ход игры: воспитатель вносит большую красивую куклу, дети рассматривают ее отмечают, что на ней одето. Затем воспитатель предлагает сделать кукле подарок – бусы, но необычные, а из пуговиц. Дети вместе с воспитателем разглядываю пуговицы и делают бусы.
Цель: при чтении стихотворения прижимать указательным пальцем по очереди каждый ноготь к столу, учить детей делать массаж пальчиков. Ход игры: На каждую строчку вместе с ребенком воспитатель нажимает на один палец: Раз морозною зимой По дороге по прямой Шел медведь к себе домой Подкосились его ноги, И упал он на дороге. Другая рука: Теперь думает медведь: «Плохо ел я свой обед И лежу теперь без сил, Потому что мало сил Я на зиму накопил». Декабрь
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Оборудование: игрушечный мишка, бумажные салфетки. Ход игры: воспитатель вносит в тазике снег, вместе с детьми разглядывают его , трогают и называют свойства (белый, холодный, липкий). Тут неожиданно кто-то стучится в дверь. Это пришел мишка. Он рассказал деткам, что живет в лесу и всю зиму спит в берлоге. Чтобы ему теплее было спать надо больше снега. Воспитатель говорит, что снежок можно сделать из салфетки и показывает как, а затем просит ребят помочь, сделать как можно больше снежков . продолжать делать работу до тех пор, пока не будет заметно у ребенка первых признаков усталости. Затем воспитатель предлагает засыпать мишку «снежными комочками», и он будет спать в берлоге до весны.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, воспитывать любовь к животным. Оборудование: фигурки зверей, вырезанные из флаконов из-под шампуней, шнурок для нанизывания. Ход игры: воспитатель вносит коробочку с различными животными, вместе с детьми разглядывают этих животных, называют. Затем воспитатель предлагает детям сделать хоровод из животных, нанизывая их по очереди на шнурок и сопровождая художественным словом: Тень – тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Поди, догоняй – кА! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь! Похвалялися ежи: - у нас шубы хороши!
Цель: продолжать учить выполнять самомассаж рук и пальцев, выполнять движения в соответствии словам. Наши пальцы сжались тесно. (дети сжимают левую руку в кулак) Что такое? Интересно! Видно им прохладно стало, (правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают) Их укроем одеялом. (затем меняют руки, потом опускают руки и слегка трясут ими)
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений. Оборудование: елочные бусы и шнурок. Ход игры: худ. слово с внесением маленькой елочки. Елка наряжается – Праздник приближается Новый год у ворот, Ребятишек елка ждет. Воспитатель предлагает детям нарядить елочку. Обсуждение, чем можно нарядить ее (шарами, игрушками), а еще ее можно нарядить бусами, воспитатель показывает деткам деревянные бусы и предлагает им украсить елочку. Дети нанизывают на шнурочки бусы и вместе украшают дерево. Затем поют для елочки песенку. Январь
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне; активизация словаря: «котик», «умывается», «носик», «ротик»», «ухо». Оборудование: мозаика, наборное полотно, образец для выкладывания, картинка с изображением кота. Ход игры: воспитатель показывает деткам картинку с изображением котика и читает стихотворение: Котик лапкой умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, Вымыл ротик, Вымыл ухо, Вытер сухо. Дети вместе с воспитателем рассматривают картинку и отмечают, где у котика уши, где ротик, где носик и отмечают для чего нужны глаза (смотреть), рот (говорить, есть, петь, пить), нос (дышать). Затем воспитатель ставит перед ребенком мисочку с мозаикой и выложенную на полотне мордочку кота без носа и рта и просит выложить недостающие части мозаики.
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, сенсорных представлений, тактильного восприятия. Оборудование: четыре пары рукавичек основных цветов (красные, синие, желтые, зеленые), разные по размеру (большие и маленькие) и фактуре (пушистые, вязаные), с пришитыми к ним петельками; шнурок. Ход игры: воспитатель говорит, что на улице зима, очень холодно. Мы одеваем теплую одежду, а на руки что мы одеваем? Рукавички. Затем воспитатель просит ребенка выбрать одну пару рукавичек и надеть рукавички парами на шнурок.
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги. Оборудование: нарисованный на листе бумаги мальчик, держащий за веревочку контурное изображение санок; мелкие пуговки. Ход игры: воспитатель показывает ребенку рисунок с изображением мальчика с санками, вместе с детьми отмечают санки, называют их части (сиденье, полозья) затем воспитатель просит детей выложить из пуговиц «веревочку» для санок, чтобы мальчик мог везти их за собой. После проделанной работы воспитатель читает стихотворение: На заснеженной полянке Я, зима и санки. Только землю снег покроет, Собираемся мы трое. Веселимся на поляне - Я, зима и санки. А. Босев
Цель: Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии Словам. Ход игры: Воспитатель читает стихотворение «Кошкин дом» с показом пальчиковой гимнастики. Тили – бом, тили – бом, (хлопки руками на последнем слове удар по коленкам) Загорелся Кошкин дом. (движение всеми пальцами, показываем ушки, крышу над головой) Кошка выскочила, (ножки побежали на месте) Глаза выпучила. (ручки в трубочку перед глазами, на слове «выпучила», ладони раскрываются) Бежит курица с ведром, (пальчики побежали по коленочкам) Заливает Кошкин дом. (имитируем брызги, затем показываем ушки и крышу над головой) Февраль |
Семинар-практикум для родителей Демонстрационный материал: Игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература... |
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук старших дошкольников Актуальность. Слаженная и ловкая работа пальцев рук детей способствует развитию интеллекта и речи ребенка, влияет на степень подготовленности... |
||
Группа Мозаика Логика Сатира Ода Рус яз, как иностранный 9-12 Движение Рифма Развитие мелкой моторики руки по системе Монтессори Анна iii-1/ Танцы Ольга ii-2 |
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и... Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,... |
||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Образовательное учреждение обеспечивает развитие, воспитание и обучение детей в группах раннего и дошкольного возраста. В детском... |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
||
«Реализация системно деятельностного подхода в практике комплексного... Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития... |
Программа «кроха»Г. Г. Григорьева изд. «Просвещение» «Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду» А. В. Найбауэр Сфера 2013г |
||
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
22. Методы обучения. Определение, классификация и характеристика.... Метод обучения система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |