8-14 урок срок сдачи до 19 декабря




Скачать 423.43 Kb.
Название 8-14 урок срок сдачи до 19 декабря
страница 1/4
Дата публикации 13.10.2014
Размер 423.43 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3   4
1-7 урок срок сдачи до 12 декабря

8-14 урок срок сдачи до 19 декабря

15-21 урок срок сдачи до 26 декабря

Ответы отправлять на адрес gulyaeva.81@list.ru

Урок 1
причастие как часть речи


  1. Прочитай текст

После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами.

В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем-то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками?

И откуда только они взялись в такую позднюю пору? Да это же безвременники, цветы-неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из-под травы, засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна.

– Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

1) Чем-то залюбовался любопытный дятел.

2) У цветов-неувяд весной появляются коробочки с семенами.

3) Природа поздней осенью готовится к покою.

4) Осенью березы становятся беззащитными.

– Какова тема текста?

– Определите тип речи:

1) повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) описание с элементами повествования.

– Укажите способ образования слова белоствольный.

Работа над новой темой.

1. Выпишите предложение.

Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки.

– Выделите грамматическую основу.

– Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу подлежащего.

– Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение?

– Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие?

– А пожелтевшие и пожелтели?

– От какого слова образовано определение пожелтевшие?

– На какой вопрос отвечает?

– Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите в тетрадь.

– Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный?

– Выделите основы в данных словах:

Пожелтевшие, пожелтели

– Какой общий характерный признак есть у этих слов?

– Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием.



Выборочный диктант.

– В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия.

Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.

– Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных.



Урок 2
морфологические признаки глагола
у причастия


Записать в тетрадях:

ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ



1) вид (совершенный и несовершенный

2) время (настоящее и прошедшее)

3) возвратность (возвратное или невозвратное)

1. Запишите причастия, указывая глагольные признаки, в скобках укажите глаголы, от которых образованы эти причастия.

Колеблющийся, строящий, приобретаемый, тронутый, засеянный, позабытый, умывавшийся, играющий.

2. Подберите существительные к записанным причастиям.

3. Подберите к существительным ветер, тучи, листья, осень причастия, составьте с данными словосочетаниями небольшой текст, озаглавьте его.

Урок 3
морфологические признаки
прилагательного у причастия


Выпиши слова

Развевающееся знамя, приближающийся велосипедист, приветливо улыбающаяся хозяйка, развивающаяся промышленность, происходящие события, расположившиеся на отдых туристы, комментарий совершаемых событий, приближающийся троллейбус, удивляться удавшемуся маневру, восхищаться расстилающейся степью, объяснивший дорогу прохожий.

– В записанных причастиях укажите глагольные признаки.

– Найдите главные слова в словосочетаниях:

расстилающейся степью, совершаемых событий, приветливо улыбающаяся,расположившиеся на отдых.

(Вывод: причастия могут быть не только зависимыми словами, но и главными.)

1. Просклоняйте сочетание:

красное развевающееся знамя.

– Что общего вы заметили при склонении прилагательного и причастия?

2. Запись в тетради.

ПРИЧАСТИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1) согласуются с существительным в роде, числе, падеже;

2) в предложении чаще всего бывает определением;

3) имеют полную и краткую форму:

лед покрыт полыньями; знамя красно.

Озаглавьте. Определите тип текста (устно).

Выпишите словосочетанияукажите признаки глагола и прилагательного (в скобках).

Огромное туман..ое кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ноч..ного неба, казалось темной крещенской проруб..ю. Такой же загадоч..ной, таинствен..ой, от которой ждешь (не)бывалого и удивительного. Этот гиган..ский космический глаз смотрел на землю внимательно и строго. Если бы рядом с луной (не)было (не)скольких светящ..хся звездочек, внушающих (не)которую (не)уверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать… страх. (Ф. Нестеров.)

2. Тестирование.

1) Найдите словосочетание с причастием:

а) глиняная ваза (красный флаг);

б) пораженный красотой (краснеющий плод);

в) масленый пирог (дремлющий старик);

г) маслянистая жидкость (дремучий лес).

2) Укажите причастие:

а) видевший;

б) думая;

в) рассчитав;

г) поспеши.

3) Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:

а) время;

б) вид;

в) наклонение;

г) возвратность.

4) Укажите причастие в форме предложного падежа единственного числа:

а) усыпанные;

б) закутавшийся;

в) нависшим;

г) посмотревшем.

5) Какого морфологического признака нет у причастия:

а) число;

б) род;

в) время;

г) лицо.

6) Укажите причастие в форме винительного падежа единственного числа:

а) намеченную;

б) обслуживаемого;

в) синеющих;

г) позванивающим.

Урок 4
р/р. ПУблицистический стиль


1. Запиши в тетрадь.



Отмечаем синтаксическое родство и основное свойство публицистики: она занимается вопросами, важными для всего общества (то есть общественно-политическими) в данное время (т. е. актуальными, злободневными, прилагательное злободневный образовано от фразеологизма злоба дня – то, что привлекает внимание, занимает всех в данное время).

Публицист – писатель, создающий произведения на общественно-политические темы.

Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Запись в тетради.

Назначение публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя.

– Какие же актуальные вопросы поднимаются в подобранных вами текстах?

2. Составление таблицы.



4. Языковые приемы:

– употребление стандартных выражений;

– употребление экспрессивных выражений;

– совмещение книжной и разговорной лексики;

– использование слов в переносном значении;

– повторы;

– обратный порядок слов (инверсия).

Урок 5
Склонение причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях причастий


Запиши текст.

Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, закрой глаза, вспомни недавнее прошлое и мысленным взором ты увидишь: холодный белесый туман призрачно клубится над лесами и болотами Белоруссии, над пустыми, давно покинутыми блиндажами, заросшими пожухлым папоротником, над обвалившимися траншеями и налитыми ржавой водой стрелковыми ячейками. Тускло мерцают на дне их позеленевшие от времени гильзы винтовочных патронов… Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссеченные осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.

– К какому типу речи относится данный текст? Стилю речи? Докажите.

– Найдите прилагательные и причастия, укажите определяемые ими существительные, выделите окончания. Как вы определили окончания? (По вопросам от существительных.)

2. Просклоняйте словосочетание холодный клубящийся туман, ставя от существительного вопросы, выделяя окончания.

3. Просклоняйтесловосочетание во множественном числе:

крохотные, блистающие слезинки.

– Сопоставьте падежные окончания прилагательных и причастий во множественном и единственном числе.

Вывод: как склоняются причастия?

4. Синтаксическийразбор предложения

Мы радуемся (хороший теплый день), но уже больше не ждем (летящая паутинка) бабьего лета.

Разбор словосочетаний с предварительным объяснением учителя:



Урок 6
причастный оборот.
выделение причастного оборота запятыми


Перепиши словосочетания.

От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.

1. Выделите окончания причастий.

– В каждом словосочетании выделите главное слово.

– Что называется главным словом?

Запись в тетрадях:

Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).

Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.

– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.

2. Выпишите в два столбика словосочетания:

+ зависимое слово

+ причастие

Об уходящем лете, законченную работу, много видевший, знавший ненависть и любовь, узнавший вкус, блистающая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, обладающий всем, не подлежащим сомнению, над сияющей землей.

Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.

– Найдите грамматическую основу.

Снежок идет, спешит прикрыть.

– Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его группе.

Спешит (что?) землю.

(какую?) истерзанную.

(чем?) войной.

– Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.)

– Выделяем графически:



Вывод: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением.

3. Выборочный диктант.

Выпишите только причастные обороты.

Ночь, как башня черная, встает, над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот.

На другой день войска, получили приказ возвратиться в лагерь.

Спокойный дым над крышей подымался и таял в воздухе.

Поэты с древних времен поют нам о человеке,

Наш народ выступает против войны,

– Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам).

Урок 7
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ


Сделай синтаксический разбор предложения.

Люблю дымок спаленной жнивы, и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез4.

– Найдите причастия и причастные обороты, укажите определяемые существительные.

– Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова:



Закрепление темы: тренировочные упражнения.

1. Перепишите предложения, согласуя причастия с определяемым существительным. Укажите графически причастные обороты.

1) Узкая, длинная коса походила на огромную| |. 2) Тучи покрыли его ровным тяжелым огом, | |. 3) Маленькие игривые | |, тихо бились о борт. 4) Тишина в степи содрогается от глухого грохота | |, | |. 5) | |, я услышал голос с берега.

(Из произведений М. Горького.)

– Перестройте предложения 1 и 5 так, чтобы причастный оборот стоял перед определяемым словом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Зачет № Срок сдачи
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. И. С. Тургенев -создатель русского романа...
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Государственный стандарт союза с с р
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1978 г. №3350 срок введения установлен
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Срок приема заявок на зимнюю сессию до 15 декабря!
Учитывая Ваши пожелания, мы подготовили для Вас новый набор заданий, включая начальную школу, и значительно увеличили список предметов,...
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon До 20 декабря 2012 г
Для участия в Международной научно-практической конференции и информирования в сборнике научных трудов необходимо до 20 декабря 2012...
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon 3–7 декабря 2012 года
Приглашаем Вас 3–7 декабря 2012 года принять участие в VII международных днях Мифтахетдина Акмуллы
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума
Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
8-14 урок срок сдачи до 19 декабря icon Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции