Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»




Скачать 31.21 Kb.
Название Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 31.21 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Астрономия > Урок
У р о к 1
Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Цель: знакомство со стихотворением, работа над содержанием и литературными приёмами, используемыми автором, работа над выразительностью чтения произведения.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания.

II. Работа над стихотворением «Зимнее утро»
      Читает стихотворение учитель. Хорошо, если есть возможность пригласить к шестиклассникам ученика старших классов, который сможет выразительно прочитать это стихотворение. В классе желательно повесить репродукцию картины с изображением русской зимы.
      Зададим вопросы, которые помогут ученикам озвучить первое впечатление от прочитанного стихотворения.
            — Определите, каким размером написано стихотворение «Зимнее утро».
      Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины.
      — Кто такая Аврора?
      — Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра.
      — Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии?
      — Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
      Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
      — Какое еще противопоставление есть в первой строфе?
      Богиня зари — простая женщина.
      После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
      — Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах.
      Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность. Во второй строфе поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра.
      Шестиклассники еще не знакомились с понятием композиции, поэтому мы не можем сказать им, что в данном случае антитеза — основной композиционный прием стихотворения. Мы можем сказать, что антитеза играет большую роль в построении стихотворения.
      В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем пропедевтическое понятие о метафоре.
      Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
      Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
      — Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
      — Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»?
      Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа. Распространенная ошибка: «Озарена веселым треском».
      — Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
      — Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
      Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
      — Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
      — Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?
      «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим.
      Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину.
      — Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
      При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
      3.Выразительное чтение стихотворения.

В заключение попросим одного или двух учеников прочитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на интонации стихотворения.

4. Итог урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Тема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Тема 1, Техника речи
Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник...
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель урока: познакомить учащихся с данным стихотворением, сделать его интерпретацию
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» icon Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в волшебный мир поэзии. Нас ждет встреча с еще одним классиком...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции